АПУЛЕЙ
АПУЛЕЙ
род. ок. 125 г.)— писатель, родился в Модавре, в Африке. Он учился в Афинах, много путешествовал и, вернувшись в Африку, женился на богатой вдове. Он написал роман, известный под названием «Золотой осел».
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Апулей
(лат. Apuleius, ок. 125 – 80 гг. до н. э.) — древнеримский писатель; адвокат. Его роман «Метаморфозы», известный также под названием «Золотой осел», представляет собой обработку одного из греческих произведений. Роман включает единственную античную сказку «Амур и Психея», которая относится к памятникам мировой литературы. Произведения Апулея отличались богатством языка и живым, выразительным стилем.
АПУЛЕЙ
Луций (ок. 135 — ок. 180) — рим. писатель. Уроженец Сев. Африки, А. получил философское образов. в Афинах и примкнул к идеалистич. школе — платонизму. Из многочисл. науч. и худож. произв. А. сохран. неск. философских трактатов (о платонизме, «демонологии» и т.п.), выдержки из ораторских декламаций (сб. «Цветник»), защитит. речь в личном процессе по обвинению в «околдовании» богатой вдовы («Апология») и извест. роман «Метаморфозы» (назв. впослед. «Золотой осел»).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
АПУЛЕЙ
Apuleius, Appuleius) (p. ок. 125) - рим. писатель. Родом из афр. г. Мадавра. Получил образование в Карфагене и Афинах. Впоследствии был жрецом в Карфагене. Поклонник др.-греч. философии, в особенности учения Платона и ранних киников (им посвящены его "Флориды", "О Платоне и его учении", "О боге Сократа", "О космосе"), А. вместе с тем увлекался совр. мистич. учениями и был привлечен к суду за колдовство. Это обвинение он опровергает в своей "Апологии". Наиболее известен роман А. "Метаморфозы" ("Золотой осел") о похождениях обращенного в осла юноши, содержащий много вставных новелл (напр., известная сказка об Амуре и Психее). Соч. A. - ценный источник для истории быта и идеологии его времени. Соч.: Апология. - Метаморфозы. - Флориды, М., 1956. E. M. Штаерман. Москва.
Апулей
(ок. 124 н. э.), др.-рим. писатель, адвокат, философ школы Платона и софист из Мадавры (Африка). Жил в Карфагене, Афинах, Риме. «Апология» А., дающая представление о суевериях, существовавших в те времена, является своеобразной защитой автора от обвинения в применении чар, с помощью которых он «околдовал» богатую вдову и женился на ней. Роман А. «Метаморфозы», известный также под назв. «Золотой осел», представляет собой обработку одного из греч. произведений. В нем описаны приключения Луция (в Фессалии), у которого с помощью колдовства появились ослиные уши, а потом к нему вновь вернулся человеч. облик. А. в 11 книгах романа рисует красочные картины греч. быта. Роман включает многочисл. рассказы и единств, античную сказку «Амур и Психея», относящуюся к памятникам мировой литературы. Роман позволяет заглянуть в самые разные сферы социальной и духовной жизни того времени. В связи с тем что герой романа Луций посвящается в культ Исиды, произведение А. дает представление об этом культе. Другие сочинения А. сохранились лишь в отрывках, например «Флорида» и фрагменты его речей. Произведения А. отличались богатством языка и живым, выразительным стилем.
Источник: Словарь античности. 1989
АПУЛЕЙ
apuleius), полное имя – Луций Апулей (ок. 125, Сев. Африка – ок. 180, Карфаген), римский писатель. Получил образование в Мадавре, Карфагене и Афинах, где познакомился с греч. литературой и философией, прежде всего с учением Платона. В Риме был юристом, по возвращении в Карфаген, где провел остаток жизни, – ритором (учителем красноречия), а потом жрецом. Интересовался магией, мистериями. Женившись на богатой вдове, Апулей был обвинен ее родственниками в том, что внушал женщине страсть с помощью магии. Оправдательная речь писателя на суде сегодня известна как «Апология, или О магии». Сохранились также некоторые философские и риторические сочинения, в их числе: «Об учении Платона», «О боге Сократа», «О мире», «Флориды» («Цветник»).
Основное произведение, прославившее Апулея, – авантюрно-сатирический роман в 11 книгах «Метаморфозы» (значительно позднее получил второе название – «О золотом осле»), написанный риторически украшенным слогом. В нем автор повествует о злоключениях некоего Луция, который после превращения в осла претерпел много бед и страданий, но был спасен богиней Изидой и стал ее жрецом. Считают, что роман отчасти является аллегорией, рассказывающей о жизни самого автора, его духовном становлении. В романе около 20 вставных новелл, в основном любовных. Самая известная и них – об Амуре и Психее. Ее сюжет позднее отразился в повести Ж. Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», а также в сказочной поэме И. Ф. Богдановича «Душенька».
Основное произведение, прославившее Апулея, – авантюрно-сатирический роман в 11 книгах «Метаморфозы» (значительно позднее получил второе название – «О золотом осле»), написанный риторически украшенным слогом. В нем автор повествует о злоключениях некоего Луция, который после превращения в осла претерпел много бед и страданий, но был спасен богиней Изидой и стал ее жрецом. Считают, что роман отчасти является аллегорией, рассказывающей о жизни самого автора, его духовном становлении. В романе около 20 вставных новелл, в основном любовных. Самая известная и них – об Амуре и Психее. Ее сюжет позднее отразился в повести Ж. Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», а также в сказочной поэме И. Ф. Богдановича «Душенька».
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Апулей
лат. Apuleius).
