Архетип

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

АРХЕТИП
праобраз, первоначальный образ, идея.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Архетип
неосознаваемая базовая система представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культуры и т.д.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Архетип
(греч. оригинал, прообраз), наиболее др. текст (реконструировать который можно чаще всего лишь гипотетически), к которому восходят тексты последующих рукописей.

Источник: Словарь античности. 1989

АРХЕТИП
   • Archetўpus,
         ??????????, adj.: оригинальный и archetypum (??????????) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т. п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным. Luv. 2, 7. Mart. 7, 10. 12, 70. Страсть к архетипам, частью уже во времена Горация (ср. Horat. Sat. 1, 3, 91), была так же распространена, как впоследствии страсть к автографам, и служила поводом к появлению грубейших подделок.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

АРХЕТИП
(греч. Arho — начало +tipos — об-раз) — в искусстве исходный, первоначальный образ (прообраз), сложившийся в древних слоях той или иной культуры и оформившийся в фольклоре, сказках, мифах. Понятие «архетип» в широкое использование ввел швейцарский психоаналитик К. Юнг для обозна-чения первичных образов бессознательного. При этом он рассматривал архетипы не как сами образы, а как их проформы, коллективные психологические предпосылки, обусловливающие в социальном и индивидуальном сознании общезначимые образы. В искусстве архетип понимается как форма фиксации человеческих типов и характеров, художественных идей, сюжетных коллизий и схем, простейших изобразительных, словесных структур, которые со временем становятся «вечными» и «естественными» для восприятия. В этом зна-чении архетипы на протяжении веков служат исходным материалом для произведений искусства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Архетип
греч. arche – начало + typos – форма, образец) – прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства. Имплицитно понятие существовало средневековой христианской эстетике, согласно которому всеобщим первообразом является Бог. Применительно к практике иконописания А. считался объект изображения (священное лицо или событие). Икона должна была служить средством «возведения ума к первообразному». А. может служить изображение круга с вписанным в него геометрическими фигурами - крестами, ромбами, квадратами, составляя основу общечеловеческой символики.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АРХЕТИП
от греч. archе – начало и typos – образ), первообраз, 1) обозначение наиболее общих изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческое значение и лежащих в основе всех форм культуры. Термин впервые был применен в античности; в 20 в. введен в культурный обиход швейцарским психоаналитиком и ученым-мифологом К. Г. Юнгом. Для Юнга, ученика основателя психоаналитики З. Фрейда, архетип связан с иррациональным, бессознательным началом, формируется в «доопытный», доисторический период развития человечества и находит свое выражение либо в подсознании человека (снах, фантазиях, «фобиях» – страхах и «маниях» – влечениях), либо в древнем мифологическом фольклоре, наиболее полно воплотившем бессознательные начала человеческой психики («коллективное бессознательное»). Современный российский культуролог Е. М. Мелетинский, вслед за французским культурологом К. Леви-Строссом допускающий рациональное толкование архетипа, расширяет представление об архетипе, обогащая его элементами «опытного», приобретенного (напр., в период Средневековья и Возрождения) сознания, сообщая тем самым понятию «архетип» категорию историчности и этим сближая его с понятием вечных образов. Традиционные в мировой культуре архетипы – «двойники» («тени»; «дьяволы» – второе, «низшее» «я» человека), мать как символ вечного возрождения, потоп как смена вех, очищение и жертвоприношение во имя новой жизни. Юнгианская трактовка архетипа оказала значительное влияние на мировую литературу (Г. Гессе, Т. Манн, Дж. Джойс, Г. Гарсия Маркес).
2) Наиболее древний, зачастую неизвестный текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника.
3) Гипотетически конструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших вариаций (напр., индоевропейское слово mater – архетип для общеславянского mati (русское «мать»), латинского mater.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

97. 01. 017. Батов В. И. Психологический имидж российского политика XX века // архетип. - М. , 1996.

Нет Нет
Читать PDF
0.00 байт

Священные места в системе мировоззрения обских коми: традиции, новации и архетип

Голубкова Ольга Владимировна
Почитание священных мест у финно-угорских народов имеет ярко выраженные формы.
Читать PDF
790.40 кб

Архетип коллективной памяти (Рецензия на книгу: Ассман Алейда. Длинная тень прошлого: Мемориальная к

Давыдов Иван Павлович
А. Ассман подробно анализирует различные виды памяти, выделяет особенности накопительной и функциональной памяти, рассматривает взаимоотношение концептов «мифа», «истории» и «памяти». Специалистами-религиоведами монография А.
Читать PDF
0.00 байт

Архетип и время

Орешкина Марина Александровна
Вопрос архетипа особо остро встает в связи с изучением элитных сообществ. Базой, или выражаясь языком информатики, носителем архетипа, могут выступать различные структуры, имеющие различную природу.
Читать PDF
0.00 байт

Род как архетип музыкального содержания

Казанцева Людмила Павловна
Читать PDF
453.85 кб

Архетип материнства в проблеме бессмертия

Васильева Ирина Ивановна
Рассмотрены особенности архетипа материнства в проблеме бессмертия в языческой и христианской культурах
Читать PDF
690.05 кб

Архетип воды в индустрии туризма и отдыха

Скрипова Т.В.
Читать PDF
187.01 кб

2015.02.015. МУХИН А.С. АРХИТЕКТУРА И АРХЕТИП. - СПБ.: С.-ПЕТЕРБ. ГОС. УН-Т КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ, 201

Боброва Л.А.
Читать PDF
469.78 кб

Архетип реки в Марийском изобразительном искусстве

Колчева Эльвира Мазитовна
В статье рассматриваются репрезентации образа реки как архетипа марийской культуры в профессиональном изобразительном искусстве Марийского края 1920–1930-х годов и на современном этапе.
Читать PDF
1.77 мб

«Ундина»: от Фуке к Гофману опыт анализа феномена «Архетип» (на примере образа главной героини)

Верба Наталья Ивановна
Ундина в сказке Фуке и опере Гофмана неоднозначный и сложный образ. Его уникальность объясняется совмещением как традиционных для этого персонажа черт, так и совершенно новых качеств, рожденных музой писателя и композитора.
Читать PDF
0.00 байт

Архетип как способ прочтения субъективного содержания абстрактного произведения

Москалюк Марина Валентиновна, Серикова Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается возможность восприятия субъективного содержания абстрактного произведения через визуальное прочтение архетипических образов, входящих в его структуру.
Читать PDF
562.45 кб

Архетип серця в політико-ментальному просторі української культури

Куц Г.М.
Читать PDF
0.00 байт

Архетип человека и будущее человечества

Ивашов Леонид Григорьевич
Читать PDF
0.00 байт

Проза А. П. Чехова: архетип еды

Козубовская Г. П.
Читать PDF
0.00 байт

Рассказ А. П. Чехова «Ведьма»: жанровый архетип

Козубовская Г. П., Бузмакова М.

Найдено книг по теме — 16