АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 1 определение
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА
средневековая культура, распространенная на территории от Индии до Испании, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Среднюю Азию и За-кавказье, и представлявшая синтез культуры арабских кочевников, вышедших с Аравийского полуострова, и наследников великих цивилизаций древности Месопо-тамии, Ирана, Египта, античного мира. Основой син-теза стали новая мировая религия — ислам и арабский язык, всего за столетие прошедший путь от примитив-ного племенного языка до языка, на котором можно было выразить как сложнейшие философские построения, так и тончайшие нюансы человеческого настроения, красоты природы и т.п. Данный синтез культур происходит в рамках единого государства — арабского халифата, сформировавшегося в VII — первой половине VIII вв. Расцвет арабо-мусульманской культуры приходится на время правления династии Аббасидов (с 749 г.). В Х в. единый арабский халифат распадается на множество практически самостоятельных эмиратов, лишь формально подчиненных Багдаду (столице ха-лифата). Теряя одну область за другой, остатки арабо-мусульманского мира пали в начале ХVI в. под натиском турок-османов.
Бережно сохранив наследие древних цивилизаций, арабы приумножили его, создав на этой основе философию, науку, большое внимание они уделяли разви-тию техники, медицины. Крупнейшими центрами ара-бо-мусульманского мира стали Багдад, Каир, Кордова, Севилья, Гранада. Там жили и работали не только му-сульманские ученые и философы, но и христианские, и иудейские, приезжавшие учиться у арабов, отличавшихся в то время веротерпимостью и духом свободы.
Специфика арабо-мусульманской художественной культуры определяется влиянием ислама, в соответствии с которым Аллах — абстрактное всеобщее начало мира, не имеющее определенного внешнего облика. В этих условиях любое изображение божества воспринималось как покушение на религию. Не менее святотатственным представлялось и изображение людей и животных, так как это напоминало процесс сотворения, доступный только Богу. Поэтому изобразительное искусство было исключено из сферы ислама. Главными святынями новой религии стали не иконы и статуи, а старинные руко-писи. Эквивалентами живописи и скульптуры у арабов стали каллиграфия и книжная миниатюра, с помощью которых можно было придать видимость божественному Слову. Не случайно элементы каллиграфии вошли в состав арабесок — сложного узорчатого орнамента из гео-метрических фигур и стилизованных растительных элементов. Арабская вязь и арабески ковров покрывали стены дворцов и мечетей. Так появилось искусство без картин, отражающее красоту божественного мира через математический расчет, симметрию и ритм.
Уровня высокого искусства достигло на Востоке оформление книги, в котором сочеталось мастерство каллиграфа-переписчика и художника-иллюстратора, в результате чего книга воспринималась как единый художественный организм, все части которого гармо-нично дополняли друг друга. Поскольку в запретах Ко-рана книга не упоминалась, миниатюры были единственно допустимым видом изобразительного искусства. Фигуры и предметы миниатюры располагались красочным ковром, главным в ней был цвет, сочетающийся с тончайшим линейным рисунком. Именно использование цвета позволяло передать как ощущение радости жизни, так и печальную задумчивость в зависимости от сюжета книги.
Стремление к отражению красоты и гармонии мира присуще архитектуре арабского Востока. Большой об-разной силой проникнуты как культовые (мечеть, минарет, медресе), так и светские сооружения — дворцы, каравансараи и крытые рынки, городские стены с воротами и башенками, мосты и т.д. Основным культовым зданием является мечеть — место для молитвы, образцом которой, по преданию служит дом пророка Мухаммеда в Медине. Рядом с мечетью возвышался минарет — высокая, тонкая, круглая в сечении башня, куда поднимался муэдзин, возвещая о времени молит-вы. В Средней Азии сохранилось много мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц.
При всем совершенстве архитектуры арабского Востока в ней все же ощущался недостаток пластических видов искусства. Их место заняла поэзия, берущая начало еще в культуре бедуинов Аравии. Основной композиционной формой арабской поэзии стала касыда — небольшая поэма, состоявшая из трех частей. На ее основе развилась панегирическая поэзия, любовная лирика и плачи. Другими поэтическими жанрами ста-ли: кыта — стихотворение из 8–12 строк, использовавшееся для плачей, восхвалений и поношений, героический эпос, возвышенные оды, рубаи и газели. Арабская поэзия повлияла и на литературу народов, входящих в халифат. Особого упоминания заслуживает персидско-таджикская поэзия, крупнейшими предста-вителями которой были Хайям, Рудаки, Руми, Низами.
Огромное влияние на художественную культуру арабского Востока оказал суфизм — мистикорелигиозное течение в исламе. Суфии проповедовали свой особый путь слияния с Богом. Идеи суфизма оказали огромное влияние на литературу арабского Востока. Эти идеи воплотились в рубаи Омара Хайяма, в которых за изощренной чувственностью и любовью к жизни скрывается стремление к божественной истине и растворению в божестве. Арабо-мусульманская культу-ра оказала огромное влияние на формирование евро-пейской культуры, передав ей как многие технические навыки, так и элементы своей духовной культуры.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
177.57 кб

Истоки арабо-мусульманской культуры в Дагестане

Магомедова З. А.
Статья посвящена одному из интереснейших периодов в истории Дагестана, а именно периоду усвоения арабо-мусульманских культурно-философских традиций, начало которым было положено с утверждением ислама в данном регионе.
Читать PDF
118.08 кб

Влияние эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру

Макаева Г. З.
Статья посвящена проблеме влияния эстетики ислама на арабо-мусульманскую культуру.
Читать PDF
193.72 кб

Взаимовлияние культур: арабо-мусульманские традиции и башкиры

Сибагатов Флюр Шарифуллинович
The article considers the problem of interaction and interference of cultures and traditions on the basis of Bashkir literature.
Читать PDF
143.19 кб

Мамлюкский Египет центр арабо-мусульманской культуры XIII-XIV вв

Шайхисламов Т. Р.
В статье анализируется роль и значение мамлюкского Египта, как центра арабо-мусульманской культуры XIII-XIV вв. Исследуются факторы, способствовавшие превращению Египта в важнейший культурный центр.
Читать PDF
232.11 кб

Влияние арабо-мусульманской культуры на культуру народов Дагестана

Нурмагомедов Абдулгамид Нурмагомедович, Нурмагомедов Гаджимагомед Абдулгамидович
Статья посвящена формам и методам проникновения арабской культуры в Дагестан. Описаны также устойчивые взаимные контакты представителей культуры стран Ближнего Востока и Дагестана в сфере науки и образования.
Читать PDF
425.03 кб

Роль арабо-мусульманской культуры в развитии башкирской литературы

Сибагатов Ф. Ш.
Арабо-мусульманская культура оказала заметное влияние на развитие культуры и литературы народов Урало-Поволжского региона, и это требует серьезного анализа и осмысления. Следует учесть и то, что до 20-х годов ХХ в.
Читать PDF
119.52 кб

2000. 03. 005. Хури Ф. Выдвижение на высшую должность в арабо-мусульманской культуре: камень преткно

Демидов К. Б.
Читать PDF
248.28 кб

Философия в контексте классической арабо-мусульманской культуры: к вопросу об основных понятиях и ка

Кирабаев Нур Серикович
Работа посвящена анализу дискуссионной темы — понятиям и категориям классической арабо-мусульманской философии, содержание которых определялось историко-культурным контекстом.