Аргонавты

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АРГОНАВТЫ
в греческой мифологии — герои, отправившиеся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном, которое охранялось драконом. В переносном значении — смелые путешественники, первопроходцы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Аргонавты
в греческой мифологии герои, совершившие путешествие в Колхиду на Черном море. Их корабль «Арго» был построен Афиной. Предводимые Ясоном, они должны были вернуть в Грецию золотое руно волшебного барана. Завладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Аргонавты
в греч. мифологии пятьдесят участников похода в Колхиду на Черном м. Их корабль, названный «Арго», был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек свящ. векового додонского дуба, шелестом листьев передающего волю богов. Предводимые Ясоном А., среди которых были Адмет, близнецы Диоскуры — Кастор и Полидевк, Геракл, Мелеагр, Орфей, Пелей и Теламон, должны были возвратить в Грецию золотое руно волшебного барана, увез, в Колхиду Фриксом. На своем пути А. побывали у Гипсипилы на Лемносе, одержали верх над царем бебриков Амиком, избавили Финея от гарпий, преодолели Симплегады. Овладеть золотым руном Ясону помогла волшебница Медея. Обратный путь А. был долог и труден, но в конце концов им удалось достичь берегов Греции. Историч. основу мифа об А. составляют, по всей вероятности, мор. плавания греков, прежде всего милетян, к черноморским берегам. Поход А. — частый сюжет в произведениях античного и послеантичного искусства (рельеф в Дельфах; кратер с изображением А. сер. 5 в. до н. э.; эпосы Аполлония Родосского и Валерия Флакка, драматич. трилогия «Золотое руно» Грильпарцера, опера Керубини).

Источник: Словарь античности. 1989

АРГОНАВТЫ
герои мифов, отправившиеся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном под предводительством Язона. Причины этого похода были следующие: брат отца Язона, Пелий, отнял у него власть над Иолком; чтобы упрочиться на престоле, Пелий покушался на жизнь Язона, который был в то время ребенком. Язон, однако же, спасся и был отослан на воспитание к кентавру Хирону. Когда он вырос, Пелий обещал отдать ему царство, если он добудет золотое руно. Это золотое руно (см. Фрикс) было повешено на дубе в роще Ареса в Колхиде и охранялось денно и нощно драконом. Язон решил предпринять поход и поручил Аргу, сыну Фрикса, построить корабль в пятьдесят весел, получивший от своего строителя название «Арго». Сама Афина покровительствовала этому ко,раблю. Вместе с Язоном в поход отправились все великие герои того времени: Геракл, Лаэрт, Тесей, Аякс и др., их насчитывалось пятьдесят соответственно числу весел корабля. После опасного путешествия они прибыли наконец в Колхиду. Айет, царь Колхиды, узнав о цели их прибытия, обещал отдать им золотое руно, если Язон совершит следующие подвиги: укротит двух огнедышащих быков с медными копытами, впряжет их в плуг и на вспаханной таким образом земле посеет зубы дракона, убитого Кадмом; когда же из этих зубов вырастут вооруженные люди, то убьет их, а также умертвит дракона, охраняющего руно. Дочь Айета, Медея, искусная волшебница, влюбилась в Язона, и при помощи полученного от нее волшебного средства Язон исполнил требования Айета. Но Айет всетаки не отдал руна. Овладев золотым руном хитростью, Язон вместе с аргонавтами и Медеей ночью отплыл из Колхиды и после многочисленных приключений прибыл в Иолк.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

