АРЕНСКИЙ Антон Степанович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Аренский Антон Степанович

Аренский, Антон Степанович, русский композитор. Родился 30 июня 1861 года, в Новгороде. Умер 12 февраля 1906 года. Родители его - отец, врач, любитель-виолончелист, и мать, сестра известных писателей Потехиных, хорошая пианистка - позаботились о музыкальном развитии сына, начав обучение его на фортепиано с семилетнего возраста. Он пробовал сочинять уже с 9 лет. Музыкальное образование продолжал на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора СПб. консерватории К.К. Зике . По окончании курса в гимназии А. занимался в СПб. консерватории у профессоров Иогансена (контрапункт и фуга) и Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). Еще в консерватории он сочинил фортепианный концерт (ор. 2) и часть своей оперы ""Сон на Волге"" (на сюжет Островского ). Экзаменационные его работы - баллада ""Лесной Царь"" (Гете), с хором и вокальными соло, а также симфоническое скерцо, - были признаны выдающимися. В 1882 году он был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта, а затем стал в ней одним из видных профессоров по тем же предметам и по теории композиции. Тогда же он познакомился в Москве с П.И. Чайковским , высоко ценившим его талант (см. ""Жизнь П.И. Чайковского"", соч. Модеста Чайковского ). За время профессуры А. опубликовал теоретические труды (""Руководство к практическому изучению гармонии"", ""1000 задач"" к нему и ""Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки""), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями. Из учеников А. получили известность композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин , Г.Э. Конюс и А.Н. Корещенко . В течение 7 лет А. состоял дирижером Русского хорового Общества, выступал иногда дирижером в симфонических концертах Русского музыкального Общества и был членом наблюдательного совета при Синодальном Училище церковного пения. В 1895 году он был назначен управляющим придворной певческой капеллой и переселился в Петербург. Опера А., ""Сон на Волге"", поставлена в московском Большом театре в 1892 году. Одноактная опера (вернее, сцены) ""Рафаэль"" поставлена в 1894 году в Мариинском театре, опера ""Наль и Дамаянти"" (либретто М. Чайковского по Жуковскому ) - в московском Большом театре в 1894 году и в СПб. Мариинском театре в 1908 году. Для оркестра А. написал две симфонии: H-moll и A-dur и три сюиты. Для фортепиано с оркестром он сочинил фантазию на русские темы народного певца Рябинина . В области камерной музыки А. оставил ценные произведения: 2 струнных квартета, 2 фортепианных трио и фортепианный квинтет. Будучи прекрасным пианистом, А. выступал не раз на концертной эстраде. Большое впечатление он произвел в Петербурге привезенным им из Москвы в 1895 году трио D-moll, в котором увлекательно исполнил фортепианную партию. 5 сюит написано им для двух фортепиано в 4 руки, 6 пьес - для фортепиано в 4 руки; свыше 100 пьес - для одного фортепиано; из последних выделяются по оригинальности замысла ""Essais sur des rhytmes oublies"". К области вокальной музыки относятся: кантата на 10-летие коронации, две баллады - ""Кубок"" (Шиллер) для соло, хора и оркестра и ""Волки"" для соло и оркестра, хоры (""Анчар""), квартеты, дуэты и свыше 60 романсов для одного голоса с аккомпанементом фортепиано. За время управления капеллой А. написал ряд духовно-музыкальных сочинений: ""Отче наш"", ""Херувимская"", ""Хвалите Господа"", ""Христос Воскресе"" для детских голосов и др.; при больших музыкальных достоинствах они не отличаются строгостью церковного стиля. Выйдя в 1901 году в отставку, А. всецело отдался творчеству, написав еще: балет ""Ночь в Египте"" (Мариинский театр в СПб., 1900), оркестровую увертюру ""Маргарита Готье"" (на сюжет романа А. Дюма), музыку (соло, хор и оркестр) к ""Бахчисарайскому фонтану"" Пушкина ряд поэтичных и колоритных оркестровых пьес с мелодекламацией на стихотворения в прозе И.С. Тургенева (исполнены с участием В.Ф. Комиссаржевской в 1903 году в СПб). В последний раз А. выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих прекрасных вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: ""Был у Христа младенца сад"". Последние годы жизни А. подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько произведений его, в том числе самое крупное - ""Буря"" (Шекспир), выпущено уже по смерти автора фирмой Юргенсона , издавшей почти все его сочинения. Похоронен А. на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. - В своих произведениях А. является мастером, владеющим всеми средствами современной композиторской техники. Его мелодика благородна, красива, пластична, непринужденна, запечатлена теплотой и искренностью выражения; его гармония богата, но не вычурна; оркестровка колоритна, прозрачна и часто напоминает по приемам Римского-Корсакова; фактура ясна и закончена. Вкус, изящество, грация сказываются повсюду в его творчестве, но собственной яркой индивидуальностью он не обладал, что и вызвало, вероятно, несколько суровый приговор Римского-Корсакова: ""Забыт он будет скоро"" (""Летопись моей музыкальной жизни"", СПб., 1909). В его сочинениях чувствуются влияния Шопена, Мендельсона, Шумана, особенно сильно - Чайковского, очень родственного ему по характеру таланта, затем Римского-Корсакова (""Сон на Волге"") и Бородина . Талант А. - преимущественно лирический. Его драматическая музыка не составляет сильной стороны его дарования, отразившейся всего полнее в его фортепианных произведениях, романсах и камерной музыке. Специфически русского стиля в своих сочинениях А. не разрабатывал, будучи европейцем-эклектиком. На известную нервность, болезненность, надломленность, неустойчивость его указывал еще Чайковский. Эти черты сказались и в его творчестве. Гр. Тимофеев.

