Апостол
первая печатная книга, созданная при Иване Грозном первопечатником Иваном Федоровым
Источник: Глоссарий исторических терминов
АПОСТОЛ
первая книга, отпечатанная Иваном Федоровым (1564), содержала часть Нового завета (Деяния и Послания апостолов) и Апокалипсис.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Апостол
первая датированная книга, отпечатанная на территории Российского государства Иваном Фёдоровым в 1564 г. Содержала часть Нового Завета и Апокалипсис.
Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018
«АПОСТОЛ»
богослужебная книга, включающая в свой состав ряд книг Нового Завета — «Деяния апостолов» и 21 послание апостолов Петра, Иакова, Иоанна, Иуды и Павла и содержащая указания на последовательность литургических чтений.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
"Апостол"
древняя богослужебная книга Православной Церкви, состоящая из текстов Нового Завета, за исключением Евангелий, и разделенная на главы, которые читаются в храме во время литургии. «А.» был первой книгой, напечатанной в России (в 1564 в типографии Ивана Федорова).
Источник: Краткий православный словарь.
"АПОСТОЛ"
богослужебная книга Православной Церкви, включающая в свой состав ряд книг Нового Завета – Деяния апостолов и 21 Послание апостолов Петра, Иакова, Иоанна, Иуды и Павла. Kнига «Апостол» разделена на определенные отрывки – зачала, которые читаются в храме во время литургии. В приложениях к книге указаны прокимны и аллилуарии. «Апостол» был первой книгой, напечатанной в России (в 1564 г. в типографии Ивана Федорова). См. Богослужебные книги.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Апостол
(в переводе с греческого означает «посланник») – ученик Спасителя, избранный Учителем и посланный на проповедь Евангелия. Иисус Христос избирал апостолов два раза. В первый раз их было 12: Андрей, Петр Симон, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Варфоломей, Филипп, Матфей, Фома, Симон Зилот, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев (Левий) и Иуда Искариот, который после предал его. В следующий раз Спаситель избрал еще 70 человек, не названных в Новом Завете по именам. Список имен этих апостолов приводится в месяцеслове, который был составлен значительно позже (в V–VI веках) и оставляет некоторые сомнения.
Источник: Православная энциклопедия.
Апостол
посланник)-наименование, относящееся в первую очередь к двенадцати (Деян 15.2) (см. Приложение 3), избранным и призванным Самим Господом, чтобы быть Ему свидетелями, а также к Павлу, Варнаве, Силе и Тимофею (см.) (в русской Библии Апостолами названы также Иаков-см. Иаков,д и Иуда-см. Иуда,и). Выполняя наказ Господа, они возвестили благую весть по всей земле (Мф 28.19; Деян 1.8; 9.15; 19.10; Рим 1.5,8; 14.25; Кол 1.6,23; 1Тим 3.16; От 5.6). Сам Господь в Евр 3.1 назван Посланником (греч. текст-Апостол). Из двенадцати, избранных Господом, все были галилеяне (Деян 1.11; 2.7) (Филипп-возможно, грек), и только Иуда Искариот был из Иудеи. (См. также Галилея)
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
АПОСТОЛ
Ученик Христа. В переводе с греческого это слово означает «посланник». Так прежде всего называют 12 ближайших учеников Христа. Иисус Христос выделил самых простых людей из толпы и призвал на служение людям. Они помогали Христу при Его жизни и были посланы после Его смерти и воскресения рассказывать о жизни Христа и основах христианства другим людям. Апостолы получили способность говорить на разных языках, были наделены даром исцеления. Апостольский, прил – относящийся к апостолу, принадлежащий апостолу. Равноапостольный, прил – в православии святой, распространявший христианство среди язычников, напр.: святая, равноапостольная Ольга, святой равноапостольный Стефан Пермский, святые равноапостольные Мефодий и Кирилл и др.
Источник: Основы православной культуры. 2011
АПОСТОЛ
греч. — посланник) — наименование двенадцати учеников и спутников Христа, призванных им для проповеди евангельского учения. Список апостолов приводится в синоптических Евангелиях (Мф X, 2-4, Мк III, 16-19, Лк VI, 14-16) и в «Деяниях апостолов» (I, 13) — это братья Петр (Симон) и Андрей (Первозванный), братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (евангелист), Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Матвей мытарь (евангелист), Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (он же Иуда Леввей — автор новозаветного «Соборного послания апостола Иуды), Симон Зилот (Кананит) и Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Деян I, 15-26). Число двенадцать соответствует числу двенадцати сыновей Иакова (двенадцать колен Израиля) — апостолам предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых» (Мф XIX, 28). Христианская традиция распространяет наименование «апостол» и на некоторых других проповедников и основателей первых христианских общин, не бывших непосредственными учениками Христа. Уже в Новом Завете упоминается, что после избрания двенадцати Христос избрал «и другие семьдесят учеников» (Лк X, 1). Символическая оппозиция чисел 12 и 70 — оппозиция старого и нового Израиля (см. выше) — т. е. вселенской Церкви Христовой. В некоторых совместных изображениях двенадцати апостолов (прежде всего в изображении «Евхаристии») фигурируют также Павел и апостолы «из числа семидесяти» — евангелисты Лука и Марк взамен трех из канонического списка.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
АПОСТОЛ
1. Даниил (1654 - 17.I.1734) - гетман Левобережной Украины (1727-34), представитель казацкой старшины. Известен как воен. деятель, участник походов против Турции и Крыма, а также как участник Сев. войны. В 1708 примкнул к изменнику И. Мазепе, однако вскоре (через 3 недели) покинул его. В 1722 участвовал в Перс. походе рус. армии. В 1723-25 в связи с выступлением части укр. старшины, потребовавшей восстановления прежних привилегий, привлекался по делу П. Л. Полуботка. В 1727 с разрешения царского пр-ва избран гетманом. Содействовал росту крупного феод. землевладения на Украине, политике закрепощения левобережного крестьянства и части казачества. После смерти А. выборы гетмана были запрещены.