АРГОНАВТЫ
   • Argonautae,
         ???????????, герои, совершившие поход на корабле Арго. Фрикс (см. Athamas, Афамант), дружелюбно принятый в Айе царем-чародеем Айетом, сыном Гелия и Персеиды, супругом океаниды Идийи, братом волшебницы Цирцеи, принес в жертву златорунного барана, на котором сюда прилетел, а руно повесил в роще Арея; здесь оно было охраняемо неусыпным стражем, драконом. А. за поколение до Троянской войны отправились за этим руном под предводительством Ясона, на которого это поручение возложено было Пелием. Пелий, сын Кретея, отнял власть над Иол ком у своего сводного брата Айсона; тот, чтобы спасти от преследований Пелия сына своего Ясона, тайно отослал последнего на воспитание к Хирону, жившему на Пелионе. Когда Ясону пошел 20-й год, он прекрасным юношей вернулся в Иол к и явился перед Пелием в одной сандалии; другую он потерял, переправляясь вброд через реку Анавр. Пелий испугался, т. к. ранее ему было предсказано, что он должен опасаться человека, обутого в одну сандалию (????????????). Поэтому, чтобы удалить Ясона, Пелий поручил ему отправиться за золотым руном. По Пиндару, Ясон, явившись к Пелию, требует, чтобы тот возвратил Айсону отнятое царство, и хитрый Пелий клянется, что исполнит требуемое, если только вместо него Ясон добудет золотое руно; оракул — уверяет царь — приказывает возвратить руно, чтобы таким образом умиротворить душу Фрикса и смягчить гнев подземных богов, но сам он, Пелий, для такого предприятия слишком стар. По Аполлодору, Ясон, живший за городом из любви к земледелию, является к Пелию в одной сандалии во время праздничного жертвоприношения и здесь получает от испуганного царя предложение отправиться в поход. Ясон соглашается и вызывает греческих героев принять участие в предприятии. По первоначальному сказанию, сложившемуся среди минийцев, живших в Фессалии и Беотии, участниками похода были герои минийского племени; поэтому А. и назывались минийцами (??????); к ним были присоединены потом герои и других фессалийских племен, как Актор, Пелей, а когда сказание стало общим достоянием всей Эллады, то участниками похода оказались все герои, которых народное верование относило к этим незапамятным временам, напр. Орфей, Амфиарай, Идас, Зет и Калаид, крылатые сыновья Борея, Кастор и Полидевк,* Мелеагр, Тесей, Тидей, Геракл. Всего насчитывали 50 героев, соответственно 50 веслам корабля; кормчим был Тифий или Эргин, а предводителем Ясон. Корабль «Арго» (? ????) получил свое название от ??????, быстрый, или, как говорится в мифе, от имени своего строителя — Арга, сына Фриксова (см. Argus, 3, Аргус). Гера, являющаяся в сказании особливой покровительницей Ясона (или Афина), помогла выстроить корабль из пелионских сосен, причем Афина вложила в переднюю часть судна кусок от говорящего додонского дуба. Из Иолка А. направились на северо-восток, в далекую землю Айю (=?????); первоначально это обозначение не относилось к какой-нибудь определенной стране, но со времен Пиндара стали под этим названием разуметь Колхиду, лежащую на отдаленнейшем берегу Понта Эвксинского, а затем и вообще с большей точностью определять путь, пройденный А. Аполлоний Родосский (см. Apollonius, Аполлоний Rhod.) в своей поэме ??????????? описывает, как герои плывут из Иолка к Лемносу, где сочетались с лемниянками, ранее умертвившими своих неверных мужей, затем мимо Самофракии на Геллеспонте, отсюда к Кизику, где ласково принял из Кизик, царь долионов. Отправившись дальше, они ночью были отброшены бурей обратно к Кизику и, не зная, где они, завязали битву с долионами, причем царь Кизик был убит. Недавно вступившая с ним в брак Клейта налагает на себя руки, и нимфы соседних лесов оплакивают ее смерть: из их слез происходит источник Клейта. В Мисии Геракл остается отыскивать своего любимца, мальчика Гиласа (см. Hylas, Гилас), который, отправившись, по приказанию Геракла, за водой, был увлечен нимфами в поток. В Вифинии Полидевк убивает в кулачном бою Амика (Amycus), царя бебриков. Затем А. плывут к фракийскому Салмидессу, к прорицателю-слепцу Финею, которого крылатые сыновья Борея освобождают от Гарпий, а он за то дает путешественникам советы относительно дальнейшего плавания и особенно учит их, как надо править кораблем, чтобы счастливо пройти