Апокрифы о Иоанне Богослове. В древнерусской книжности встречается несколько А., связанных с именем Иоанна Богослова (автора четвертого Евангелия, трех посланий и «Откровения», завершающего Библию).
1. «Слово святаго Иоанна Богослова о пришествии господни: како хощет прийти на землю», называемое в науке «Вопросами Иоанна Богослова господу на горе Фаворской» и «Апокрифическим Апокалипсисом Иоанна» (нач.: «По вознесении господа нашего Иисуса Христа, аз, Иоанн, вшедшу ми на гору Фаворскую...»). От лица Иоанна здесь говорится, что через семь дней молитвы он был «восхищен» светлым облаком на небо, увидел там громадные книги и стал задавать Иисусу Христу вопросы о том, что в них написано. Далее идет диалог Иоанна и Иисуса Христа. Господь возвещает, что в книгах написано о последних временах, о приходе антихриста и его царстве, о Енохе и Илии, о воскресении всех людей тридцатилетними, о том, что ангелы, взяв тогда с земли все святое, остальное сожгут, продуют Землю, выровняют, убелят и подготовят к приходу Судии. Когда же тот сойдет на землю, будут принесены книги с семью печатями и по мере открывания печатей спадут звезды, скроются солнце и луна, улетит воздух, высохнет море, откроется ад, и после этого состоится суд. Затем на земле возникнет рай, и праведники будут жить на ней вместе с ангелами, число одних и других будет одинаковым. По завершении разговора светлое облако вернуло Иоанна на гору Фавор.
А. восходит к греческому оригиналу, первое упоминание которого в византийской литературе относится к IX в. А., судя по указанию в нем на иконы, царей, патриархов, а также по замечаемому в нем влиянию апокрифического «Апокалипсиса Павла», датируют временем не раньше V в.; известен болгарской, сербской и русской литературам. Древнейший список – XIII в. (болгарский); русские списки – с XV в.
2. В рукописях обычно соседствует с рассмотренным другой А. – «Вопросы Иоанна Богослова Аврааму на Елеонской горе» (нач.: «Взыде Исус на гору Елеонскую со ученики своими и рече им...»). В начале его приводится краткий диалог Иисуса Христа с апостолом Павлом о втором пришествии, а затем говорится о вознесении Иоанна Богослова на небо и беседа его там с Авраамом. Иоанн задает вопросы, а Авраам, отвечая ему, сообщает о судьбе «на том свете» евреев, язычников, христиан, младенцев, попов, монахов и т. д. Тут говорится, в частности, что ангелы держат душу умершего человека девять дней, ожидая, не помянет ли ее кто-нибудь в молитвах, если нет, то сорок дней, если же и тогда никто не помянет, то посылают ее «во тьму кромешную». Продолжительность жизни человека зависит, по словам апокрифа, от того, в какой день, час и в какое «межючасье» он родился. Там же говорится, что всеобщее воскресенье будет в Пасху.
Этому произведению точного соответствия среди греческих апокрифов не найдено и потому считается возможным, что он возник на славянской почве в промежуток XI–XIII вв. Старейший его славянский список – болгарский XIII в., а русские – тоже с XV в.
В русских списках XVI–XVII вв. сохранилась переработка этого апокрифа под названием «Вопросы Иоанна Богослова Аврааму о праведных душах» (нач.: «Отче Аврааме, ты пребываеши в раи, ты приемлеши праведных души...»). Здесь говорится главным образом о пользе для душ умерших заупокойных служб, свечей, просфор и милостыни в третины, девятины, полусорочины и сорочины.
3. Еще один А., навеянный, по-видимому, первым из перечисленных, – «Вопрошение Иоанна Феолога самого господа Христа» (нач.: «Господи, скажи ми пришествие твое на землю...»). В нем говорится, в частности, что тьма кромешная находится на расстоянии от земли, большем, чем пролетает падающий камень, поднятый тридцатилетним мужчиной, в течение трех лет, что пять евангельских хлебов – это пять книг Моисея, две рыбы – Апостол и Евангелие и т. д.
