АПОЛЛОН

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АПОЛЛОН
´Apollon) - в древнегреческой мифологии бог солнца и света (Феб), мудрости (Дельфийский оракул А.), искусства (предводитель муз). Сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец Артемиды. Культ А. носил панэллинский характер.

Лит.: Ker?nyi K., Apollon. Studien ?ber antike Religion und Humanit?t, W., 1937.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АПОЛЛОН
русский художественно-литературный иллюстрированный журнал, выходил в Петербурге с октября 1909 по 1917. Редакторы С.К. Маковский, барон Н.Н. Врангель, издатели С.К. Маковский и М.К. Ушаков. В ряде статей журнала искусство рассматривалось как форма служения Богу. С журналом сотрудничали многие русские художники, писатели и поэты.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Аполлон
сын Зевса и брат Артемиды, один из главных богов греческого пантеона, наделенный разнообразными функциями. Почитался как бог солнечного света, гармонии, духовной деятельности, искусств, охранитель, отвратитель бед, а также обладал даром предвидения и наделял этим свойством людей. Согласно мифам, он сделал в городе Дельфы святилище, в котором находился главный оракул Греции.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

АПОЛЛОН
бог Солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), братблизнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимал живое участие в основании городов и управлении ими, карал преступников и поэтому изображается с луком и стрелами. Бог Пан и сатир Марсий состязались с Аполлоном в музыкальном искусстве, но были побеждены им. Как бога Солнца Аполлона часто называют Гелиосом. К римлянам почитание Аполлона перешло от греков, и в Риме ему поклонялись главным образом как божеству, спасающему от мора. Знаменитыйхрам Аполлона находился в Дельфах. Дельфийский оракул пользовался известностью во всем Древнем мире.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

АПОЛЛОН
американский космический проект. Его инициатором был президент КЕННЕДИ. Проект должен был стать американским ответом на советскую программу освоения космоса, выполнение которой уже позволило СССР запустить первым ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ и первого человека на околоземную орбиту. Проект предусматривал высадку американских астронавтов на Лупу в 1970 г. Для его реализации была создана НАСА (Национальное управление по аэронавтике и космическим исследованиям). Для полета на Луну использовалась трехступенчатая ракета «Сатурн», которая несла три модуля-командный, служебный и лунный. 16 июля 1969 г. был произведен запуск корабля «Аполлон-11», который 20 июля вышел на лунную орбиту. Астронавты Нейл АРМСТРОНГ и Эдвин Олдрин на лунном модуле опустились в тот же день на поверхность Луны и пробыли там более двух часов, устанавливая американский флаг, научную аппаратуру и собирая образцы лунного грунта. После этого было произведено еще пять высадок на Луну. Составной частью этого проекта также была стыковка на околоземной орбите американского корабля «Аполлон-18» и советского «Союз-19». Общая стоимость проекта «Аполлон»-около 25 млрд. долларов.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