между симплегадскими (сталкивающимися) скалами. Подплыв к ним, А. пускают сперва голубя, тот пролетает между скалами, а затем и «Арго» минует страшное ущелье; это был первый корабль, которому удалось избегнуть здесь погибели; с тех пор те скалы стоят неподвижно. Затем плавание продолжается вдоль южного берега Понта; А. приплывают к стране амазонок и потом к острову Аретиад (остров Арея), где живут стимфальские птицы, прогнанные Гераклом из Аркадии (см. Hercules, 7, Геркулес). А. гонят их и отсюда, а затем вместе с сыновьями Фрикса, потерпевшими кораблекрушение у этого острова на пути из Колхиды в Грецию, достигают Колхиды. Ясон требует у Айета руно. Тот обещает отдать, если Ясон поймает двух огонь извергающих быков с медными копытами, запрягши их в плуг, вспашет участок земли и засеет борозды драконовыми зубами. Ясон выполнил заданную работу при помощи влюбившейся в него дочери Айета, волшебницы Медеи. Данное ею волшебное средство предохранило его от огненного дыхания быков и придало ему нечеловеческую силу, а когда из посеянных драконовых зубов выросли покрытые латами люди, Ясон, по совету Медеи, бросил в середину их камень, из-за этого камня они вступили между собой в битву и перебили друг друга. Но Айет не отдавал руна. Тогда Ясон и Медея, усыпив или умертвив дракона волшебным снадобьем, похитили ночью руно и уплыли с А. Айет посылает за ними погоню. Ясон нападает на начальника преследующих, Айетова сына Абсирта, и убивает его; по другому сказанию, Медея, взяв с собой еще малолетнего Абсирта, убивает его и, разрубив его тело, по кускам бросает в море, чтобы, пока Айет собирает и погребает останки сына, уйти от погони. Айет похоронил эти останки в Томах (???????) в Мезии. Показания о направлении, которого А. держались при возвращении на родину, очень различны. Иногда рассказывается, что они возвратились тем же путем, каким плыли в Колхиду; иногда — что они по Фасису вошли в восточный океан и затем — по одним сказаниям — через Красное море приплыли в Ниль, по другим — перенеся «Арго» на своих плечах через ливийскую пустыню, снова сели на корабль в Тритонийском озере, а отсюда вышли в Средиземное море. Указывается и еще один путь из Понта по Танаису или по Истру на запад в океан, через Геркулесовы столбы в Средиземное море и наконец в Иолк. Прибыв сюда, Ясон узнает, что Пелий умертвил Айсона и малолетнего сына Айсонова Промаха, а мать Ясона покончила с собой самоубийством. Ясон мстит своему коварному дяде при помощи Медеи: она уверила дочерей Пелия, что если они разрежут тело отца на куски и сварят, то при помощи ее искусства Пелию возвращена будет молодость, а когда они исполнили ее совет, она отказалась сделать то, что обещала. Сын Пелия Акает изгоняет Медею и Ясона, которому был до тех пор другом. Изгнанники приходят в Коринф к царю Креонту; здесь Ясон захотел жениться на дочери Креонта Креусе (Главке). Медея, желая отомстить за это Ясону, умерщвляет посредством отравленного платья и диадемы невесту вместе с ее отцом и убивает детей, которых сама родила Ясону, Мермера и Ферета; они погребены были в Коринфе в храме Геры, и в честь их ежегодно совершались умилостивительные обряды. Совершив страшную месть, Медея улетает на запряженной крылатым драконом колеснице в Афины. О дальнейшей судьбе ее см. под словом Theseus, Тесей. Ясон был убит обломком корабля «Арго» на Истме, когда раз спал там, прислонясь к своему ветхому кораблю. Сказание об А. весьма древнего происхождения. О религиозной основе его см. под словом Athamas. Внешняя его сторона — все, что касается показаний о путях А., примыкает к некоторым историческим данным, а именно к преданиям о морских путешествиях и распространении колоний прежде всего древних минийцев, у которых возникло и самое сказание, а затем и других греков. Уже до Гомера поход А. был предметом песен. У Гомера «Арго» называется уже ????? ??????? (Ноm. Od. 12, 70). Вероятно странствования А. отчасти послужили Гомеру образцом для изображения странствований Одиссея. Гесиод подобно Гомеру упоминает об истории Ясона только по отдельным поводам в общих чертах (Hesiod. theog. 992). Пиндар первый между поэтами, от которых дошли до нас цельные произведения, дает полное изложение сказания об A. (pyth. 4). Эпические обработки того же сказания оставили нам Аполлоний Родосский (см. Apollonius, Аполлоний) и псевдо-Орфей (в 4 в. от Р. X.); кроме того, мы имеем латинское подражание Аполлонию, принадлежащее Валерию Флакку (ок. 80 г. от Р. X.). Аполлодор передает сказание 1, 9, 16 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Аргонавты
