АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич
(30 мая 1887, Киев - 25 февр. 1964, Нью- Йорк)— скульптор. В 1908 поселился в Париже и начал работать в модернистском стиле. В 1920-х годах занимался кубизмом в Берлине. В 1923 переехал в США, создавал реалистич. скульпторы. В 1923 организовал худ. школы в Нью-Йорке и летнюю в Вудстоке, в шт. Нью-Йорк. В 1924-27 устроил механизм для создания иллюзии движения нарисованных объектов, названный им «архипентурой». За 40 лет устроил в США ок. 150 персональных выставок. После А. осталась вдова Франсуаза, урожд. Грей, на которой он был женат вторым браком, овдовев в 1957.
Лит. Косач Ю. //РМ. 1957. Май; Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Худ. Рус. зарубежья. С. 108-110.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич
30.5.1887, Киев - 25.2.1964, Нью-Йорк) скульптор. Сын профессора Киевского университета, инженера и изобретателя П.А.Архипенко, внук иконописца. В 1902 поступил в Киевское художественное училище: в 1905 отчислен за критику учителей.
Посетил в 1906 Москву, сблизился с М.Ларионовым и др. молодыми живописцами, участвовал в выставках. С 1908в Париже, поселился на Монпарнасе, колонии художников «La ruche» («Улей»). Недолго занимался в Академии изящных искусств. С 1910 его произведения появлялись на парижских выставках (в 1910-14 в Салоне независимых, в 1911-13 ив 1919 на Осеннем салоне). В 1912 вступил в группу «Золотое сечение» и открыл свою школу, пропагандируя собственные открытия и достижения новейших течений в искусстве.
Годы 1-й мировой войны провел в Ницце. Как скульптор А. начинал со статуй и групп с несколько утрированной гротескной выразительностью; до 1911 его работы отличались компактными обобщенными объемами, центрической композицией, кубистической огранкой форм («Сюзанна», 1909; «Поцелуй» и «Сидящая женщина», 1910; «Задрапированная ню», 191 1). Однако со временем его все более стали занимать проблемы пространства и динамики, появились танцующие, жестикулирующие обнаженные фигуры («Композиция с фигурами», 1912; «Танец», 1912; «Боксерский матч», 1913 и др.). Широко вводил в свои работы «отрицательный объем», когда не выпуклость, а вогнутость строила скульптурную форму. Для небольших бронзовых статуй А. характерны вытянутые пропорции, плавность и легкость силуэтов, сквозные прорывы, проемы, напряженные изогнутые плоскости («Женщина, причесывающая волосы», 1915: «Стоящая ню», 1916 и др.). Под воздействием художественных импульсов кубизма интерес А. привлекли пограничные сферы, где объем и пластика активно взаимодействовали с цветом и рисунком («скульптоживопись»): «Медрано П», 1913; «Купальщик», 1915: «Гондольер» и др. Использовал стекло, дерево, металл, папье-маше, клеенку, считал, что продолжает мировые традиции полихромной скульптуры.
В 1921-23 А. жил в Берлине, где руководил школой. Женился на Ангелине Бруно-Шмиц. В 1923 переехал в Нью-Йорк (американское гражданство получил в 1929). Продолжая пластическо-динамические эксперименты, изобрел в 1924 специфический вид искусства под названием «Архипентура» (запатентован в 1927): аппарат с мотором приводил в движение объект, состоявший из живописных элементов.А. стремился отобразить «ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической живописью», «Архипентура, - писал он в одноименной статье-манифесте, - есть конкретное соединение живописи с временем и пространством», Произведение А. предвосхитило кинетическое искусство 2-й половины XX в. В дальнейшем в искусстве А. нарастали неоклассические тенденции, проявившиеся как в статуях «Стоящая обнаженная», 1925: «Диана», 1925; «Грация», 1930, так и в рисунках.
Продолжая считать себя российским художником, А. представил свои работы на 1-ю русскую художественную выставку (Берлин, галерея Ван Димена, 1922); выставлялся в Бруклине (Выставка русской живописи и скульптуры, 1923), в Филадельфии (Выставка современного русского искусства, 1933).
В 1927 подарил бронзу «Грация, или Величие красоты» Государственному музею нового западного искусства в Москве для русского раздела выставки «Современное французское искусство». Работы А.
экспонировались на выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства (АНУМ), созданной во Львове в начале 1930-х.
Львовскому Национальному украинскому музею А. подарил в 1934 бронзовый отлив скульптуры «Ма - Раздумье» (в 1952 эта и другие работы А. были изъяты, уцелело несколько рисунков). «Ма Раздумье» была лучшей из трех композиций А" две других - «Ма - Щедрая сила» и «Ма Видение» («ма» - ласкательное сокращение от слова «мама»), Скульптурному триптиху А. предпослал лирическое посвящение: «каждой матери; каждому, кто любит и страдает из-за любви; каждому творцу в искусстве и науке; каждому, задыхающемуся от проблем; каждому, кто ощущает и знает вечность и бесконечность».
