Арес

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Арес
в греческой мифологии бог войны, сын Зевса и Геры. У римлян - Марс.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Арес
в греческой мифологии бог войны, сын Зевса и Геры. Бог жестоких и разрушительных войн, был мало почитаем в народе, и его презирали олимпийские боги.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

АРЕС
персонаж мифологии, сын Зевса и Геры, бог войны, ненасытный в бою, не различающий правых и виноватых. Он был возлюбленным Афродиты, которая имела от него дочь Гармонию и сыновей Эрота, Антерота, Дейма и Фоба. Культ Ареса был мало распространен в Греции, однако римляне весьма почитали соответствовавшего ему Марса.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

АРЕС
Арей — в греч. миф. бог войны, коварной, вероломной, войны ради войны, в отличие от Афины Паллады — богини войны честной и справедл. Первонач. А. просто отожд. с войной и смертоносным оружием. Древнейший миф об А. свидет. о его негреч., фракийском происхожд.; Софокл назыв. А. «презренным богом». Даже в детях А. — героях, проявл. черты необузд., дикости и жестокости (Мелеагр, Аскалаф и Иалмен, Флегий, Эномай, фракиец Диомед, амазон-ки). Спутницами А. были богиня раздора Эрида и кровожад. Энио. Его кони (де-ти Борея и одной из эри-ний) носили имена: Блеск, Пламя, Шум, Ужас; его атрибуты — копье, горящий факел, собаки, коршун. Само его рожд. мыслилось вначале чисто хтонич.: Ге-ра породила А. без участия Зевса от прикосн. к волшеб. цветку. Его эпитеты: «сильный», «огромный», «быстрый», «беснующийся», «вредоносный», «вероломный», «губитель людей», «разрушитель городов», «запятнанный кровью». Зевс назыв. его самым ненавист-ным из богов, и не будь А. его сыном, он отправил бы его в тартар, даже глубже всех потомков Урана. В Риме А. отожд. с италийским богом Марсом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Арес
греч. бог войны, сын Зевса и Геры. Как жестокий бог разрушительных и многострадальных войн А. был мало почитаем в народе. Его презирали даже остальные олимпийские боги, поэтому культ А. не получил большого распространения в Греции (в огличие от рим. Марса, с которым он впоследствии отождествлялся). Существует миф о любви А. и Афродиты, которая родила сына Эрота. Культ А. — фрак, происхождения, берущий нач. от бога войны эпохи бронзы, который под фрак, влиянием был микенизирострован. Существование А. как божества в микенский период подтверждено. Среди скульптур, признанных изображениями А., особую ценность представляют скульптуры 4 в. до н. э. Боргезийский А., рим. копия с греч. оригинала позднего классич. периода, отнесена Павсанием к творению Алкамена. Статуя изображает А. в шлеме (ранее и со щитом в руке) в исходной позиции для выпада. Людовизийский А. в Римском музее терм, рим. копия доэллинистич. скульптуры 4 в., изображает бога сидящим с отлож. в сторону оружием. Обе скульптуры изображают А. молодым сильным мужчиной. Известны также скульптуры А. работы Торвальдсена, Кановы; полотна Боттичелли, Тинторетто, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса и Коринта.