В греческой мифологии аргонавты - группа героев, совершивших плавание на корабле «Арго» за золотым руном в Колхиду.
   Законным царем Иолка в Фессалии был Эсон, однако его сводный брат Пелий отнял у него престол. Опасаясь за жизнь своего сына Ясона, Эсон с женой объявили его умершим и укрыли у кентавра Хирона. Оракул предсказал Пелию, что ему суждено погибнуть от руки потомка Эола и что он должен остерегаться человека, обутого на одну ногу. Достигнув двадцатилетнего возраста, Ясон решил заявить о своих претензиях на трон и отправился в Иолк, выбрав для этого время, когда Пелий должен был приносить жертву своему отцу Посейдону. Явившись к Пелию в одной сандалии (вторую он потерял в речной грязи, перенося через реку богиню Геру, принявшую облик простой старухи), Ясон потребовал вернуть ему принадлежащее по праву царство.
   Не желая омрачать ритуальные празднества расправой над племянником, Пелий пригласил Ясона во дворец и пообещал выполнить его требование при условии, что тот отправится в Колхиду, умилостивит душу бежавшего на золотом баране Фрикса и привезет в Иолк шкуру этого барана - золотое руно, висевшее в священной роще Ареса под охраной страшного, никогда не дремлющего дракона. Пелий считал задачу похищения золотого руна невыполномой, так как жестокий колхидский царь Ээт, получив пророчество, что потеряет власть, если золотое руно будет похищено, и что сам он погибнет от руки иностранца, приказал убивать каждого, кто приблизится к роще слишком близко. Однако Ясон принял условие Пелия.
   Для путешествия знаменитый кораблестроитель Арг построил корабль, названный по его имени. Афина, покровительствовавшая Ясону, вставила в корпус «Арго» кусочек священного векового додонского дуба, шелестом листьев передающего волю богов, благодаря чему корабль обрел способность давать прорицания. Ясон собрал для участия в походе славнейших героев со всей Эллады (по разным источникам - от пятидесяти человек и больше), среди которых были Адмет, близнецы Диоскуры, Геракл, Мелеагр, Орфей, Пелей и Теламон. Аргонавты просили Геракла взять на себя начальствование, но тот отказался в пользу Ясона.
   Отплыв из Пагасейского залива, аргонавты прибыли на остров Лемнос. Примерно за год до этого Афродита устроила так, что женщины этого острова стали дурно пахнуть, в связи с чем их мужья предпочли жить с фракийскими девушками, которых брали в плен во время набегов. В отместку лемнянки убили всех мужчин, не пожалев ни старых, ни малых. Перед прибытием аргонавтов Афродита по ходатайству Гефеста очистила лемнянок от зловония. При появлении «Арго» царица Гипсипила собрала совет, на котором предложила отправить аргонавтам в подарок еду и вино, но не пускать их в город, чтобы герои не узнали о свершившемся злодеянии. Поликсо, престарелая кормилица Гипсипилы, заявила, что без мужчин жители острова скоро вымрут и что мудрее всего предаться любви с благородными странниками и тем самым родить новый, крепкий народ. Этот совет был с готовностью принят, и аргонавтов пригласили в город, где они стали отцами многих детей. Гипсипила выбрала себе Ясона и привечала его истинно по-царски. Она предложила ему вместе со спутниками остаться на Лемносе, жениться на ней и стать царем. Только настойчивые уговоры и упреки оставшегося сторожить корабль Геракла заставили аргонавтов двинуться дальше в путь. По совету Орфея они приняли посвящение в мистерии кабиров на острове Самофракия.