1. Луций А. Сатурнин (? - 100 до н.э.) - римский политический деятель, оратор, народный трибун 103 и 100 гг. В 100 г., преодолев сопротивление сената, провел через народное собрание законы о наделении землей ветеранов Гая Мария и о выведении колоний в провинции. Убит сторонниками сенаторской партии.
2. Луций А. (II в. н.э.) - римский писатель, выходец из Мадавры (Сев. Африка). Изучал риторику в Карфагене и философию в Афинах. Много путешествовал по Греции и странам Востока. Наиболее известные из его произведений: «Метаморфозы, или Золотой осел», «Апология», «Флориды». В романе «Метаморфозы» изображена панорама быта и нравов римской Африки II в. н.э. А. оказал влияние на европейских писателей Дж. Боккаччо, М. Сервантеса, Г. Филдинга и Т.-Дж. Смоллета.
Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М.А. Кузмина, С.П. Маркиша. М., 1959; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1959. С. 315-329; Стрельникова И.П. «Метаморфозы» Апулея // Античный роман. М., 1969. С. 332-364.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(1 в.)
Римский адвокат, писатель, живший в Карфагене, Афинах, Риме. В "Апологии" отметает обвинение в том, что, околдовав богатую вдову, женился на ней. При этом он анализирует и развенчивает суеверия. В другом произведении, "Метаморфозы" (или "Золотой осел"), тоже дошедшем до нас, он живописует картины греческого быта своего времени. Поскольку герой романа, Луций, посвящается в тайны культа Исиды, представления об этом культе черпаются в основном из этого произведения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
1. Луций А. Сатурнин (? - 100 до н.э.) - римский политический деятель, оратор, народный трибун 103 и 100 гг. В 100 г., преодолев сопротивление сената, провел через народное собрание законы о наделении землей ветеранов Гая Мария и о выведении колоний в провинции. Убит сторонниками сенаторской партии.
2. Луций А. (II в. н.э.) - римский писатель, выходец из Мадавры (Сев. Африка). Изучал риторику в Карфагене и философию в Афинах. Много путешествовал по Греции и странам Востока. Наиболее известные из его произведений: «Метаморфозы, или Золотой осел», «Апология», «Флориды». В романе «Метаморфозы» изображена панорама быта и нравов римской Африки II в. н.э. А. оказал влияние на европейских писателей Дж. Боккаччо, М. Сервантеса, Г. Филдинга и Т.-Дж. Смоллета.
Апулей. Апология. Метаморфозы. Флориды / Пер. М.А. Кузмина, С.П. Маркиша. М., 1959; История римской литературы: В 2 т. Т.2. М., 1959. С. 315-329; Стрельникова И.П. «Метаморфозы» Апулея // Античный роман. М., 1969. С. 332-364.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(1 в.)
Римский адвокат, писатель, живший в Карфагене, Афинах, Риме. В "Апологии" отметает обвинение в том, что, околдовав богатую вдову, женился на ней. При этом он анализирует и развенчивает суеверия. В другом произведении, "Метаморфозы" (или "Золотой осел"), тоже дошедшем до нас, он живописует картины греческого быта своего времени. Поскольку герой романа, Луций, посвящается в тайны культа Исиды, представления об этом культе черпаются в основном из этого произведения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
АПУЛЕЙ
• Apul?ius,
1. см. Saturninus, Сатурнин. 1;
2. Lucius (?) родился в Мадавре в Африке ок. 125 г. от Р. X., воспитывался в Карфагене, изучал платоновскую философию в Афинах; много путешествовал и, пробыв затем недолго в Риме, вернулся в Африку, где, женившись на матери своего друга Понтана, богатой Эмилии Пудентилле, избрал своим местопребыванием Карфаген и там скоро стал пользоваться большой известностью. Он был приверженцем неоплатонической философии, обладал значительной ученостью и старался очистить и укрепить падающее язычество. С этой целью он рекомендовал восстановление в прежнем виде древних мистерий (сам он во время своих путешествий почти нигде не упускал случая получить посвящение в мистерии данной местности). Эта идея сказывается и в главном его сочинении: Metamorphoseon libri XI; сочинение представляет собой фантастически-сатирический нравоописательный роман, в котором один погрязший в пороках юноша, Луций, сперва в наказание за свою порочность превращается в осла, но затем, благодаря мистериям, делается совсем иным, новым человеком. Вместе с тем роман этот представляет и весьма поучительную картину нравов тогдашнего времени. Сюжет тождествен с сюжетом Лукианова ??????? ??? ´????, но изменены имена и сделано другое заключение. Из многих эпизодов этого сочинения самый интересный об Амуре и Психее, в книгах 4-6, где по образцу платоновских аллегорий изображается судьба души человеческой, очищаемой разнообразными испытаниями. Речью, которая озаглавливается apologia s. de madia, A. весьма остроумно защищал себя против обвинений в колдовстве, посредством которого он будто бы приворожил к себе Эмилию Пудентиллу. Кроме того, от А. до нас дошло несколько сочинений философского содержания, de deo Socratis, de dogmate Platonis, de mundo, Florida, и собрание извлечений из других его сочинений. Это писатель живой и оригинальный, искусно владевший языком; но его изложение, как вообще у африканских писателей, до излишества переполнено риторическими фигурами, напыщенно и представляет смешение слов и выражений, принадлежащих разным периодам и разным видам литературы. Изд. Oudendorp (1786-1823, в 3 т.), Hildebrand (Leipz., 1842), Eyssenhardt (1869). Ложно приписывались ему сочинения Asclepius, de herbarum virtutibus, de remediis salutaribus и изложение физиономики по Полемону.