Архетип
АРХЕТИП
праобраз, первоначальный образ, идея.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Архетип
неосознаваемая базовая система представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культуры и т.д.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Архетип
(греч. оригинал, прообраз), наиболее др. текст (реконструировать который можно чаще всего лишь гипотетически), к которому восходят тексты последующих рукописей.
Источник: Словарь античности. 1989
АРХЕТИП
• Archetўpus,
??????????, adj.: оригинальный и archetypum (??????????) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т. п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным. Luv. 2, 7. Mart. 7, 10. 12, 70. Страсть к архетипам, частью уже во времена Горация (ср. Horat. Sat. 1, 3, 91), была так же распространена, как впоследствии страсть к автографам, и служила поводом к появлению грубейших подделок.
??????????, adj.: оригинальный и archetypum (??????????) subst.: оригинал, подлинник; эти слова употреблялись в применении как к статуям, картинам и т. п. произведениям искусств, так и к произведениям литературным. Luv. 2, 7. Mart. 7, 10. 12, 70. Страсть к архетипам, частью уже во времена Горация (ср. Horat. Sat. 1, 3, 91), была так же распространена, как впоследствии страсть к автографам, и служила поводом к появлению грубейших подделок.
АРХЕТИП
(греч. Arho — начало +tipos — об-раз) — в искусстве исходный, первоначальный образ (прообраз), сложившийся в древних слоях той или иной культуры и оформившийся в фольклоре, сказках, мифах. Понятие «архетип» в широкое использование ввел швейцарский психоаналитик К. Юнг для обозна-чения первичных образов бессознательного. При этом он рассматривал архетипы не как сами образы, а как их проформы, коллективные психологические предпосылки, обусловливающие в социальном и индивидуальном сознании общезначимые образы. В искусстве архетип понимается как форма фиксации человеческих типов и характеров, художественных идей, сюжетных коллизий и схем, простейших изобразительных, словесных структур, которые со временем становятся «вечными» и «естественными» для восприятия. В этом зна-чении архетипы на протяжении веков служат исходным материалом для произведений искусства.
Архетип
греч. arche – начало + typos – форма, образец) – прообраз, первичная форма, образец. Термин получил распространение благодаря работам швейцарского психолога К.Г. Юнга. Архетип – это врожденные психические структуры, являющиеся результатом исторического развития человечества, представляющие собой «коллективное бессознательное». Оно находит воплощение в сновидениях и мифах, сказках, выступает исходным материалом для художественной литературы и искусства. Имплицитно понятие существовало средневековой христианской эстетике, согласно которому всеобщим первообразом является Бог. Применительно к практике иконописания А. считался объект изображения (священное лицо или событие). Икона должна была служить средством «возведения ума к первообразному». А. может служить изображение круга с вписанным в него геометрическими фигурами - крестами, ромбами, квадратами, составляя основу общечеловеческой символики.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
АРХЕТИП
от греч. archе – начало и typos – образ), первообраз, 1) обозначение наиболее общих изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческое значение и лежащих в основе всех форм культуры. Термин впервые был применен в античности; в 20 в. введен в культурный обиход швейцарским психоаналитиком и ученым-мифологом К. Г. Юнгом. Для Юнга, ученика основателя психоаналитики З. Фрейда, архетип связан с иррациональным, бессознательным началом, формируется в «доопытный», доисторический период развития человечества и находит свое выражение либо в подсознании человека (снах, фантазиях, «фобиях» – страхах и «маниях» – влечениях), либо в древнем мифологическом фольклоре, наиболее полно воплотившем бессознательные начала человеческой психики («коллективное бессознательное»). Современный российский культуролог Е. М. Мелетинский, вслед за французским культурологом К. Леви-Строссом допускающий рациональное толкование архетипа, расширяет представление об архетипе, обогащая его элементами «опытного», приобретенного (напр., в период Средневековья и Возрождения) сознания, сообщая тем самым понятию «архетип» категорию историчности и этим сближая его с понятием вечных образов. Традиционные в мировой культуре архетипы – «двойники» («тени»; «дьяволы» – второе, «низшее» «я» человека), мать как символ вечного возрождения, потоп как смена вех, очищение и жертвоприношение во имя новой жизни. Юнгианская трактовка архетипа оказала значительное влияние на мировую литературу (Г. Гессе, Т. Манн, Дж. Джойс, Г. Гарсия Маркес).
2) Наиболее древний, зачастую неизвестный текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника.
3) Гипотетически конструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших вариаций (напр., индоевропейское слово mater – архетип для общеславянского mati (русское «мать»), латинского mater.
2) Наиболее древний, зачастую неизвестный текст, к которому восходят остальные тексты письменного памятника.
3) Гипотетически конструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма, исходная для ее позднейших вариаций (напр., индоевропейское слово mater – архетип для общеславянского mati (русское «мать»), латинского mater.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006