   Проплыв через Геллеспонт в Пропонтиду, аргонавты были радушно приняты долионами. Их царь Кизик только что женился и радушно пригласил всех принять участие в свадебном пире. В самом разгаре праздника сторожам «Арго» во главе с Гераклом пришлось отбить нападение шестируких гигантов, пришедших из глубины полуострова. По завершении многодневного пира аргонавты сердечно попрощались с хозяином и направились в открытое море, взяв курс на Босфор, однако из-за налетевшего северо-восточного ветра сбились с курса и, пристав в кромешной тьме к берегу, подверглись нападению. Лишь убив нескольких нападавших и обратив в бегство остальных, аргонавты обнаружили, что сражались с долионами, принявшими в темноте аргонавтов за пиратов. Благородный царь Кизик лежал мертвый у ног Ясона. Аргонавты устроили в честь Кизика погребальные игры, но еще долго из-за непогоды не могли выйти в море. Наконец на нос «Арго», щебеча, уселся зимородок, и Мопс, понимавший язык птиц, объяснил, что необходимо умилостивить богиню Кибелу: именно она устроила смерть Кизика, будучи сердитой на аргонавтов за то, что они перебили ее шестируких братьев. Аргонавты воздвигли изваяние богини и устроили в ее честь пляски на вершине горы, после чего Кибела сменила гнев на милость.
   Отправившись дальше, аргонавты стали соревноваться в гребле, но у оказавшегося самым неутомимым Геракла сломалось весло. На месте следующей стоянки в Мисии у острова Кеос он отправился в лес, чтобы сделать себе новое. Вырвав из земли огромную ель и собираясь ее обтесать, Геракл вдруг узнал, что его оруженосец Гилас час или два назад ушел за водой к ближайшему источнику и до сих пор не вернулся. Всю ночь Геракл продолжал поиски, но впустую. Оказалось, что нимфы источника, плененные красотой Гиласа, увлекли его в глубину. Тем временем аргонавты с попутным ветром отчалили. На рассвете они заметили отсутствие Геракла. Начался спор, что делать; появившийся из глубины морской бог Главк (по другой версии - додонский дуб на корабле) открыл аргонавтам, что Гераклу по воле Зевса не суждено участвовать в походе.
   Потом «Арго» пристал к берегу у земли бебриков, где правил Амик. Возомнив себя кулачным бойцом, он вызывал чужеземцев на поединок, который для них всегда заканчивался плачевно; если же те отказывались, он без долгих разговоров сбрасывал их со скалы в море. Когда в его страну приплыли аргонавты, Амик отказал им в воде и пище, пока самый достойный из них не встретится с ним в бойцовском круге. Вызов принял Полидевк, один из Диоскуров, который был победителем в кулачном бою на Олимпийских играх, и, несмотря на страшную силу Амика, убил его. Увидев, что их царь лежит мертвым, бебрики схватились за оружие, но Полидевк, призвав своих спутников, без труда разгромил их и разграбил царский дворец. Чтобы умилостивить Посейдона, который был отцом Амика, Ясон принес ему в жертву двадцать красных быков, оказавшихся среди остальной добычи.
   Войдя в Боспор, аргонавты приплыли к жилищу слепого старца, прорицателя Финея, которому досаждали гарпии: как только Финей усаживался за трапезу, они спешили во дворец, хватали со стола что попало, а оставшуюся пищу заражали таким зловонием, что ее невозможно было есть. Аргонавты Калаид и Зет, крылатые сыновья Борея, навсегда отогнали гарпий, а благодарный Финей рассказал о пути, который предстояло проделать аргонавтам, и дал им советы, как избежать опасностей.
   Вход в Понт Эвксинский аргонавтам преграждали плавучие скалы Симплегады, которые, когда какой-нибудь корабль пытался пройти между ними, смыкались, сокрушая его корпус. Аргонавты, наученные Финеем, выпустили сперва голубку. Как только сомкнувшиеся скалы, вырвав несколько перьев из птичьего хвоста, стали расходиться, кормчий Тифий направил «Арго» между скалами, а гребцы налегли на весла так, что те гнулись, как луки. Кораблю удалось преодолеть сильнейшее течение, и сблизившиеся Симплегады лишь слегка повредили корму «Арго», застыв после этого навсегда так, что между ними остался узкий проход.
   Во время стоянки у города Мариандина на прорицателя Идмона напал ркасный вепрь и нанес ему клыками глубокую рану в бедро. Несмотря на все заботы, Идмон умер от потери крови, и аргонавты оплакивали его три дня. Затем заболел и умер Тифий; в глубокой печали его товарищи насыпали холм рядом с холмом, под которым был погребен Идмон. Кормчим вместо Тифия был избран Анкей (по другой версии - Эргин).