По кратко выраженному мнению М. Н. Сперанского (ПБЭ, 1910, т. 11, стб. 419), все посвященные Иоанну Богослову А. несут следы богомильской идеологии. Однако же никакого еретического содержания в этих народно-фантастических произведениях нет, и лишь два из них (первые в нашем перечне) известны статье о ложных книгах (древнейший список – в «Тактионе» Никона Черногорца XIV в.): «И паки обхождение Иоанново, глаголемое Богословово, всих скровенных причитают».
Иоанну Богослову в древнерусской письменности посвящено, кроме того, его Житие, написанное, по преданию, Прохором, его учеником. Ученые его датируют V в., а автора называют Псевдо-Прохором. Но в Византии и Древней Руси апокрифическим оно не считалось. Известно большое число его греческих и славянских (начиная с XII в.) списков в полном и более или менее сокращенном виде. Под 8 мая и 26 сентября включено в ВМЧ.
Изд.: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. СПб., 1862, с. 113–117; Тихонравов Н. С. 1) Памятники, т. 2, с. 174–204; 2) Апокрифические сказания. – СОРЯС, 1894, т. 58, кн. 4, с. 25–28; Jagi? V. Primeri starohrvatskoga jezika iz glagolskih i ?irilskih knji?evnich starinach. Zagreb, 1866, t. 2, s. 77–81; Срезневский И. И. 1) Древние славянские памятники юсового письма, с описанием их и с замечаниями об особенностях их правописания и языка. – СОРЯС, 1868, т. 3, с. 185–188; 406–416; 2) Сведения и заметки, № 66, с. 393–397; № 74, с. 495–498; Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова, М., 1872, с. 339–344; Jagi? V. Novi prilozi za literaturu biblijskih apokrifa. – Starine. U Zagrebu, 1873, kn. 5, s. 74–79; Амфилохий арх. 1) Хождение по вознесении Господа нашего Иисуса Христа св. ап. и ев. Иоанна учение и представление / Списано Прохором, учеником его. Изд. ОЛДП, № 31, 1878; 2) Палеографическое описание греческих рукописей IX и X в. определенных лет. М., 1880, т. 3, с. 19–26; ВМЧ, 25–30 сентября. СПб., 1883, стлб. 1584–1660; Мочульский В. Следы народной библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893, с. 172–230; 270–275; Novakovi? St. Primeri knji?evnosti i jezika staroga i srpskoslovenskoga. Belgrad, 1904, s. 505–509; Франко. Апокрифы, т. 3, с. 49–56 и 182–198, 1906, т. 3, с. 258–264; Соrоvi? V. О drugom dolasku Hristovom apokrifna apokalipsa. – Spomenik Srpske Kral. Akad. Beograd, 1910, t. 49, drugi razred, s. 41–45.
Лит.: Булгаков Ф. Житие Иоанна Богослова по рукописи XV–XVI вв. в сличении с греческим текстом 1022 г. – ПДП, 1878, т. 3, с. 121–127; Барсуков Н. Варианты к Хождению св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. – ПДП, 1879, т. 4, с. 97–139; [Мирон]. Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен. – Киевская старина, (1894), вып. 47, с. 429–430; Франко. Апокрифы, т. 3, с. 49–90; Яцимирский А. И. Апокрифы и легенды: К истории апокрифов, легенд и ложных молитв в южнославянской письменности. VI–VIII. – ИОРЯС, 1909, т. 14, кн. 3, с. 114–115; Лихачев Н. П. Хождение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова по лицевым рукописям XV и XVI вв. – ПДП, 1911, т. 130, с. 1–53; Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. – ТОДРЛ, 1966, т. 22, с. 208–222; Демина Е. И. Тихонравовский Дамаскин, София, 1971, ч. 2, с. 81–88; Santos Otero A. de. Die handschriitliclie ?berlieferung der altslavischen Apokryphen. Berlin; New York, 1978, Bd 1, S. 97–123, 197–209.
Г. М. Прохоров, М. В. Рождественская