Лит.: Лазаревский А. М., Очерки малороссийских фамилий, "РА", 1875, No 1;Модзалевский В. Л., Малороссийский родословник, т. 1, К., 1908; Шутой В., Народна вiйна на Укра?нi проти шведських загарбникiв у 1708-1709 pp., К., 1951.
2. Петр Даниилович (ум. 1758) - сын казацкого гетмана Д. Апостола. В условиях старшинских смут при гетманах Мазепе и П. Л. Полуботке из-за недоверия к его отцу А. дважды находился в заложниках у царского пр-ва. В первый раз (предположение М. И. Антоновского - "История о Малой России") - в юные годы при дворе Меншикова, где получил хорошее образование и установил придворные связи, во второй раз - в 1725-30. Сохранился дневник А. за 1725-27 на франц. яз. (рус. пер. "КС", 1895, т. 50), к-рый содержит большой материал о быте укр. старшины, событиях столичной жизни, подробные сведения об экономике Украины.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Апостол
посланник, вестник. Обыкновенно, это название прилагается к 12 апостолам, которых Господь Иисус после ночи, проведенной в молитве, избрал из своих учеников и дал им это наименование (Лук, 6:12,13; Мат. 10:1-4; Map. 3:14); «двенадцать апостолов Агнца» (Отк. 21:14), соответствуют 12-ти коленам Израилевым (Мат. 19:28). Имена их были следующие: Симон Петр и Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея; Филипп, Варфоломей или Нафанаил, Фома, Матфей, Иаков младший, сын Алфея, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем или Фаддеем, Симон Зилот и Иуда Искариот. После того, как Иуда предал Христа, и над ним сбылось пророчество Пс. 68:26, на его место, путем жребия был выбран Матфей (Деяния Ап. 1:26). К числу апостолов был присоединен и Павел, избранный чрезвычайным образом (Деян, 9). Апостолами, кроме Павла и двенадцати, называются и другие благовестники, так, напр., Варнава (Деян. 14:4, 14), Сила и Тимофей (вместе с Павлом) 1 Фес. 2:7; сравн. 1 Фес. 1:1. В 2 8.0pt;text-transform:uppercase>k 8.0pt;text-transform:uppercase>ор. 8:23 Павел, называя Андроника и Юнию апостолами (Рим. 16:7, греч. текст) или прославившимися между апостолами, этим хочет сказать, что они или были известны среди апостолов, или же он сам дает им такой титул за их евангельскую деятельность. В последних случаях название апостол употребляется в более широком значении, чем, напр., в 1 Кор. 12:28,29: «Иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы?»
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
АПОСТОЛ
Мф 10:2; посланник) — слово это в обширном смысле употребляется в Свящ. Писании о разных посланниках Божиих. Так Сам Господь называется Посланником Божиим и Ангелом Завета (Евр 3:1, Мал, 3:1), потому что Он послан был от Бога Отца. В особенности же сим именем называются двенадцать избранных учеников Господа, которых Он посылал проповедовать Евангелие. Имена их следующие: Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей; Фома и Матфей мытарь, иначе Левий; Иаков Алфеев и Симон Зилот; Иуда Иаковлев, брат Иакова Алфеева, иначе называемый Фаддеем, и Иуда Искариотский, впоследствии сделавшийся предателем Господа. По вознесении Господа, вместо Иуды предателя, жребием был избран и причтен к апостолам Матфий (Деян 1:15-26). Наставления Господа Иисуса Христа апостолам содержатся в 10-й главе (5-42) Евангелия Матфея, и особенно замечательны по своей силе и выразительности. Подробности жизни и подвигов апостолов, на сколько оные известны нам, можно читать на страницах сего Словаря под отдельным именем каждого из них, как например Петр, Андрей, Филипп и др. Служение и обязанности апостолов обозначены в следующих местах Свящ. Писания: Все они были очевидцами и слышателями того, о чем свидетельствовали (Ин 15:27, Деян 1:22, 1Ин 1:3). Все они были призваны или избраны самим Господом (Лук. 6:13, Гал 1:1). Даже апостол Матфий не составляет исключения из этого, так как избрание его по жребию было по воле Божией (Деян 1:24-26). Они были вдохновляемы Духом Божиим (Ин 16:13). Они имели власть творить чудеса и сообщать духовные дары (Мк 16:20, Деян 2:43, Евр 2:4). Кроме 12-ти апостолов и Павла, называются апостолами еще 70 учеников Господа, по числу, быть может, 70 членов Иудейского верховного судилища, или по числу 70 старейшин Израильских (Чис 10), но которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел Божиих, и не во всей полноте облечены были тою властью и силою, каковою облечены были первые. Называются в Свящ. Писании апостолами или посланниками и другие мужи Церкви Апостольской, которые ревностно служили благу Церкви и Евангелия (2Кор 8:16-24, Фил 2:25-30). Наконец апостолами называются в Христианской Церкви еще некоторые лица, которых служение и избрание приближалось к служению апостольскому. Таковы, например, равноапостольная Мария Магдалина, св. равноапост. цари Константин и Елена, св. равноап. Нина, просветительница Грузии, свв. Мефодий и Кирилл, св. равноап. вел. кн. Владимир и др.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Апостол
гр. apostolos от глаг. apostellw "посылать"), двенадцать учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3. 14), говорили от Его имени (Мк. 6. 6-13). Христос наделяет апостолов своею властью: "Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня" (Мф. 10. 40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской церкви. Согласно Ев. от Матфея (10. 2) к числу апостолов относятся Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Леввей, прозванный Фаддеем (по Ев. от Луки вместо него Иуда Иаковлев), Симон Кананит и Иуда Искариот. Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день (Мф. 19. 28). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: "Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца" (Откр. 21. 14). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота (Деян. 1. 21-26).
Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11. 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14. 1-23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства - передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.).
Апостольство есть прежде всего дар апостольского служения, и поэтому с самого начала круг апостолов не ограничивается двенадцатью. Наряду с основным преданием, говорящим о двенадцати апостолах, в Ев. от Луки сообщается, что Христос "избрал... и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти" (Лк. 10. 1); таким образом, помимо двенадцати существовало еще и семьдесят апостолов. Дар апостольства получил от Христа и апостол Павел, наделенный особой миссией апостола язычников, т.е. благовествования язычникам и установления у них церкви. В этом качестве Павел был признан апостолом Петром и другими апостолами (Гал. 1. 15; Гал. 2. 7-9).
С благовестнической деятельностью апостолов предание (разной степени достоверности) связывает основные пути распространения христианства: основание Римской церкви с именами апостолов Петра и Павла, основание Александрийской церкви с именем евангелиста Марка, апостольствовавшего вместе с Павлом и Варнавою, основание церкви в Индии с именем апостола Фомы и т.д. Русская церковь связывает свое начало с именем апостола Андрея, который, по сообщению Евсевия Кесарийского, проповедовал в Скифии; в Повести временных лет рассказывается, что апостол Андрей поднялся из Синопа вверх по Днепру, поставил крест на месте будущего Киева и предрек, "яко на сих горах воссияет благодать Божия", отсюда он отправился "в Словены, идеже ныне Новгород". В католической церкви имеется особый праздник "разделения апостолов" (festum divisionis apostolorum) для благовествования Евангелия разным народам.
Почитание апостолов было одним из отправных моментов для культа святых вообще. Их святость была удостоверена самим Христом, просившим Бога-Отца во время Тайной Вечери "соблюсти их во имя Твое" (Ин. 17. 11); апостолы, таким образом, выступали как образец спасенного по своей вере человечества. Установление празднования памяти апостолов относится к древнейшему времени. О праздновании памяти апостолов Петра и Павла в Риме 29 июня 258 г. говорится в календаре середины IV в. Празднование их памяти в этот день является общим для всех христианских исповеданий. Достаточно рано в воспоминание апостолов устанавливается особый пост, завершающийся 29 июня. С V-VI вв. в восточной церкви 30 июня устанавливается празднование Собора двенадцати апостолов. В Иерусалимской церкви по крайней мере с IV в. известно празднование апостола Иакова, брата Господня, и апостола Иоанна Богослова. Поскольку апостолы возглавляли церковь, в преемственном отношении к почитанию апостолов находится почитание святителей. Поскольку большинство апостолов окончили жизнь мученическим подвигом, почитание мучеников также связывается с почитанием апостолов. Таким образом, в апостолах находят одновременное осуществление разные виды святости, и позднейшее почитание разных разрядов святых соединяется как в своем источнике с почитанием апостолов. Это соединение отразилось и в иконографии апостолов: они могут изображаться в епископском облачении, возможны вместе с тем изображения шествия апостолов в золотых венцах, которые могут интерпретироваться как венцы мученические.
Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994