   Аргонавты направились на восток вдоль южного берега Понта Эвксинского (по другой версии - сначала на север, в землю тавров, где царствовал Перс, брат Ээта). Близ островка Аретия над «Арго» пролетела большая стая чудовищных птиц, сбросив вниз бронзовые перья, одно из которых ранило Оилея в плечо. Аргонавты, вспомнив совет Финея, надели шлемы и стали криком отгонять птиц. Половина людей продолжала грести, а половина защищала их щитами и отгоняла птиц шумом ударов мечами по щитам. Финей также посоветовал аргонавтам высадиться на этот островок, что они и сделали, изгнав птиц всех до единой. Ночью разразилась сильная буря, которая выбросила на берег рядом с их лагерем сыновей Фрикса и Халкиопы - Китиссора, Арга, Фронтиса и Меласа. Те присоединились к аргонавтам и помогли им советами (по другой версии, сыновья Фрикса возвратились в Элладу еще до похода аргонавтов). Приблизившись к Кавказу, аргонавты увидели орла, летевшего к Прометею, чтобы терзать его, и услышали стоны титана. «Арго» вошел в устье реки Фасис (Риони). Совершив возлияния из вина, смешанного с медом, в честь богов этой земли, Ясон спрятал «Арго» в мелкой заводи и созвал военный совет, на котором было решено попросить у Ээта руно в подарок, а в случае отказа прибегнуть к хитрости или силе.
   Афина и Гера, стремясь помочь своему любимцу Ясону, попросили Афродиту, чтобы ее капризный малыш Эрот пробудил неожиданную страсть к Ясону в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи. Когда Ясон с шестью спутниками явился во дворец Ээта, царевна Медея сразу по уши влюбилась в него. Узнав, что аргонавты прибыли за золотым руном, Ээт пришел в ярость. Желая погубить Ясона, он предложил ему вспахать поле на медноногих огнедышащих быках Ареса и засеять его зубами дракона, из которых вырастают воины (по другой версии, Ээт сначала потребовал, чтобы аргонавты помогли ему в войне против брата Перса). Другая дочь Ээта - вдова Фрикса Халкиопа, страшившаяся за участь своих детей, прибывших с аргонавтами, - пришла к Медее, чтобы заручиться ее помощью, и предложила себя в качестве посредницы между Медеей и Ясоном. Медея с готовностью обещала свою помощь Ясону и в том, чтобы запрячь огнедышащих быков, и в том, чтобы добыть золотое руно, при одном-единственном условии - Ясон должен жениться на ней и взять с собой на «Арго». Ясон поклялся всеми богами Олимпа оставаться верным Медее до конца своих дней. Она вручила ему волшебное зелье - сок корней растения, выросшего из крови Прометея. Обмыв этим зельем свое тело, копье и щит, Ясон на один день стал неуязвимым. Так ему удалось подчинить своей воле быков и впрячь их в плуг. Весь день он пахал, а ночью посеял драконьи зубы, из которых тут же выросли могучие воины. Ясон устроил между ними драку, бросив в самую гущу воинов камень, а потом добил своим мечом тех, кто остался жив.
   Царь Ээт не желал расставаться с золотым руном и беззастенчиво нарушил свое обязательство. Он стал грозить, что сожжет «Арго», теперь стоявший в море напротив города, и перебьет всех, кто на нем прибыл. Но Медея, на которую он неразумно положился, отвела Ясона и нескольких аргонавтов к священной роще Ареса, где находилось руно, охраняемое бессмертным драконом, свернувшимся в тысячи колец. Он был больше самого «Арго» и родился из крови чудовища Тифона, убитого Зевсом. Медея усыпила дракона сладким песнопением и волшебным снадобьем, после чего Ясон осторожно снял с дуба испускавшее сияние золотое руно и все вместе они поспешили на «Арго» (по другой версии, Ясон убил дракона).
   Аргонавты вышли в море, но Ээт отправил в погоню несколько кораблей под началом своего сына Апсирта. В обратный путь аргонавты направились по другому маршруту: не через Пропонтиду, а по Истру (Дунаю). Колхи опередили их и преградили им путь от Истра в Адриатическое море. Аргонавты высадились на остров, посвященный Артемиде, и Ясон вступил в переговоры с Апсиртом, который соглашался оставить золотое руно аргонавтам и позволить им продолжить путь в Грецию, однако настаивал на возвращении ему Медеи. Тогда Медея отправила тайное послание брату, в котором утверждала, будто ее насильно похитили, и умоляла спасти. Ночью, когда Апсирт явился на условленную встречу с сестрой, Ясон поразил его ударом меча в спину. После этого аргонавты напали на оставшихся без предводителя колхов, рассеяли их корабли и бежали. По другой версии, Апсирт в это время был еще ребенком, и Медея взяла его с собой в качестве заложника, а преследовал аргонавтов сам Ээт. Когда Медея увидела, что их настигают, она убила брата, разрубила его тело на куски и стала бросать их в море, зная, что отец вынужден будет прервать погоню, чтобы собрать тело сына и похоронить его.
