АРЦЫБАШЕВ Борне Михайлович
АРЦЫБАШЕВ Борне Михайлович
5.06.1899 (Харьков)- 17.07.1965 (Нью-Йорк). График. Окончил Тенишевское училище в Петербурге. В юности увлекся книжной графикой и экслибрисом. Работы экспонировались на Выставке оригинальных рисунков книжных знаков в Петрограде и выставке «Русский книжный знак» в Казани (об е - 1923). В 1919 эмигрировал в США. Жил в Нью-Йорке. Первое время зарабатывал рисованием торговых этикеток. Писал декорации для бродвейского Ziegfeld Theatre и оформил балет «Приключения Арлекина» на музыку JI. Бетховена в постановке М. М. Фокина для Mark Strent Theatre. В 1922-40 занимался книжной графикой, сотрудничал с нью-йоркскими издательствами «Dutton», «Macmillan», «Doubleday», «Viking». Оформил и иллюстрировал около 50 книг: «Верочкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1922), «Маленькая принцесса Нина» JI. А. Чарской (1924), «Творения» (1929) и «Орфей: Мифы мира» (1930) ирландского поэта П. Колума, «Басни» Эзопа (1933), «Цирк доктора Лао» Ч. Финни и др. Три издания были отмечены наградами Ньюбери (Newbery Award) как лучшие американские книги для детей: Е. Young «The Wonder Smith and his Son» (почетная премия, 1928), Dhan G. Mukeiji «Gay-Neck, the Story o f a Pigeon» (медаль, 1928) и Anna G. Hall «Nansen» (почетная премия, 1940). Получил поощрительную премию Кейдлкотта (Cadlecott Award) за иллюстрации к сборнику русских сказок «Семь Симеонов» в собственном переложении на английский язык (1938). В 1931 провел две персональные выставки в Нью-Йорке. Участвовал в групповых выставках. С 1941 рисовал для журнала «Time» и в течение 25 лет оформил более 200 обложек, многие из которых - с рисованными портретами политических деятелей (Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун, Хо Ши Мин, Георг VI, Г. Трумэн). Работал также для журналов: «Life», где в 1940-е публиковались его рисунки на темы войны, «Fortune», «Esquire», «Nation Business», «Senior Science». Исполнял рисунки для научных и деловых изданий, коммерческой рекламы и афиш. В журнальной и рекламной графике использовал карикатурный прием одушевления предметов, машин и механизмов, что принесло ему репутацию «мастера антропоморфизма». Лучшие рисунки публиковались в художественных журналах «American Artist», «Art Digest», «The Studio», «Apollo», «Art and Industry», а также собраны в книге «Как я вижу» (1954). Архив художника хранится в библиотеке университета в Сиракьюсе.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999