Источник: Биографический словарь. 2008

Аренский, Антон Степанович

Аренский Антон Степанович


— профессор и композитор; род. 30 июня 1861 года в Петербурге, воспитывался в 5 классической гимназии, по окончании курса в которой занимался первоначально у покойного К. К. Зике, а позднее поступил в петербургскую консерваторию для специального изучения теории композиции, где и окончил свое музыкальное образование. Теорию музыки А. изучал у профессоров Иогансена и Римского-Корсакова. В 1882 г. он окончил курс по классу практического сочинения у проф. Римского-Корсакова, награжден (малою золотою медалью) за экзаменную задачу, состоявшую из кантаты на текст "Лесного царя" и концертной увертюры. В настоящее время А. состоит профессором теории композиции в Московской консерватории. Композиторская деятельность А. довольно обширна; он написал симфонию, квартет, фортепьянный концерт, сонату для двух роялей, оперу "Сон на Волге" на текст, заимствованный из драмы А. Н. Островского, увертюру "Маргарита Готье", торжественный марш (на 50-летний юбилей А. Г. Рубинштейна), две пьесы для виолончели, пьесы для фортепиано (числом девять, в двух разных изданиях) и несколько вокальных сочинений.


{Брокгауз}





Аренский, Антон Степанович


(1861—1906) — композитор. Происходя из музыкально одаренной семьи, А. уже в раннем детстве проявлял большую склонность к музыке и творческие способности; в 1882 блестяще кончил курс петербургской консерватории и вскоре был приглашен в московскую консерваторию преподавать музыкально-теоретические предметы — гармонию, контрапункт, композицию; помимо занятий в консерватории, А. уделял много внимания хоровой деятельности. Творчество А. обнимало почти все роды муз. искусства; им написано три оперы: "Сон на Волге" (1892), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1899), балет "Ночь в Египте" (1900), две симфонии, несколько других сочинений для оркестра, ряд камерных произведений (трио, квартеты, квинтет), больше 80 пьес для фортепиано (в том числе фортепианный концерт), ок. 50 романсов и дуэтов, хоровые сочинения, музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (соло, хоры, оркестровые номера). А. является в своих сочинениях представителем академизма со всеми его характерными сторонами: постоянное и упорное благозвучие, вырождающееся иногда в чисто внешнюю красивость, мастерство и приглаженность изложения, стройность и законченность формы, отсутствие шероховатостей в гармонии. Влияние Чайковского очень заметно, но отражение в творчестве А. нашли себе не пафос и трагизм Чайковского, а его лиризм и изящество. Наиболее ценное А. оставил в своих небольших произведениях для фортепиано, а также в романсах, в которых наиболее полно выявились лучшие стороны его дарования; многие из этих сочинений переизданы и за границей. Оперы А. не удержались в репертуаре. Как результат педагогической деятельности А., после него осталось "Руководство к практическому изучению гармонии", переведенное и на нем. яз., "1000 задач" к этому учебнику и "Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки" (вышли 2-м изд. в 1900).