   Зевс разгневался на аргонавтов за предательское убийство; и корабль объявил аргонавтам, что они не вернутся домой, пока их не очистит от скверны дочь Гелиоса волшебница Кирка, тетка Медеи. Поднявшись по реке Эридан, они вошли через Родан (Рону) в земли кельтов. В Средиземном море аргонавты нашли остров Эя, где жила Кирка. Она неохотно очистила Ясона и Медею, пришедших к ней просителями, от совершенного ими преступления - убийства Апсирта.
   Далее аргонавты благополучно проплыли мимо острова сирен, где восхитительное пение диковинных женщин-птиц заглушил еще более прекрасной игрой на лире Орфей. Фетида и другие нереиды по просьбе Геры помогли аргонавтам проплыть мимо Скиллы и Харибды и огнедышащих блуждающих скал Планкт.
   На острове Схерия аргонавтов радушно приняли Алкиной и Арета, царствовавшие над феаками. В это время их настигла вторая половина флота колхов, посланного за ними вдогонку Ээтом. По совету Ареты, Ясон и Медея немедленно вступили в брак, вследствие чего Алкиной получил основание не отправлять Медею к отцу.
   Когда аргонавты были уже вблизи Пелопоннеса, буря отнесла «Арго» к отмелям Ливии. Повинуясь вещим словам явившихся к аргонавтам ливийских героинь, они двенадцать дней несли корабль на руках до Тритонийского озера. Здесь геспериды помогли им добыть питьевой воды. В пустыне погиб от укуса змеи прорицатель Мопс, и аргонавты долго не могли найти выход из Тритонийского озера, пока не посвятили местному божеству Тритону треножник. Тритон помог аргонавтам выплыть в море.
   Когда аргонавты подплыли к берегам Крита, бронзовый великан Талос, созданный Гефестом, по своему обычаю стал швырять в них кусками скалы, не давая пристать к берегу. Медея, ласково обратившись к чудовищу, пообещала сделать его бессмертным, если он пригубит ее волшебный напиток. Но напиток был снотворным, и, пока великан спал, она вытащила бронзовый гвоздь, который затыкал единственную вену, шедшую от шеи Талоса к щиколотке. Из отверстия полился божественный ихор - бесцветная жидкость, служившая Талосу кровью, и он умер. Некоторые говорят, что зачарованный взглядом Медеи великан зашатался, задел пятой за скалу и умер от потери крови. Есть и такие, кто утверждает, что Талос погиб оттого, что аргонавт Пеант ранил его в лодыжку отравленной стрелой. После этого аргонавты вернулись в Иолк. Здесь они узнали, что Пелий, царь Иолка, вынудил родителей Ясона покончить жизнь самоубийством, а их маленького сына, родившегося уже после отплытия аргонавтов, убил, безжалостно разбив его голову об пол дворца. Посвятив «Арго» Посейдону, Ясон с помощью Медеи отомстил Пелию (дочери Пелия по наущению Медеи, желая вернуть отцу молодость, разрубили его на куски). Воцарившийся в Иолке сын Пелия Акаст изгнал Ясона и Медею из города.
   (Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
   * * *
(от греч. Argo - назв. корабля, nautai - мореплаватели)
   греческие герои, совершившие за поколение до Троянской войны поход на корабле «Арго» под предводительством Ясона. Согласно мифу, Пелий, сын Кретея, отнял власть над Иолком у своего сводного брата Эсона. Тот, чтобы спасти от преследования своего сына Ясона, отправил его тайно на воспитание к мудрому кентавру Хирону, жившему на Пелионе. Когда Ясону пошел двадцатый год, он вернулся в Иолк, явившись перед Пелием в одной сандалии (другую потерял, переходя вброд р. Анавр). Поскольку Пелию было предсказано опасаться человека с одной сандалией, тот поручил Ясону отправиться за золотым руном (золоторунным бараном, которого в свое время принес в жертву Фрикс). Призвав 50 греческих героев, Ясон отправился в далекую Колхиду на корабле «Арго» (названном от греч. «argos» - «быстрый» или от имени строителя Арга, сына Фрикса).
   Реальная основа мифа об а. - история ранней греческой колонизации. Когда в 1984 г. английский ученый и путешественник Т. Северин повторил маршрут а. на воссозданном корабле «Арго», ему показали во время посещения Грузии, в районе Колхиды, сохраненный в памяти поколений способ добычи золота при помощи бараньих шкур, опущенных в реку (основа сюжета древнего мифа).
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
279.28 кб

В. П. Даркевич. Аргонавты средневековья

С.Г
Читать PDF
305.80 кб

В. П. Даркевич. Аргонавты Средневековья

С.Г
Читать PDF
257.34 кб

"Аргонавтика" как гимн аргонавтам

Рыбакова Ирина Викторовна
В «Аргнавтике» Аполлония Родосского аргонавты изображены не только как эпические герои, но и как объекты религиозного культа.
Читать PDF
942.31 кб

Миф о походе аргонавтах как символ открытия греками Черного моря

Тимир-Булатова С. Р.
В докладе освещается географический фактор похода аргонавтов, и, прежде всего, представления греков о Черном море, отраженные в данном мифе, и символы, которыми они представлены
Читать PDF
406.42 кб

Миф об аргонавтах: индоевропейские параллели и история

Петросян Армен Егишевич
В мифе об аргонавтах образы Айэта царя Айа-Колхиды и его дочери Медеи сопоставимы с образами царя Яяти и его дочери Мадхави индийской и царя Эохайда и его дочери Медб ирландской мифологии, подробно изученными Жоржем Дюмезилем в ко
Читать PDF
65.77 кб

«Аргонавтика» Аполлония Родосского и Великая Греция

Высокий М. Ф.
The region of Great Greece (Sicily and Southern Italy), being a colonial zone mostly developed by Greeks of Hellenic Oykumen, was «the most populous» from the point of view of the Greek mythology.
Читать PDF
274.29 кб

Структурная роль пророчеств в «Аргонавтике» Валерия Флакка

Беликов Алексей Евгеньевич
Читать PDF
204.20 кб

О роли формул в "Аргонавтике" Аполлония Родосского

Рыбакова Ирина Викторовна
В статье рассматривается роль формул в «Аргонавтике» Аполлония Родосского
Читать PDF
368.29 кб

Cновидение как элемент поэтики эллинистического эпоса. (на материале «Аргонавтики» Аполлония Родосск

Теперик Т. Ф.
Читать PDF
279.39 кб

«Аргонавтика» Аполлония Родосского и эпос Гесиода

Рыбакова Ирина Викторовна
Основная цель данной статьи показать, что при создании «Аргонавтики» Аполлоний Родосский ориентировался не только на «Илиаду» и «Одиссею», но и на поэмы Гесиода.
Читать PDF
511.63 кб

Обратное плавание аргонавтов в орфической Аргонавтике: от Фасиса до Танаиса

Мусбахова Виктория Талгатовна
Фрагмент Орфической Аргонавтики ( OA 1036-1058) расматривается в статье в диахроническом контексте обратных плаваний аргонавтов из царства Ээта.
Читать PDF
584.23 кб

Каталог героев в «Аргонавтике» Аполлония Родосского

Рыбакова Ирина Викторовна
Одной из особенностей устной поэзии исследователи считают использование каталогов (Гринцер П. 1974: 113). В данной статье рассматривается, как этот композиционный элемент использует в своей поэме Аполлоний Родосский.
Читать PDF
396.57 кб

Типическая гомеровская сцена аристии в «Аргонавтике» Аполлония Родосского

Рыбакова Ирина Викторовна
Сопоставив тексты «Аргонавтики» и «Илиады», автор статьи делает вывод, что, с одной стороны, Аполлоний Родосский подчеркивается преемственность своего произведения к эпической традиции в изображении типической сцены аристии и в со
Читать PDF
0.00 байт

Об источниках парного сравнения в «Аргонавтике» Валерия Флакка (v, 343-349; 366-372)

Котова Анастасия Викторовна.
Рассматриваются источники двух сравнений из «Аргонавтики» Валерия Флакка: Медея Прозерпина (V, 343-349) и Ясон Сириус (V, 366-372). Эти сравнения составляют пару, в которой главные герои показаны перед их первой встречей.
Читать PDF
97.59 кб

Гомеровские формулы, характеризующие оружие и его обладателей, в «Аргонавтике» Аполлония Родосского

Рыбакова Ирина Владимировна
Данная статья служит дополнением к нашей статье «Особенности использования гомеровских эпитетов, характеризующих героев, в Аргонавтике» Аполлония Родосского.

Похожие термины:

  • Орфическая Аргонавтика

    IV - V вв.)    др.-гр. анонимная эпич. поэма в 1400 гексаметрах, в основу к-рой положен миф о походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном. О. А. заметно отличается трактовкой мифа от построенных на том же м