Архимандрит
АРХИМАНДРИТ
греч. arximandritns) - в православной церкви назв. настоятелей крупных муж. монастырей, ректоров духовных семинарий, начальников духовных миссий.
АРХИМАНДРИТ
Монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
Источник: Основы православной культуры. 2011
АРХИМАНДРИТ
греч. — начальник овец) — титул настоятеля крупного мужского монастыря (лавры). В греческих источниках встречается, начиная с V века, в русских — с 1174 года.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
АРХИМАНДРИТ
высшее духовное звание у монахов православной церкви, почетный титул настоятелей крупных мужских монастырей. Может быть почетным званием ректоров духовных семинарий, глав духовных миссий. Титул присваивается также некоторым иеромонахам за особые заслуги.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Архимандрит
один из монашеских чинов. Является высшей наградой монашествующему духовенству и соответствует званию протоиерея в духовенстве белом. Чином архимандрита сначала награждались избранные архиереями игумены Восточной церкви, в обязанность которых входил надзор за епархиальными монастырями. Позднее звание «архимандрит» перешло к настоятелям крупных монастырей и монашествующим особам, занятым административной деятельностью.
Источник: Православная энциклопедия.
Архимандрит
(греч. старший в монастыре) – монашествующий священнослужитель средней степени и церковной иерархии, начальник монастыря. Чин А. появился в V в. в Восточной Церкви, где так назывались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование «А.» перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковноадминистративные должности. В РПЦ чин А. дается как высшая награда монашествующему духовенству (соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом, немонашествующем духовенстве).
Источник: Краткий православный словарь.
АРХИМАНДРИТ
греческое archi - главный, старший и mandra - ограда; буквально - старший над оградой, т.е. монастырем), в Русской православной церкви священнослужитель средней, 2-й степени, христианской церковной иерархии (перед епископом), начальник монастыря; высший монашеский чин. Существует с 5 в. На Руси присваивался лишь одному из игуменов в епархии. Впервые упомянут в летописи под 1174 как титул игумена Киево-Печерского монастыря. С 19 в. дается также монашествующим лицам, занимающим в церкви высокие административные должности, или присваивается как высшая награда. В белом духовенстве чину А. соответствует чин протоиерея и протопресвитера.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Архимандрит
греч. - "власть, управление" и "загородь, хлев для скота, овчарня" - по отношению к монашествующему обществу как стаду Христову) - старший монашествующий сан 2-й степени священства (перед епископом).
Наименование "архимандрит" прилагается в греческой церкви к начальникам монастырей с V в. Первоначально так назывались избранные епископом для надзора над монастырями его епархии чиновники из игуменов. Позже наименование "архимандрит" в качестве почетного титула давалось игуменам важнейших монастырей в епархии. С таким значением это наименование из Греции перешло на Русь, в Россию. Первоначально давалось, возможно, только одному игумену в епархии. В первый раз это наименование встречается в русской истории в 1174 г. - в отношении к игумену Киево-Печерского монастыря Поликарпу.
Наименование "архимандрит" прилагается в греческой церкви к начальникам монастырей с V в. Первоначально так назывались избранные епископом для надзора над монастырями его епархии чиновники из игуменов. Позже наименование "архимандрит" в качестве почетного титула давалось игуменам важнейших монастырей в епархии. С таким значением это наименование из Греции перешло на Русь, в Россию. Первоначально давалось, возможно, только одному игумену в епархии. В первый раз это наименование встречается в русской истории в 1174 г. - в отношении к игумену Киево-Печерского монастыря Поликарпу.
АРХИМАНДРИТ
греч. arhi – главный, старший и mandra – ограда; букв. – старший над оградой, т. е. монастырем), в Русской православной церкви священнослужитель второй степени (четвертый по старшинству) церковной иерархии (перед епископом), руководитель монастыря; высший монашеский чин. Начиная с V в., в греческой церкви титул А. носили игумены, надзиравшие за монастырями, позднее – настоятели важнейших монастырей. Когда надзор над монастырями перешел от А. к другим епископским чиновникам, к великим сакеллариям, звание А. стало почетным для игуменов крупнейших монастырей в епархии. На Руси звание А. присваивалось лишь одному из игуменов в епархии. Впервые встречается под 1174 г. как титул игумена Киево-Печерского монастыря Поликарпа. С XIX в. давалось также монашествующим лицам, занимающим в церкви высокие административные должности, или присваивалось как высшая награда. В белом духовенстве чину А. соответствует чин протоиерея и протопресвитера (см. Титулы).
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
АРХИМАНДРИТ
(от греч. «архон» – «главный», «старший» и «мандра» – «овчарня»; буквально – старший над овчарней, которая обозначает в данном случае общину монахов, овец Христовых, или монастырь) – ранее настоятель, начальник монастыря, в настоящее время в Русской Православной и некоторых других Церквах – высший сан для монашествующих пресвитеров. Так назывались вначале игумены, которых епископы назначали для надзора за всеми монастырями епархии. Затем звание архимандрита стало почетным титулом игуменов важнейших монастырей епархии. В V-VI вв. архимандритами, равно как и игуменами, могли быть не только пресвитеры, но также монашествующие диаконы и монахи, не имеющие священного сана. Позже архимандритами поставлялись только пресвитеры. В новейший период в Русской Православной Церкви большинство архимандритов не являются ни настоятелями, ни наместниками монастырей. Это уже не должность, а только сан, или титул. Из того обстоятельства, что в синодальную эпоху кандидатами на архиерейские кафедры были исключительно архимандриты, в Русской Православной Церкви сложился обычай: в тех случаях, когда во епископа избирается не архимандрит, прежде епископской хиротонии возводить его в сан архимандрита.
В синодальную эпоху право возводить в архимандриты принадлежало Святейшему Синоду, в настоящее время оно принадлежит Святейшему Патриарху, в Украинской Православной Церкви – ее Предстоятелю митрополиту Kиевскому. В Русской Православной Церкви в настоящее время почти во всех случаях возведение в сан архимандрита сопровождается награждением правом совершать богослужение в митре. Поэтому по старшинству архимандриты стоят на одной ступени с митрофорными протоиереями, если они не являются настоятелями или наместниками монастырей, принадлежностью каковых помимо митры является посох.
В синодальную эпоху право возводить в архимандриты принадлежало Святейшему Синоду, в настоящее время оно принадлежит Святейшему Патриарху, в Украинской Православной Церкви – ее Предстоятелю митрополиту Kиевскому. В Русской Православной Церкви в настоящее время почти во всех случаях возведение в сан архимандрита сопровождается награждением правом совершать богослужение в митре. Поэтому по старшинству архимандриты стоят на одной ступени с митрофорными протоиереями, если они не являются настоятелями или наместниками монастырей, принадлежностью каковых помимо митры является посох.
Источник: Православие. Словарь-справочник.