Архитектура древнегреческая

Найдено 1 определение
Архитектура древнегреческая
строительное иск-во др. греков, уходящее корнями во II тыс. до н. э. После падения крито-микен. центров новый этап А. д. связан с возникновением в XII в. городов, располагавшихся вокруг крепостигшфополя на холме (Афины, Коринф). Гл. типом здания в А. д. стал храм, восходящий к осн. монумент, сооружению микенской эпохи - мегарону. Др. постройки могли быть круглыми, овальными (Орхомен в Беотии) или с апсидой на торце. Уже в VIII в. храм отличался от мегарона наличием отдельного портика на фасаде (в Дреросе на Крите, глиняные модели из Аргоса). Ранее совмещенные кровля и потолочное перекрытие разделились, появилось чердачное перекрытие, породившее фронтон (Сев. Греция и Пелопоннес). Эллинская планировочная структура в VII в. известна на Крите: храм Б в Принии имел пронаос, наос и адитон. От мегарона остался алтарь-очаг, расположенный внутри сооружения; постепенно и он выводится из внутр. объема. След, шагом в развитии А. д. было обрамление здания колоннами и возведение ряда колонн, делящих внутр. пространство храма на два нефа (храм Артемиды Орфии в Спарте, IX - VIII вв., Герайон на Самосе). Осн. элементом жилого дома длительное вр. был двор (ауле) с хоз. постройками; гл. помещение дома, мегарон, соединявшийся с двором через сени (продомос) и портик, окружали гинекей (жен. половийа), разл. кладовые. Для фундаментов (храм, дом), цоколя, ниж. части стен (храм) использовался камень, для стен - необожженный кирпич (сырец) и дерево (каркас, перекрытия); отд. деревянные опоры устанавливались на каменных плитах (храм). Гр. город эпохи архаики (к. VII - нач. VI в.) был скромным поселением вокруг укрепленного акрополя. Не все города VI в. имели оборонительные стены. Они возникли, no-вид., снач. в М. Азии, более подверженной нападениям, и, как др. сооружения, возводились на каменном цоколе из сырцового кирпича. Появился ряд новых типов обществ, сооружений: стой (длинные портики, на агоре - для деловых встреч, при храмах - для хранения приношений), булевтерии, пританеи, в общегр. святилищах - сокровищницы, к-рые строил каждый полис по типу маленького храма. Планировка архаич. жилого дома сохраняла тот же состав помещений и их расположение вокруг двора, что и раньше. Формируется тип усадьбы с двором и крытой лоджией по трем его сторонам (простиль). В строит-ве появляется облицовка из терракоты, идет формирование разл. типов зданий, архит. ордеров, основных принципов полихромии. В VI в. в А. д. происходит перелом - переход к каменному строит-ву, обусловленный развитием полиса, ростом городов и обществ, значения сооружаемых в них зданий. В классич. период полное освоение широких возможностей ордера приводит к небывалому многообразию архит. образов, придающих яркую индивидуальность каждому обществ, сооружению. В А. д. отдельных построек прослеживается личный почерк мастера. Аттич. архитекторы V в., отражая стремление Афин к главенству в Греции, пытаются создать единый всеэллинский стиль на основе различных ордеров. В Афинах складывается теория градостроит-ва (Гипподам из Милета), включающая не только регулярную планировку улиц, но и планомерную застройку кварталов (сохран. в Пирее, Олинфе, Милете, Приене). Появляются открытые каменные театры, одеоны, нов. формы зданий для бол. собраний. Создаются архит. ансамбли: Олимпия, афинский Акрополь, Элевсин, Делъфы. Оформ­ляется развитый тип др.-гр. жилого дома, снач. пастадного типа (с внутр. двориком, Олинф), затем перистиль, где центр, двор окружен колоннадой, куда выходили двери комнат. Обычными становятся дома в два этажа. По-прежнему в строит-ве доминировала стоечно-балочная система конструкций. Стволы колонн (в отл. от монолитных архаич., принятых в гр. городах Южн. Италии) состояли из отдельных барабанов, архитрав - из каменных блоков, пост, на ребро. Помимо архитравных, появились перекрытия сводчатого типа: арка, известная в городских воротах Акарнании (V в.). Полуциркульные очертания имели гробницы IV в. (Филиппа II ок. Вергины, боспорских царей близ Пантикапея). В возведении стен применялись стандартные отесанные блоки (квадры), сложенные насухо и связанные железными скрепами, залитыми свинцом. В нек-рых случаях обтесывались только ребра блока («рустованная» кладка стен Приены, Мессены). Мрамор (лучшие породы - паросский и пен-телийский), ранее шедший на элементы декора, теперь стал осн. строит-ным материалом для наземных частей сооружений. Продолжал использоваться известняк (порос). В более скромных постройках стены клались из трапециевидных блоков, стены жилищ - из сырца на каменном цоколе. В той же технике часто сооружались оборонительные стены: сырец хорошо противостоял ударам стенобитных машин. В наружном декоре зданий был распространен архит. орнамент (особ, знамениты Эрехфейон, храм в Эпидавре). Внутр. отделка была разнообразной: в обществ, сооружениях полы выстилались каменными плитами, в жилищах чаще глинобитные или выложенные из цветной гальки. Стены обмазывались глиной, штукатурились и расписывались или окрашивались (выделялся цоколь и стена над ним, часто имитировавшая кладку). В IV в. ведущая роль в строит-ве переходит от Афин к центрам Пелопоннеса и М. Азии. Развивается А. д. светских и жилых зданий. Дорич. ордер уступает гл. место ионическому и коринфскому. В эпоху эллинизма в М. Азии и Египте создается ряд новых крупных городов, культура к-рых приобретает гр.-вост. характер, в А. д. проникают декоративные элементы и формы Востока (Мавзолей). Архитек. ордера теряют былую лаконичность и монументальность, становятся декоративными. Храм утрачивает роль ведущего архит. типа, его место занимают монумент, алтари, обществ, здания, роскошные городские ансамбли (Пергам).
   Е.А.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Архитектура древнегреческих театров

Поляков Евгений Николаевич
В статье рассмотрены наиболее известные древнегреческие театры классического и эллинистического периодов (V-I вв. до н. э.).
Читать PDF

Античные органы и архитектурная система Витрувия: древнегреческие истоки

Будкеев Сергей Михайлович
В статье рассматриваются античные органы в контексте архитектурной теории Витрувия. Исследуются древнегреческие истоки зодчества, основанные на синкретическом восприятии мира.
Читать PDF

Роль древнегреческой архитектуры, скульптуры, литературы и музыки в становлении театра

Суворова Юдмила Григорьевна
В статье рассматриваются характерные черты античной культуры, определена их роль в становлении театра. «Воля к форме», скульптурность, статуарность, ритмичность предстают как следствие детерминации сознания пространственностью.