Источник: Словарь античности. 1989

Арес
   • ´????,

         Mars, сын Зевса и Геры (Hesiod. theog. 922), у Гомера — яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства; он унаследовал сварливый и неуступчивый характер своей матери. Il. 5, 889. Ненасытный в бою и не различающий правых от виноватых, бросается он от одной воюющей стороны к другой (?????????????) в сопутствии своей сестры Эриды и сыновей Дейма и Фоба (страх и смятение). Он — ненавистнейший из богов даже для отца своего Зевса, и Афина, богиня правильного боя — непримиримая противница А., постоянно одерживающая над ним верх. Il. 5, 840 слл. 20, 69. 21, 391 слл. Гомеровским представлениям об этом боге следуют, вообще говоря, и греки последующих времен. Он по-прежнему понимается как бог-губитель, для которого обыкновенно все равно, за кого ни сражаться. Напротив, в позднейшем гомеровском гимне А., отождествляющем этого бога с планетой того же имени, А. называется защитой Олимпа, отцом доблестью добытой победы, пособником Фемиды; здесь он, следовательно, является борцом за высшие интересы. В древнейшее, гомеровское время А. был, может быть, хтоническим, стихийным божеством, способным причинять и благо, и гибель, и только впоследствии в представлениях об этом божестве получила преобладание губительная сторона его характера. Об этом хтоническом А., насылающем на грешных людей войну и мор, говорилось, кажется, особенно много в древних фиванских преданиях, и, может быть, именно древние, догомеровские творцы Фиваид, воспевавшие бедственные войны, ниспосланные на Фивы А., впервые выработали одностороннее представление об этом божестве как об истребительном боге войны. Сага о заключении А. в оковы Алоадами (см. ???????, Алоады) относится, надо полагать, к древнейшему, стихийному А. Арей, могучий бог войны, был и возлюбленным Афродиты, с ней прижил он Гармонию (Согласие), Эрота и Антерота, Дейма и Фоба. Культ А. был вообще мало распространен в Греции; редки были здесь и статуи этого бога, чаще они встречались у римлян. Вообще, его изображали в виде сильного юноши, с широкой грудью, сильными плечами и мрачными чертами лица, со шлемом на голове. С А. отождествлен был римский бог войны Марс (Mamers, Maors). Это было одно из важнейших божеств римской государственной религии, составлявшее, вместе с Юпитером и Квирином, триаду воинственных богов — хранителей государства, к которым взывали о победе в сражении. Как отец Ромула, Марс был отцом воинственного римского народа (Mars pater, Marspiter) и помог ему приобрести счастливыми войнами господство над миром. Полководец, отправляясь на войну, шел к храму Марса и, потрясая там священный щит и копье бога, говорил: «Бодрствуй, Марс!» Как бог войны, Марс имел прозвания Gradivus (выступающий на бой) и Quirinus (копьеносный). Так как конь — помощник человека на войне, то естественно, что Марс же был покровителем конских состязаний. Так, 27 февраля и в первые дни марта месяца совершались в честь его Equiria. Как греческий А. из божества, олицетворяющего собой известные силы природы, постепенно превратился в бога войны, так и у римлян представление о Марсе как боге войны возникло из другого, более широкого. Марс с древнейших времен был также богом, стоявшим в разнообразных отношениях к природе, охранявшим не только людей от всего вредоносного, но также и поля — от опустошения, стада — от чумы и волков. Этого-то покровителя полей призывали Арвальские братья в праздник богини Dea Dia и земледельцы во время своих Амбарвалий; напротив, в честь воинственного покровителя города совершалось 1 марта шествие Салиев в самом городе. Спутниками Марса были: супруга его Нериена (сила), Молы (боевые труды), Паллор и Павор (??????? и ?????). Марсу посвящены были волк и дятел.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
681.82 кб

Артагн-Геракл-Арес в античной Коммагене

Обухов Сергей Владимирович
Статья посвящена культу Артагна-Геракла-Ареса, божества-покровителя царской власти, войны и победы в Коммагенском царстве в правление Антиоха I (69-34 гг.до н.э.), и его отца Митридата I Каллиника (100-70 гг.до н.э.).
Читать PDF
5.72 мб

Философско-антропологические основания дискурса трансгуманизма в контексте диалога платонизма и арес

Долин Вячеслав Александрович
Анализируются представления дискурса трансгуманизма о природе человека, бессмертии и ценностно-смысловых основаниях существования человека.

Похожие термины:

  • АРЕС, АРЕЙ

    •´Άρης, Mars, сын Зевса и Геры (Hesiod. theog. 922), у Гомера - яростный бог войны, для которого нет ничего приятнее сражения, губительной вражды и смертоубийства; он унаследовал сварливый и неуступ