Любовь А. к украинской национальной культуре нашла выражение в установленных в 30-е в Кливленде памятниках-бюстах Тараса Шевченко, князя Владимира, Ивана Франке. Еще один бюст Шевченко (1935) А.
подарил Институту искусств в Детройте. Всего в США состоялось 15 0 его персональных выставок.А. - основатель ряда художественных школ в США, самая известная из них - в Нью-Йорке. А. преподавал также в университетах и институтах, выступал с лекциями.
Соч.: Архипентура. К истории международных связей ГМНЗИ. М" 1978.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

АРХИПЕНКО Александр Порфирьевич
30.05.1887 (Киев) - 25.02.1964 (Нью-Йорк). Скульптор. Внук иконописца. Сын профессора механики Киевского университета Порфирия Антоновича Архипенко. Увлекся искусством в 14 лет, когда во время длительной болезни начал изучать и копировать по книге рисунки Микеланджело. В 1902, после колебаний между математикой и искусством, поступил в Киевское художественное училище, откуда спустя три года был исключен за критику устаревшей педагогической системы. В 1908 уехал в Париж и поселился в художественной колонии «La Ruche». Две недели учился в Национальной школе изящных искусств, затем вместе с А. Модильяни и А. Годье-Бжоско самостоятельно занимался в музеях, изучая прежде всего раннюю готику, древнюю пластику Египта, Центральной Америки, Ассирии и Греции. В 1909 создал стилизованные скульптуры «Сидящий черный торс», «Адам и Ева», «Сусанна» и «Женщина», в которых сказалось увлечение архаикой. В 1910 снял мастерскую на Монпарнасе, в 1912 открыл художественную школу. Начал разрабатывать концепцию трехмерного кубизма, исполнил скульптуру «Медрано-1» - пример разложения пластической формы на простейшие геометрические объемы. В дальнейшем стал широко применять комбинации разнородных материалов (гипс, дерево, стекло, целлулоид, проволока); конструировал полихромные скульптуры: «Медрано-2», «Карусель Пьеро» и «Голова» (все - 1913; последней посвящено одноименное стихотворение Б. Сандрара). В 1914 исполнил скульптуру «Боксеры» - одно из наиболее абстрактных произведений пластики того времени. Выставлялся в салоне Независимых (ежегодно в 1910-14, 1920) и Осеннем салоне (1911, 1912, 1913, 1919); участвовал в выставках авангардистской группы «Золотое сечение» (Париж, 1912, 1913, 1914, 1920), выставке «Armory Show» в Нью-Йорке, 1-м Немецком осеннем салоне в Берлине, Международной выставке постимпрессионистов в Будапеште (все - 1913), групповых выставках в Риме, Праге, Амстердаме и Брюсселе; провел совместно с Ле Фоконье выставку в музее Остхауз в Хагене (1912/13) и персональную выставку в галерее Der Sturm в Берлине (1913). В 1914-18 жил в Ницце. Разрабатывал направление «скульптуро-живописи», основанное на комбинации трехмерной скульптуры с раскраской, цветным плоским фоном или обрамлением («Испанка», 1916; «Натюрморт с вазой», 1918). Исполнил цикл полуабстрактных плавно изогнутых торсов из металла и камня и серию женских фигур («Женщина, укладывающая волосы», 1915; «Стоящая фигура», 1916), в которых впервые использовал сквозные отверстия и ниши в качестве изобразительных элементов. Создал серию вертикальных вазообразных скульптур («Луч», 1918; «Ваза-женщина», 1919), в которых отразилось увлечение ранней готикой. В 1919-20 провел выставочный тур по городам Европы: Женева, Цюрих, Париж, Лондон, Брюссель, Берлин, Мюнхен, Роттердам, Гаага. В 1921 женился на немке Анжелике Бруно-Шмиц и обосновался в Берлине, где открыл собственную школу. В 1921/22 провел выставки в берлинской галерее Der Sturm и в Societe Anonyme в Нью-Йорке. В Потсдаме вышла первая монография о нем с текстом Ивана Голя и Теодора Дойблера. В 1923 переехал в США и поселился в Нью-Йорке, принял американское гражданство (1929). В 1924-27 разработал и запатентовал механизм для создания иллюзии движения нарисованных объектов с заданными быстротой и ритмом, названный им «архипентура»; продемонстрировал его на персональных выставках в Нью-Йорке и Токио. В 1940-е изготовил серию «светомодуляторов» - полупрозрачных плексигласовых скульптур, освещаемых изнутри. В разные годы создал реалистические скульптуры: «Повернутый торс», «Диана», «Идущая вперед», «Желание», «Меланхолия », несколько портретов жены, портреты св. князя Владимира, Тараса Шевченко, Ивана Франко (памятники-бюсты установлены в Кливленде), Т. Уайлдера, государственного секретаря США Ч. Хьюгенса, музыкантов В. Фуртвенглера и В. Менгельберга. Участвовал в выставках русских художников в Венеции (в рамках XII Международного биеннале, 1920), Берлине (Van Diemen, 1922), Амстердаме (Stedelijk, 1923), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Уилмингтоне (1932). В 1927 передал скульптуру «Грация, или Величие красоты» в дар ГМНЗИ. В начале 1930-х участвовал в выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства во Львове и подарил львовскому Национальному украинскому музею бронзовую скульптуру «Раздумье» (изъята из музея и утрачена в 1950-х). В 1923 основал художественные школы в Нью-Йорке и Вудстоке (летняя), в которых с перерывами преподавал до 1946. В 1929 приобрел землю около Вудстока, где построил комплекс зданий для художественной школы и студии. Позже открыл художественную школу в Лос-Анджелесе (1935), основал школу промышленного искусства «Новый Баухаус» в Чикаго (1937). Преподавал в Университете Вашингтона в Сиэтле (1935-36), Художественном институте Чикаго (1946-47), Университете Канзас-Сити (1950), Кармелевском институте искусств в Калифорнии (1951) и Университете Британской Колумбии в Канаде (1956). Неоднократно совершал лекционные турне по американским колледжам и университетам. В послевоенные годы получил признание как один из основоположников художественного авангарда. Удостоился престижных американских и европейских наград, был избран членом Международного института искусств и словесности (1953) и Американского национального института искусств и словесности (1962); его работы приобретались крупнейшими музеями мира. За 40 лет провел в США около 150 персональных выставок. В 1954 устроил ретроспективную выставку в галерее Ассоциации американских художников в Нью-Йорке, в 1955-56 предпринял выставочное турне по Германии. В 1957 овдовел. Спустя три года женился на своей ученице художнице Франсуазе Грей. В 1960-63 исполнил последние крупные работы - бронзовые скульптуры «Царица Савская» (1961) и «Царь Соломон» (1963), а также серию абстрактных цветных литографий «Живые формы» («Les Formes Vivantes»). В 1967-69 мемориальная выставка обошла многие города США. В 1986/87 выставки, посвященные 100-летию со дня рождения художника, состоялись в Национальной галерее в Вашингтоне и в Художественном музее Тель-Авива.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ АРХИПЕНКО
1887–1964) Александр Архипенко родился в Киеве 30 мая (11 июня) 1887 года. Отец его, Порфирий Архипенко, будучи механиком, заведовал университетскими лабораториями и физическими кабинетами. Человек талантливый, автор многих мелких, с легкостью совершаемых изобретений, он постоянно усовершенствовал различные сложные механизмы. Эту тягу к изобретательству унаследовал и Александр. Но наибольшее влияние на мальчика оказал его дед — Антон Архипенко. Он был художником, и Александр с детских лет перенял от него особую любовь к искусству из рассказов о великих мастерах мира, их жизни, успехах и славе. С детских лет познакомившись с искусством, Саша твердо решает посвятить себя ему. В 1902 году Александр поступает в Киевскую художественную школу, где до 1905 года изучает живопись и скульптуру. В своем родном городе он получает основы художественного образования, а затем продолжает его в Москве. Здесь проходят его первые выставки. Формирование художественного мировоззрения Архипенко продолжается в Париже. Учась в Школе искусств, он штудирует старую скульптуру в музеях и одновременно показывает на выставках свои работы. «Путь А. Архипенко, — пишет исследователь творчества скульптора Павел Ковжун, — воспитание и созревание таланта особенно интересны — уже хотя бы потому, что, помимо неустанного поиска своего самовыражения, он всегда был отважен до прагматизма. Архипенко вырос в полном смысле слова на новой художественной школе. С ранних лет он стремился завладеть материалом: уже в первых его работах проявляется натурализм, приметы стилевого лада, выходившие тогда у него из „архаики“. Устремления молодого художника показывали, что он искал язык сильный и убедительный, однако очень простой. Этот путь привел А. Архипенко к глыбе. Он начал длительную борьбу с ней, пока не сделал ее послушным субстратом, из которого умел добыть совершенно новую форму». Уже в 1910 году, будучи еще совсем молодым художником, Архипенко устраивает персональные выставки в Гааге и Берлине. К тому времени он оказывается в первых рядах борцов за новое искусство — принимает живое участие в парижской художественной жизни. Он примыкает к группе кубистов, где вводит в жизнь свои взгляды на искусство и творчество. Эта группа оказалась центром, генерировавшим новые революционные художественные идеи. П. Ковжун пишет: «Так начался значительный период в творчестве мастера, который и принес ему мировую известность. Он тесно связан с его кубистическим методом. Ведь кубизм действительно в первую очередь — принцип строгой системы. Преобладание анализа над