М. Иванов-Борецкий.





Аренский, Антон Степанович


(род. 12.VII.1861 в Новгороде, ум. 25.II. 1906 в санатории близ Перкиярви, ныне Кирилловское, Карельский перешеек) — рус. композитор, пианист, дирижер, педагог. Музыкой начал заниматься с 7 лет (уроки фп., в 9 лет первые попытки сочинения). Муз. образование получил в Петерб. консерватории (1879—82) у Н. Римского-Корсакова. В 1882 переехал в Москву. В 1883—95 проф. Моск. консерватории, рук. Моск. отделения Русского хорового общества; выступал в концертах как пианист и дирижер. В 1895 возвратился в Петербург, где в 1895—1901 был упр. придворной Певческой капеллой. Лауреат премии им. М. Глинки (1904, 1905). Находился в дружеских отношениях с П. Чайковским, С. Танеевым и др. В числе его учеников С. Рахманинов, Г. Конюс, А. Корещенко, А. Гольденвейзер и др. Творчество А., опирающееся на лучшие традиции рус. муз. классики, преимущ. Чайковкого и Могучей кучки, отмечено лиризмом, мелодичностью (в истоках во многом связанной с рус. народной песенностью), поэтичностью, изяществом, совершенством формы, разнообразием жанров.


Соч.: оперы "Сон на Волге" (1890), "Рафаэль" (1894), "Наль и Дамаянти" (1904); музыка к "Бахчисарайскому фонтану" Пушкина (1899), "Буре" Шекспира (1905); балет "Ночь в Египте", позднее — "Египетские ночи" (соч. 1900, пост. 1908); баллада "Кубок" для сол., хора и орк. (1902); 2 симфонии (1883, 1889), Сюита, марш "Памяти Суворова" и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1882), для скр. (1901) с орк., Фантазия на темы И. Рябинина для фп. с орк. (1899); Фп. квинтет, 2 квартета (1888, 1894), 2 фп. трио (1894, 1905); соч. для фп., в т. ч. 5 сюит для фп. в 4 руки (в т. ч. "Силуэты"), циклы "У моря", "Арабески", "Наброски на забытые ритмы", 24 пьесы и др.; св. 70 вок. произв., в т. ч. романсы "Не зажигай огня", "Я ждал тебя", "Знакомые звуки", "Угаснул день", "Я люблю тебя", "В тиши и мраке", "Я видел смерть", "Сновидение", баллады "Менестрель", "Старый рыцарь" и др., вок. анс., хоры; мелодекламации на ст. в прозе Тургенева и др.; учебники гармонии (1891), анализа муз. форм (2 ч., 1893—94), сб. задач по гармонии (1897).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Похожие термины:

  • АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович

    (12 VII 1861, Новгород - 25 II 1906, Питка-Ярви, ныне Ленинградская обл.) Музыканты и любители музыки конца прошлого и начала нынешнего столетия не поверили бы, что творчество и даже само имя Аренского спустя