Аполлон
(лат. Apollo), также Феб (лат. Phoebus), красивый юный греч. бог солнечною света, отождествлявшийся с богом солнца Гелиосом. Родился в Делосе; сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Значение его имени неясно. Обладавший даром предвидения, А. наделял этим свойством людей, например Кассандру. Возле Дельф он убил дракона — чудовище Пифона, в честь этой победы сооружен Дельфийский храм; А. получил прозвище А. Пифий. Пифия, жрица этого храма, делала предсказания (оракулы). Как гл. оракульное божество А. имел многочисл. святилища, располож. в Греции и М. Азии. А. являлся также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения. Поэтому его часто изображали с лирой в руках, получ. им от Гермеса. А. покровительствовал музам. Марсия. осмелившегося вступить с ним в музыкальное состязание, он жестоко покарал. А. почитался также как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом — отвратителем бед и богом исцеления. Его сын от Корониды Асклепий был богом врачевания. За оскорбления, нанес, своей матери Лето, А. убил из лука детей Ниобы. Осадивших Трою греков он покарал мором. Свящ. деревом А. был лавр. Культ А. получил распространение в Риме в 5 в. до н. э. и достиг расцвета в период правления Августа, считавшею его своим богом-хранителем. Начиная с античности часто делали скульптурные изображения А. Наиболее выдающимися из них (раннего классич. периода, 2-я четв. 5 в. до н. э.) являются т. н. «А. Кассельский», рим. мраморная копия статуи, возможно, работы Фидия, находящаяся в г. Кассель, «А. Омфалос» — подтвержд. несколькими своими репликами статуя А. дорич. стиля. Особенно высоко ценится «А. Бельведерский», рим. мраморная копия в Ватикане, сделанная с греч. бронзового оригинала 2-й пол. 4 в. до н. э. (А. изображен в движении, держащим в руке лук и смотрящим вслед выпущ. стреле). Фигура А. находится в центре композиции на зап. фронтоне храма Зевса в Олимпии. Известна также статуя А. Савроктона работы Праксителя, которая изображает А. убивающим ящерицу. А. посвящали свои скульптуры Торвальдсен и Роден. В живописи А. чаще всею изображали в окружении муз (Пуссен), с Артемидой (Л. Кранах Старший), сражающимся с Пифоном (Делакруа), вместе с Дафной (Тьеиоло), «А. у Адмета» (Лоррен), «А. рядом с Гиакинфом» (Тьеиоло). Мотивы мифов об А. использовались и в оперном искусстве (Люлли, Моцарт).

Источник: Словарь античности. 1989

Аполлон
лат. Apollo)
   в греческой и римской мифологии бог солнца и света (Феб), мудрости (Дельфийский оракул) и искусства (предводитель муз), сын Зевса и богини Лето (Латоны), отец Орфея, Лика и Асклепия, брат Артемиды. Считалось, что культ А. заимствован из Малой Азии и что вначале он был богом дверей, который прогонял от дома или города несчастье. В Афинах и некоторых других городах Эллады А. почитался также как покровитель путешественников и мореплавателей. А. изображали высоким стройным юношей с лирой, кифарой или луком в руках.
   Леви Е.И. К вопросу о культе Аполлона Дельфиния в Ольвии // Культура античного мира. М., 1966. С. 124-130; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 267-590.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Один из важнейших греческих богов, вечно юный и прекрасный бог Солнца, покровитель искусств, меткий лучник. По своим функциям культ Аполлона сливался с культами Гелиоса и Феба. Этимология имени Аполлона не раскрывается с позиций греческого языка, что свидетельствует о возможном малоазийском его происхождении. Аполлон - брат-близнец Артемиды, которых Лето (Латона) родила от Зевса. Гера запретила твердой земле давать приют Латоне, и поэтому рождение близнецов произошло на плавучем острове Делос. В благодарность за приют на острове возник Дельфийский оракул, посвященный Аполлону. Аполлон быстро возмужал и скоро расправился со страшным Тифоном, опустошавшим окрестности Дельф. Аполлон участвовал в битве олимпийцев с гигантами и титанами. Нет никаких сведений о супруге Аполлона, хотя многие нимфы и земные женщины пользовались его благосклонностью и имели от него детей; в то же время он часто бывает отвергнут (вспомним, например, Дафну). Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, которые, впрочем, рассматривались как ипостаси самого Аполлона. У Аполлона множество функций: он и пастух, и музыкант (кифару он получил от Гермеса в обмен на коров), и защитник от зла и болезней (считалось, что бог прекратил чуму во время Пелопоннесской войны).
