АПОСТОЛИКИ
Апостолики
христиан. крестьянско-плебейская секта второй пол. XIII — нач. XIV в. в Сев. Италии, возникшая в обстановке острого социального недовольства. А. резко критиковали католич. духовенство и рим. курию, выступали против светских феодалов, требовали возвращения к апостольским временам раннего христианства (отсюда и название), призывали к бедности, отказу от имущества, к социальному равенству. Секту основал Сегарелли (ок.1260), с 1300 г. ее возглавлял Дольчино. В 1304 г. ересь а. приняла форму вооруженного восстания, которое было подавлено в 1307 г.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
АПОСТОЛИКИ
апостольские братья, крестьянско-плебейская секта второй половины XIII—нач. XIV вв. в Северной Италии. Выступали против феодального гнета и католической церкви, призывали к бедности, отказу от имущества. Основатель секты — ремесленник Сегарелли (ок. 1 260 г.). На втором Лионском вселенском католическом соборе секта была осуждена (1274 г.), Сегарелли сожжен в Парме в 1300 г. Его преемник Допьчино в 1304 г. поднял восстание крестьян и плебейских слоев в нескольких городах Северной Италии, подавленное спустя три года. А. продолжали проповедовать свои идеи в ряде районов Италии, Франции, Испании и Германии до XV в.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
АПОСТОЛИКИ
лат. apostolici), братья- апостолы, апостольские братья, - христ. секта, образованная итал. крестьянином Сегарелли в р-не Пармы ок. 1260 в обстановке острого нар. недовольства. А. резко критиковали духовенство и рим. курию, выступали также и против светских феодалов. Они требовали возвращения к апостольским временам раннего христианства (отсюда название), восстановления гражд. и имуществ. равенства, якобы существовавшего в раннехрист. общинах. Жили в бедности, переходя с места на место и прося милостыню; проповедовали покаяние и близкое наступление возвещенного Иоахимом Флорским мирового переворота и "царства духа". Резкая антифеод. направленность проповедей А. и аскетизм придавали А. характер крест.-плебейской ереси. Ересь распространилась среди крестьян и отчасти гор. плебейства Сев. Италии. Секта была осуждена 2-м Лионским собором (1274) и буллами Гонория IV (1286) и Николая IV (1290). Начались жестокие репрессии, в 1300 был сожжен как еретик Сегарелли. Во главе А. стал его ученик Дольчино; при нем деятельность А. вскоре приняла форму крест. восстания, к-рое было подавлено только в 1307. Несмотря на преследования инквизиции, отдельные А. продолжали проповедовать свое учение в Сев. Италии, Лангедоке, Испании и Германии до нач. 15 в. Источн.: Chronica fratris Salimbene de Adam ordinis minorum, MGH. Scriptores, t. 32, Hannoverae et Lipsiae, 1905-13; Historia fratris Dulcini heresiarche, Rerum italicarum scriptores, ord. di L. A. Muratori, t. 9, pt. 5, Roma, 1907. Лит.: Сказкин С. Д., Ист. условия восстания Дольчино, в сб.: Х междунар. конгресс историков в Риме. Сент. 1955. Доклады сов. делегации, М., 1956. М. Л. Абрамсон. Москва.
Апостолики
апостольские братья
общее наименование различных христианских сект, протестовавших против омирщения церкви и проповедовавших возвращение к апостольской простоте. В III и IV стол.
Апостолики, называемые также апотактиками, появились во многих местах Малой Азии, но скоро были уничтожены. Они проповедовали, что спасения не достигнут те, кто обладает собственностью и живет в браке. В XII века так называлась часть катаров на Нижнем Рейне. В XIII веке многочисленная секта апостоликов появилась в Италии. Жерард Сегарелли Пармский, бывший францисканец, отказался от своих имений и в 1260 г., как нищенствующий апостол, в сопровождении своих единомышленников, братьев и сестер, отправился странствовать и проповедовать раскаяние в грехах. В 1280 г. Сегарелли был схвачен, в 1286 г. освобожден, но изгнан из Пармской епархии, в 1286 г. папа Гонорий IV приказал уничтожить все общины, существующие без папского разрешения. Давление со стороны пап вызвало протест апостоликов, и они открыто стали критиковать недостатки омирщенной католической церкви. Руководясь апокалиптическими образами, они предсказывали гибель папства. Сегарелли был снова схвачен в 1294 г. и, несмотря на свое отречение, сожжен в 1300 г. Во главе партии стал Дольчино, незаконный сын священника из Новары и его подруги Маргариты. В своих пророческих посланиях он предсказывал начало нового периода мира с 1303 г. Первый период охватывает Ветхий Завет, второй начинается с Иисуса Христа, третий с папы Сильвестра и императора Константина, с четвертым мир должен окончиться. Поэтому он предлагал отказаться от всех земных благ и вернуться к апостольской простой жизни, заменить брак духовным союзом мужа и жены, на место внешних предписаний и обычаев поставить свободный дух любви. Против инквизиции Дольчино допускал использование лжи и оружия. В 1304 г. он с отрядом в тысячу человек предпринял смелый набег на Верхнюю Италию. На горе Цебелло он был окружен войском епископа Верчельского, голодал и в 1307 г. был сожжен на костре. Апостолики просуществовали в Ломбардии и Южной Франции вплоть до 1368 г.
общее наименование различных христианских сект, протестовавших против омирщения церкви и проповедовавших возвращение к апостольской простоте. В III и IV стол.
Апостолики, называемые также апотактиками, появились во многих местах Малой Азии, но скоро были уничтожены. Они проповедовали, что спасения не достигнут те, кто обладает собственностью и живет в браке. В XII века так называлась часть катаров на Нижнем Рейне. В XIII веке многочисленная секта апостоликов появилась в Италии. Жерард Сегарелли Пармский, бывший францисканец, отказался от своих имений и в 1260 г., как нищенствующий апостол, в сопровождении своих единомышленников, братьев и сестер, отправился странствовать и проповедовать раскаяние в грехах. В 1280 г. Сегарелли был схвачен, в 1286 г. освобожден, но изгнан из Пармской епархии, в 1286 г. папа Гонорий IV приказал уничтожить все общины, существующие без папского разрешения. Давление со стороны пап вызвало протест апостоликов, и они открыто стали критиковать недостатки омирщенной католической церкви. Руководясь апокалиптическими образами, они предсказывали гибель папства. Сегарелли был снова схвачен в 1294 г. и, несмотря на свое отречение, сожжен в 1300 г. Во главе партии стал Дольчино, незаконный сын священника из Новары и его подруги Маргариты. В своих пророческих посланиях он предсказывал начало нового периода мира с 1303 г. Первый период охватывает Ветхий Завет, второй начинается с Иисуса Христа, третий с папы Сильвестра и императора Константина, с четвертым мир должен окончиться. Поэтому он предлагал отказаться от всех земных благ и вернуться к апостольской простой жизни, заменить брак духовным союзом мужа и жены, на место внешних предписаний и обычаев поставить свободный дух любви. Против инквизиции Дольчино допускал использование лжи и оружия. В 1304 г. он с отрядом в тысячу человек предпринял смелый набег на Верхнюю Италию. На горе Цебелло он был окружен войском епископа Верчельского, голодал и в 1307 г. был сожжен на костре. Апостолики просуществовали в Ломбардии и Южной Франции вплоть до 1368 г.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002