чувством, отмечаемое в кубизме, — это прежде всего лишь потребность в упорядочении. Если произведение стремится к упорядоченности, ясному строю — оно приближается к синтезу, а дальше уже слово за художником. Собственно, кубизм совершил главный переворот в современном искусстве тогда, когда научил строить образ: так и метод Архипенко в скульптуре научил строить форму и подвинуть пластику к неожиданным возможностям… …Искусство Архипенко росло энергичными волнами. Он осваивал новаторские задачи одну за другой и шел от успеха к успеху. Он создал индивидуальный метод и преобразил его собственным восприятием Именно тогда искусство Архипенко стало на грани гениальности. Его произведения достигли вершин художественной выразительности и мастерства, как наивысшего проявления индивидуальности. „Искусство не есть то, что мы видим — но лишь то, что мы имеем в себе самих“ — так говорит мастер, раскрывая этим свой взгляд на творчество, определяя суть своего творческого деяния как энергии активной, а не пассивной. Пассивным искусством является изобразительный подход (натурализм-реализм), активным — то, что строит новые формы, новые образотворческие возможности. Эти новые формы, новые возможности создавал Архипенко, подчиняясь внутренним творческим импульсам, говорил таким пластическим языком, который обладал своими средствами выражения, утонченными для глубочайшего общения с теми, кто воспринимал новый мир творческого видения». Так в 1912 году Архипенко отходит от кубистов. Он чувствует, что теория кубистов ограничивает его в творчестве и обрекает на некую формалистику. В том же году скульптор основывает в столице Франции свою собственную школу, а затем совершает большое путешествие с выставкой своих работ по главным европейским художественным центрам — по Италии, Швеции, Франции, Германии, Чехословакии. И всюду работы Архипенко, а их было больше 65, пользуются большим успехом. Это был настоящий триумф украинского художника, привлекшего к себе своим творчеством и смелыми исканиями всю Европу. Не забывают о нем и на Украине: во Львове издается в 1922 году небольшая монография о творчестве художника, написанная М. Голубцом, а в 1923 году — большая монография со статьей Ганса Хильдебрандта. В начале двадцатых годов в столице Германии Архипенко вновь основывает школу, собирая вокруг себя немало учеников. Однако уже в 1923 году скульптор покидает Европу и переселяется на постоянное жительство в Америку. Школу с очень широкой художественной программой он открывает теперь в США. В 1924 году он сконструировал так называемую подвижную живопись, известную под именем ее создателя — «архипентура». Суть ее в том, что при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создающие определенные композиции, меняя образы по замыслу автора. Позднее подобная скульптура получила название «мобили», а одним из самых ярких представителей ее стал американец Александр Колдер-младший. В США Архипенко устроил примерно тридцать своих выставок. Здесь Архипенко не только провел свои последние годы (он умер в Нью-Йорке 25 февраля 1964 года), но и подвел итог всей своей многолетней неустанной творческой работы. В последние годы его искусство достигло большой мужественности, решительности, крупных художественных форм. Кроме скульптуры, Архипенко много занимался живописью. Цвет, тон никогда не оставляли равнодушным художника. Он первый ввел раскрашенные плоскости в современную пластику — показал форму в цветовой интерпретации. Эта же тяга к цвету привела его к живописи. Творчество Архипенко-художника также оригинально выразительно, как и его скульптура. Большой, сильный мастер легко и бравурно чувствует и видит форму в цвете, гармонизируя ее тональными аккордами. К сожалению, нельзя назвать счастливой судьбу произведений мастера, с большим трудом все же попавших на родину. Осенью 1935 года в собрание Львовского национального музея включили дар Архипенко — скульптуру «Ма. Раздумье» — одну их трех композиций, объединенных под названием «Ма». Стараниями директора музея И. С. Свинцицкого позднее к ней были присоединены еще девять полученных от автора произведений — две картины и семь рисунков. Осенью 1936 года в музее Научного товарищества им. Т. Шевченко экспонировалась терракотовая композиция «Шевченко-пророк», переданная в коллекцию Национального музея позднее, в 1940 году. Остальные произведения, в том числе скульптуры, бесследно исчезли в 1952 году во время беспримерной акции изъятия из музея и уничтожения многочисленного «идейно вредного, националистического» наследия. Остались одни лишь опубликованные в журнале «Мистецтво» и каталогах фотографии.

Источник: 100 великих скульпторов. 2002