   Из греческих колоний культ Аполлона проник в Рим, император Август объявил его своим покровителем и учредил в честь него вековые игры.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АПОЛЛОН
в греч. миф. сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Род. на плавучем о-ве Астерия, принявшем возлюбл. Зевса Лето, к-рой ревнивая Гера запрет. вступать на твердую землю. О-в, явивший чудо рожд. двух близнецов — А. и Артемиды, стал именов. после этого Делосом (греч. «являю»), а пальма, под к-рой разрешилась Лето, стала свящ., как и само место рожд. А. рано возмужал и еще совсем юным убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавш. окрестн. Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, А. основал свое прорицалище. Там же он учредил в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф в пеане (свящ. гимне). А. поразил также своими стрелами великана Тития, пытавш. оскорбить Лето, киклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участв. в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Наряду с губител. дейст-виями А. присущи и целительные: он врач, или Пеон, Алексикакос («помощник»), защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны. В позднее время А. отожд. с солнцем во всей полноте его целител. и губител. функций. Эпитет А. — Феб — указыв. на чистоту, блеск, прорицание. А. — прорицателю приписыв. основание святилищ в М. Азии и Италии — в Кларосе, Дидимах, Колофоне, Кумах. Среди детей А. были: прорицатели Бранх, Сибилла, Мопс — сын А. и прорицательницы Манто, Идмон — участник похода аргонавтов, А. — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родонач. и покровитель племен, «отчий». Иногда эти функции А. связаны с мифами о служении А. людям, на к-рое посылает его Зевс, разгнев. независимым нравом А. А. — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на коров. Он покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз и жестоко наказыв. тех, кто пытается состяз. с ним в музыке. А. вступ. в связи с богинями и смертн. женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращ. по ее просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены он имел сына Аристея, от Корониды — Асклепия, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея. Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, рассматрив. как ипостаси А. Для архаич. А. хар-рно наличие растит. функций, его близость к земледелию и пастушеству. Он — Дафний, т.е. лавровый, «прорицающий из лавра», «любящий лавровое дерево» Дафну. Его эпитет Дримас, «дубовый»; А. связан с кипарисом, пальмой, маслиной, плющом и др. растениями. Зооморфизм А. проявл. в его связи с вороном, лебедем, мышью, волком, бараном. В образе ворона А. указал, где надо основать город, он — Кикн («лебедь»), обративший в бегство Геракла, он — Сминфей («мышиный»), но он спасатель от мышей. А. Карнейский связан с Карном — демоном плодородия. Эпитет Ликейский («волчий») указыв. на А. как на хранителя от волков и как на волка. Матриархал. черты А. сказыв. в его имени по матери — Летоид; отчества у него нет, но он постоянно носит имя родившей его Лето. Он — демон смерти, убийства, даже освящ. ритуалом человеч. жертвопринош., но он и ценитель, отвратитель бед; его прозвища — Алексикакос («отвратитель зла»), Апотропей («отвратитель»), Простат («заступник»), Акесий («целитель»), Пеан или Пеон («разрешитель болезней»), Эпикурий («попечитель»).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АПОЛЛОН
   • Apollo,

