Арабо-персидские ученые IX–XII вв. об Урале

Найдено 1 определение
Арабо-персидские ученые IX–XII вв. об Урале
IX–XII вв. считается эпохой расцвета наук и искусств в исламском мире. Ислам оказался тем необходимым элементом, который обеспечил интеграцию богатейших культур с многовековой историей на пространстве от Испании до Индии. При этом ислам не вторгался в сферу науки, которая в Халифате и в возникших после его распада гос-вах сохраняла светский характер. Именно в это время оформилась в исламском мире в отдельную отрасль географическая наука. Географические трактаты приобрели два основных вида: 1) описание Земли, как она виделась ученым Халифата; 2) дорожники, содержавшие информацию о географических объектах и расстояниях между ними. Кроме того, до нашего времени дошли записки путешественников, которые, двигаясь по торговым путям, посетили многие отдаленные страны. Одной из отличительных черт арабо-персидской географии была консервативность и приверженность традиции. Поэтому географические сочинения содержали наряду с современными автору данными сведения, почерпнутые из работ предшественников, которые уже могли не соответствовать действительности, но воспринимались как реальные. В памятниках арабо-персидской географии отложилась некоторая информация о Приуралье и Урале. Согласно представлениям арабо-персидской географии, эти регионы находились на самом северо-востоке обитаемого мира. Север ассоциировался в исламском мире с длинной зимой, холодом, дикими и свирепыми народами. У исламских ученых отсутствовало общее представление о регионе, однако им были известны отдельные географические объекты на Урале. Ранние географы Халифата, опираясь на античную традицию, располагали на северовостоке населенного мира Гиперборейские горы, которые иногда исследователи отождествляли с Уральскими. Однако наиболее обоснованным представляется тот взгляд, что эти горы все же невозможно соотнести с реальным географическим объектом. Более четко с Уральскими горами ассоциировались Рифейские, также упоминавшиеся в античной географии. Согласно арабскому географу, математику и астроному аль-Хорезми (писал между 836 и 847 гг.), Рифеи лежат на восток от р. Волга. Именно там находился, по его мнению, центр земли алан (предки совр. осетин). Однако данные археологии не подтверждают локализацию алан на Урале. В дальнейшем представление об Урале как о горной системе не получило развития в арабо-персидской географии. Отдаленность Урала и сопредельных регионов от исламского мира позволяла поместить на их тер. мифические народы Йаджуджа и Маджуджа (библейские Гог и Магог). Они, согласно Корану, были заперты Зуль-Карнайном за железной стеной, но перед концом света вырвутся на свободу, неся миру хаос и разрушение. Под железной стеной иногда понимается один из горных хребтов Урала. Т.о., реальную этническую карту региона представляли на Востоке в 1-й пол. IX в. весьма слабо. Расширению знаний ученых Халифата об Урале и Приуралье способствовали путешественники и торговцы. При их посредстве в арабо-персидской географии появляются не связанные с античной традицией оригинальные данные. Наиболее известным из путешественников является Ахмад ибн Фадлан, секретарь посольства (921–22 гг.) халифа альМуктадира к волжским булгарам. Ибн Фадлан оставил подробный отчет с описанием всего, что встретилось ему на пути. На севере совр. Самарской обл. посольство столкнулось с башкирами, которые в то время занимали обширную тер. от Юж. Урала до Ср. Волги. Он описывает языческие обряды и объекты поклонения башкир, отмечая, что один человек из их народа, следовавший с посольством, был мусульманином. Впоследствии о башкирах (башгирд, басджирт в арабской передаче) не раз писали арабо-персидские географы X-XII вв.: альИстахри, аль-Масуди, Ибн Хаукаль и альИдриси. Причем, аль-Истахри и Ибн Хаукаль разделяли внутренних и внешних башгирдов. Под первыми они понимали венгров, а под вторыми – предков совр. башкир. Работавший в Сицилии географ XII в. аль-Идриси также пишет о внутренних и внешних басджиртах, но понимает под ними только башкир Урала и Приуралья. Он локализует башкир «близ границ страны гузов» (тюрки-огузы, обитали в степях совр. сев. Казахстана) и в 25 переходах на восток от страны волжских булгар. Башкиры, согласно аль-Идриси, занимались скотоводством, их земли плодородны, они подчинялись булгарам и в случае опасности укрывались в лесах, где никто не мог их достать. Арабо-персидские географы традиционно принимали за верховья Волги р. Каму, однако истоки ее искали не на севере, а на юговостоке – в верховьях Иртыша. Аль-Идриси, который имел много сведений о народах тех мест, отказался от такого варианта. Истоки Волги он выводит из земли башкир; повидимому, здесь отразилась информация о р. Белой, которая течет по Юж. Уралу и впадает в Каму. Кроме того, аль-Идриси указывает на еще одну реку региона – Сукан. На ее берегу в 8 переходах к востоку от башкир расположен город Намджан – «небольшой процветающий город», из которого по реке товары доставляют в Каспийское море и далее в страны Востока. Сукан обычно отождествляют с р. Урал, а город Намджан локализуют поблизости от совр. Орска, т.е. на Юж. Урале. Если верить аль-Идриси, основными товарами, вывозившимися из этой местности, были: рыба, шкурки лисиц и бобров. Поблизости от Намджана находится г. Арджика, в котором есть медные рудники. По берегам реки встречаются разноцветные драгоценные камни. Т.о., археологически фиксируемые занятия населения Юж. Урала описаны аль-Идриси весьма точно. Он указывает еще на два города – Гурхан и Карукийа, – лежащие поблизости от земли башкир на реке, называемой Анхадара. Локализация городов неясна. Известно лишь, что добраться до них можно по воде из волжского бассейна. Высказывалось предположение, что р. Анхадару можно отождествить с правым притоком Белой – р. Ашкадар. О населении этих городов аль-Идриси было известно лишь то, что они из народа тюрок. Гурхан является резиденцией правителя той земли, в нем производят великолепные седла и оружие, город окружают возделанные земли. О Карукийи сказано, что это «красивый город с постройками из дерева и шатрами из войлока». То что, города расположены на Урале или в Приуралье, подтверждается описанием окружающего рельефа – «между Карукийа и внутренними басджиртами 12 переходов по неприступным горам и бездорожью». Как видно из приведенных описаний, наиболее известным в исламском мире являлся Юж. Урал, что проистекало из наличия постоянных торговых связей между регионом и странами Востока и Ср. Азии. За наиболее подробной информацией скрываются, повидимому, свидетельства очевидцев, как жителей Урала, так и мус. купцов, добиравшихся до этих земель. Из народов Урала на Востоке были известны только башкиры, с которыми путешественникам и купцам приходилось сталкиваться. В остальном Урал оставался для исламского мира terra incognita. Лит.: Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Пер. с араб., комм., исследование, указатели и карты Н. Велихановой. – Баку, 1986; Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. – М., 1988; Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. – Харьков, 1956; Коновалова И.Г. АлИдриси о странах и народах Восточной Европы. – М., 2006; Hudud al-Alam: The Regions of the World / Transl. and explained by V. Minorsky. 2nd edition. – London, 1970. С.С.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009