АРХЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

АРХЕ
первонач. единое вещество, изнач. принцип, неизм. и непереходящее в череде явлений; осн. предмет философ-ских исслед. в ионич. натурфилософии. Фалес принимал за А. воду, Анаксимандр — апейрон, Анаксимен — воздух.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Архе
(греч. начало, принцип), первоначально единое вещество, изначальный принцип, неизм. и непреходящеелз череде явлений; осн. предмет философских исследований в ионич. натурфилософии. Фалес принимал за А. воду, Анаксимандр — апейрон, Анаксимен — воздух, причем первичная субстанция воспринималась ими как нечто материальное и пронизанное жизнью, т. е. гилозоистически.

Источник: Словарь античности. 1989

АРХЭ
   • ????, ????????, ???????, ??????????,

       1. при замене монархического образа правления республиканским атрибуты царской власти перешли к той власти, которая в государстве сделалась верховной, т. е. или к совокупности целого народа, или, в аристократических республиках, к привилегированному классу населения. Но т. к. весь народ или вся аристократия не могли исполнять сами всех государственных дел, то известные части управления были отделены и переданы особым ответственным должностным лицам, полномочия которых, в начале весьма значительные и подобные царским, со временем все более и более ограничивались. Эти-то ответственные (?????????), но во время своего служения неприкосновенные (в знак чего они носили венки), безвозмездно служившие государству должностные лица назывались ??????; их деятельность обозначалась глаголом ????????. Атрибуты их Аристотель (pol. 4, 12, 3) определяет так: ??????? ?´ ?? ??????? ??????? ??????? ??????? ?????? ???????, ??????????? ??????????? ?? ???? ????? ???? ??????? ???? ??????????? ???? ??????? ?????, ??? ???? ??????????? ???????????? ?????. Эти атрибуты, к которым относится еще заведование известными священнодействиями, вообще соответствовали атрибутам римских высших должностных лиц: referre, iudicare, imperare, разумеется, лишь в пределах законом установленного ведомства каждой власти. Так, в Афинах после Солона, а отчасти и до него, судебная власть должностных лиц ограничивалась правом председательства на судах и производством предварительного дознания (см. 2). Как лицо, переставшее исполнять известную должность, подвергалось так называемой ????????, так и вступлению в должность предшествовало испытание (?????????), которое, впрочем, не касалось способностей и знаний, а имело целью определить, чисто ли афинского происхождения (??????? ??? ????????) испытуемый, не имеет ли телесных недостатков и не лишен ли по судебному приговору гражданского полноправия (????). Кроме того, никто не имел права ни занимать в одно и то же время двух должностей, ни занимать одну и ту же должность несколько раз или дольше одного года (Demosth. Timocr. 150). От этих высших должностных лиц следует отличать так называемых ????????, низших чиновников (к числу которых принадлежали, напр., различные разряды писцов, за исключением ??????????? ???? ??????? и ??. ???? ?????); эти не подвергались докимасии и по исполнении должности не обязаны были давать отчета (????????) пред логистами. Члены совета (ср. ?????, Буле), как собрания только совещательного и лишь в совершенно исключительных случаях действовавшего как власть исполнительная и управляющая, не причислялись к ??????;

       2. архонты, ??????????, название высших должностных лиц в Афинах после уничтожения царской власти. Известно изукрашенное многими сказочными чертами предание о переходе Афин от монархии к республике [ср.: Люгебиль. Историко-филологическое исследования, 1868]. По этому преданию, после смерти Кодра, вероятно вследствие спора между его сыновьями, титул царя был отменен, и один из сыновей, Медонт, получил верховную власть пожизненно с титулом архонта, тогда как другой, Нелей, отправился в Азию. В 752 г., вследствие возвысившегося значения аристократии, продолжительность власти архонта была ограничена до 10 лет, в 714 г. уничтожено было преимущество Медонтидов, право избираемости в архонты распространено на всех эвпатридов и в то же время срок службы ограничен 1-м годом; наконец в 683 г. власть была разделена между 9 ежегодно меняющимися архонтами, так что архонтство с этих пор стало учреждением вполне подчиненным аристократии (как позднее было подчинено демократии) и лишено всякой самостоятельности. По законодательству Солона право на архонтство перешло от евпатридов на первый из новых имущественных классов, на пентакосиомедимнов; Клисфен ввел вместо выборов способ назначения архонтов по жребию [ср. уп. соч. Люгебиля], наконец Аристид открыл доступ к архонтству всем классам (?????? ??????? ??????? ?????? ???? ????????? ???? ????? ????????? ??? ???????? ?????? ??????????, Plut. Arist. 22) в награду за самопожертвование и мужество, оказанные всеми классами населения во время войны с персами. Первый из архонтов, именем которого обозначался год, называется просто ???????, или ??????? ????????? (но последнее название не было официальным титулом); затем особые наименования имели: второй архонт — ????????? и третий — ??????????. Второй потому удержал царский титул (как у римлян rex sacrorum), что известные священные обряды так тесно срослись в народном представлении с царским именем, что сохранение последнего казалось необходимостью; остальные шесть архонтов назывались ??????????. При рассмотрении прав архонтов следует иметь в виду преимущественно время после Солона и Клисфена. Во времена досолоновского законодательства архонтство прошло долгий путь различных видоизменений от полноты царской власти до положения высших должностных лиц, ответственных перед господствующей частью народа. После утверждения демократии круг их ведения ограничивается преимущественно председательством (гегемония) на судах, но и эту обязанность они делили со многими другими должностными лицами, тогда как прежде, наверное, вся судебная власть находилась в их руках. Объем их правительственной деятельности весьма незначителен; политической власти они не имели ни каждый в отдельности, ни все в совокупности, не имели даже права предлагать законопроекты. Епоним со времени Клисфена имел свое официальное местопребывание на агоре у статуй героев фил, ????????, у Буколейя близ Пританея или в ????? ?????????, полемарх у Ликея, фесмофеты в Фесмофесии. Права и обязанности отдельных архонтов были следующие:

       1. именем первого архонта обозначаем был год (обычай, от которого, если верить одному ненадежному показанию, сделано было отступление в период 306-297 гг., когда, для того чтобы польстить Антигону и Димитрию, года обозначались будто бы по имени ?????? ???? ???????). Он же был распорядителем на великих Дионисиях и Фаргелиях; вообще, устройство больших государственных празднеств, как древняя царская прерогатива, перешло к архонтам. Для указанных праздников он назначал хорегов. Равным образом на нем лежало устройство больших феорий, особенно делосской. Далее из прерогатив царской власти перешла к нему и обязанность верховной опеки над сиротами и назначение опекунов. Судебную гегемонию он имел во всех государственных и частных процессах, относящихся к семейному праву, напр. в бракоразводных процессах и в делах о наследствах. (Подробности см. в изложении отдельных ?????? и ?????.) Соответственно кругу его власти, его разбору и решению подлежали также и ??????????? ????????;

       2. ????????, на которого перешли жреческие обязанности древней царской власти и который вместе со своей женой (???????? позднее ?????????) совершал некоторые жертвоприношения от имени государства, надзирал за совершением элевсинских мистерий, леней и анфестерий. Его судебная власть распространялась на все процессы, касавшиеся религии, напр. ?????????, рано как и на разбор дел об убийствах, имевший также религиозный характер, т. к. сознание обязательности удовлетворения за грех пролития крови опиралось на религию;

       3. ?????????? заведовал священнодействиями в честь богов войны и распоряжался устройством похорон для воинов, павших в битвах. Прежде, наверное, ему принадлежало царское право предводительствовать правым крылом войска и еще во времена Марафонской битвы — право голоса в военных делах наравне с 10-ю стратегами (??? ???????? ???? ????????? ???????? ???? ????????? ??????????? ?????? ????????????, Hdt. 6, 109). При Марафоне полемарх Каллимах подает решающий голос за вступление в битву: это есть последнее упоминание о таком праве полемарха. Он же имел юрисдикцию во всех процессах, возникающих из личных и семейных отношений чужестранцев и метиков (hostis=hospes), вообще был для иностранцев тем, чем первый архонт для граждан, и может быть сопоставлен с римским praetor peregrinus. Каждый из этих трех архонтов имел двух, им самим избранных помощников (????????);

       4. шесть фесмофетов не были, как можно бы заключать по их наименованию, законодателями; их деятельность ограничивалась председательством на судах (и название их означает судей) по всем тем делам, которые не подлежали юрисдикции одного из трех первых архонтов или какого-нибудь другого должностного лица, напр. стратегов или одиннадцати мужей. Сообща всем девяти архонтам принадлежала юрисдикция по обвинениям, направляемым против смещенных народом должностных лиц и, может быть, по процессам ????????? (см. это слово). Коллегия архонтов продолжала существовать и в римские времена.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Полевая археология Кубани в 1946-2008 годах по материалам Отдела полевых исследований института архе

Сорокина Ирина Анатольевна
В статье приведен статистический анализ данных, отражающих состояние полевой археологии Кубани.
Читать PDF
0.00 байт

Этнокультурные традиции славянских и финно-угорских народов Урало-Сибирского региона: новации и архе

Голубкова Ольга Владимировна
В докладе на основе анализа структуры мифоритуального комплекса славянского и финно-угорского населения Приуралья и Западной Сибири, реконструируются ранние воззрения, многие компоненты которых имеют универсальный характер.
Читать PDF
0.00 байт

Церковь и римская власть в i В. (малоазийский регион) в литературных источниках и по материалам архе

Урбанович Георгий
В статье затрагивается проблема взаимоотношений Христианской Церкви и римской власти в I в.: отношение христиан к язычеству в целом и к культу императора в частности, реакция римской власти на появление новых христианских общин.
Читать PDF
0.00 байт

Антропоморфные изображения на плитах оград тагарских курганов и могильных плитах (по материалам архе

Шишкина Ольга Олеговна
Проанализированы изображения на плитах оград тагарских курганов и могильных плитах под горой Тепсей на р. Енисей, которые представляют собой отдельную группу изобразительных источников по истории Южной Сибири.
Читать PDF
0.00 байт

Архитектурные формы и символы религиозно-политического феномена культа императора по материалам архе

Урбанович Георгий
В статье рассматривается проблема рецепции религиозно-политических идей культа императора в архитектуре и символике различных сооружений в городах Малой Азии на примере анализа материалов археологических раскопок в термах, гимнаси
Читать PDF
0.00 байт

О роли словоформ с элементом «Архе» в концептуальной системе Жака Деррида

Автономова Наталия Сергеевна
В статье показана роль концептуального элемента «архе» в системе понятий Жака Деррида.

Похожие термины:

  • АРХЕ АФИНСКАЯ

    греч. arxn, здесь - империя), афинская морская держава, - объединение др.-греч. полисов под гегемонией Афин, сложившееся в 70-60-х гг. 5 в. до н. э. на основе Делосского союза. Формально было объединением неза