         ???????, сын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Койя. Hesiod. theog. 918. Ноm. Il. 1, 21, 36. У Гомера и Гесиода не указывается место рождения А.; а по гимну к А. Делосскому, он родился на острове Делос у подошвы горы Кинфа (??????, ???????) вместе с Артемидой; здесь мать их, Лето, преследуемая ревнивой Герой, нашла себе наконец безопасное убежище. А. пречистый (???????) есть бог блага и порядка; он охранитель закона, всего доброго и прекрасного в природе и в человеческой жизни. Он объявляет людям волю Зевса, правителя мира и высшего покровителя всякой законности, с которым А. связан самым тесным образом; он же наблюдает за исполнением воли Зевса. Кто противится Зевсову закону, того карает гнев А.; стрелами своими, летающими с серебряного лука, он, издали попадающий в цель (????????, ????????, ????????, ????????????, ??????????, arcipotens, arcitenens), поражает ослушника смертью. Это испытали на себе Алоады (От и Ефиальт), гордая Ниоба со своими детьми и греки в лагере под Троей (Ноm. Il. 1). Но как, с одной стороны, А. — бог губитель (??????? от ?????????), посылающий смерть, мор, повальные болезни, так, с другой — он же дает благоденствие и спасает от бед (??????????, ????????, ?????, ??????, ?????, ?????, medicus), он дарует силу для победы. Из этого его свойства можно объяснять и его значение как покровителя стад; он дает стадам обильный приплод и отвращает от них падежи и волков (??????????). Он — сам пастух и пасет стада Адмета и Лаомедонта. Il. 1, 766. 21, 448. Как вестник воли Зевса, он бог предсказаний и оракулов. От его ясного, провидящего взора ничто не скрыто, но изречения его часто темны для ограниченного человеческого ума, поэтому А. называется ??????, темный. Знаменитейшее из мест, где он дает предсказания — Дельфы или Пифо (поэтому он ??????); он завладел этим местом вскоре после своего рождения, поразив дракона Пифона. Нутп. in Apoll. Pyth. 104. 282 слл. Прежде этот оракул принадлежал Гее (и Посейдону) и — после нее — Фемиде. Aeschyl. Eum. 1. слл. Аполлоновские оракулы находились также в Абахе в Фокиде. близ Фив на Йемене, на источнике Тильфоссе в Беотии, в Кларе близ Колофона, в Дидимах близ Милета и т. д. (???????, ????????, ???????, ??????????, ????????). Аполлоновы пророчественные изречения имели сильнейшее влияние на общественные дела греков, на их государственные учреждения, на расселение племен и основание колоний; он основатель городов и предводитель колоний (??????????, ???????), охранитель городов и улиц (????????); он сам выстроил стены Трои (Il. 7, 452) и Мегар (см. Alcathous, Алкафой). Всеведущий бог, объявляющий божественную волю, владеет также даром поэзии, пения, музыки. У Гомера (Il. 1, 603) он во время пира богов играет на форминге, а Музы сопровождают его игру своим пением, но здесь он не является еще богом пения. Впоследствии А. представляется богом всех изящных искусств и предводителем Муз (??????????). Со всевидящим богом Гелием всеведающий светлый (???????) Феб А. был отождествлен лишь в поздние сравнительно времена. А. был одним из верховных богов у греков; культ его был распространен повсеместно и имел чрезвычайно значительное влияние на греческую образованность; но особенно высоко чтили А. доряне. Главными местами почитания А. были: Темпейская долина, Дельфы, откуда служение ему распространилось по Беотии и далее, Крит, Делос, малоазиатское побережье. Аполлоновские праздники падают большей частью на весенние месяцы; в это время года во многих местах совершались в честь А. праздники очищения и искупления; таков у афинян и вообще у ионян был праздник ????????. Пифийские игры, в которых принимала участие вся Греция, происходили обыкновенно поздним летом каждые 4 года. На мысе Акции, Actium, где ?. ´?????? имел храм, построенный, по преданию, аргонавтами, каждые 3 года совершалось празднество с состязаниями, происходившими на суше и на море; со временем Августа это празднество (´?????, Actia, Actiaca) справлялось с особенным великолепием каждые 5 лет. Очень многочисленно, по мифологии, было потомство ?.; сыновьями его назывались преимущественно пророки, певцы и герои, основатели тех городов, где его особенно почитали. Ему посвящены были, кроме других животных, лебедь и волк, из растений оливковое дерево, пальма, лавр. Что касается последнего, то известно сказание о том, как нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее А., превратилась в лавровое дерево (?????). Ov. met. 1, 452 слл. Пластическое искусство представляет А. прекраснокудрым (???????????), сильным юношей, стройным, высоким, с гордыми, ясными чертами лица. Самая древняя из сохранившихся статуй найдена около Теней в Пелопоннесе (н. находится в Мюнхене), а самая знаменитая — это А. Бельведерский в Ватикане; он изображен здесь с эгидой, которую держит пред собою, распространяя ее страх и смятение среди своих врагов (в том же приблизительно положении, как в Il. 15, 318). Голова А., соответствующая А. Бельведерскому, прежде находилась в собрании Джустиниани, а ныне составляет собственность графа Pourtal?s-Gorgier. Статуя из Пио-Клементинского собрания представляет А. Мусагета в длинном ионическом одеянии аедов. К римлянам почитание А. перешло от греков. Уже во времена царей, как говорят, римляне вопрошали дельфийского оракула: в 432 г. до Р. X. А. построен был первый храм в Риме; здесь этот бог чествовался как A. medicus, как бог, спасающий от мора; именно эта сторона представления о божестве всего более и выступает в почитании А. у римлян. Во 2-ю Пуническую войну в честь его установлены были Аполлоновы игры (Ludi Apollinares, см. Ludi, Игры). Август, особенно высоко чтивший этого бога, дал новое устройство столетним играм (ludi saeculares), перенеся часть чествования, принадлежавшего прежде Плутону и Прозерпине, на А. и Диану.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
392.25 кб

Аполлон Григорьев о российской историографии в эпоху «великих реформ»

Боярченков Владислав Викторович
Автор рассматривает историографические взгляды известного русского поэта и критика А. А. Григорьева.
Читать PDF
0.00 байт

Славянское искусство на страницах журнала «Аполлон» (1909–1917)

Сальникова Евгения Александровна
Данная статья представляет собой обзор «славянских» страниц художественно-критического журнала «Аполлон» (1909–1917 гг.), главной темой которых115стала идея объединения славянских народов на почве искусства.
Читать PDF
222.15 кб

Аполлон Аполлонович Грушка и Пётр Васильевич Никитин. Об одном письме

Скударь Елена Валентиновна
Цель предлагаемой публикации – познакомить читателей с письмом вице-президента Императорской Академии наук в 1900– 1916 гг.
Читать PDF
140.58 кб

Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов

Рогожина Анна Алексеевна
В статье обсуждается одна из характерных особенностей коптского агиографического предания о Диоклетиане его особая связь с Аполлоном.
Читать PDF
144.14 кб

Танец, балет, пантомима на страницах журнала «Аполлон» (1909-1917)

Дмитриев Павел Вячеславович
Читать PDF
148.19 кб

Танец, балет, пантомима на страницах журнала «Аполлон» (1909-1917)

Дмитриев Павел Вячеславович
Читать PDF
2.35 мб

Аполлон Григорьевич Кузьмин (1928-2004)

Королев А. С.
В статье излагается биография А. Г. Кузьмина — известного советского историка, специалиста по древней Руси. Автор прослеживает развитие выводов А. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Журнал «Аполлон» (1909-1918) как одно из лучших отечественных периодических изданий начала XX века

Канаева А.А.
Читать PDF
244.81 кб

Диалектика культуры: Дионис, Аполлон, Сократ

Лисина Елена Александровна
Освещая основные черты ницшеанской концепции аполлонического и дионисийского, автор статьи рассматривает преломление культурологических идей Ницше в трудах культурологов и историков начала XX века.
Читать PDF
627.57 кб

Дионис или Аполлон: проблема примогенитуры греческих богов в творчестве Ницше и ее исторические посл

Цуканов Евгений Александрович, Цуканова Ирина Владимировна
В статье ставится под сомнение корректность репрезентации одного из базовых образов философии Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Образ главного героя как проводника мистического начала в романе Б. Поплавского «Аполлон Безобразов»

Машковцев Дмитрий Владимирович
В статье рассмотрена роль центрального персонажа в системе образов романа Б. Поплавского «Аполлон Безобразов» и в художественно-философской концепции автора.
Читать PDF
389.63 кб

Русская культура в итальянском ландшафте: Николай Гоголь и Аполлон григорьев

Осипова Нина Осиповна
В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования «итальянского текста» русской культуры, связанные с творчеством Гоголя и Ап. Григорьева.
Читать PDF
0.00 байт

Русское «Органическое» сознание в опыте межкультурного общения (Аполлон Григорьев за границей)

Кривушина Валентина Федоровна
Исследуя заграничные впечатления русского поэта и критика, автор показывает движение его мысли от критики Запада к осознанию единства духовной жизни наций.
Читать PDF
305.81 кб

Символическое значение Арканов Таро в романе Бориса Поплавского "Аполлон Безобразов"

Дмитрова Анна Владимировна
Рассматривается символическое значение карт Таро в романе Бориса Поплавского «Аполлон Безоб-разов». В первую очередь прослеживается взаимо-связь уникального алфавита карт с образами главных героев произведения.
Читать PDF
244.32 кб

Аполлон григорьев и Афанасий Фет: поэзия в иконографическом аспекте

Маслова Марина Ивановна
В статье представлен полемический материал, касающийся содержания двух поэтических произведений с фольклорной основой: стихотворения Аполлона Григорьева «Доброй ночи» и баллады Афанасия Фета «Лихорадка».

Похожие термины: