АРХИТЕКТУРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Архитектура
лат. architectura) - 1) зодчество, строительное искусство, искусство проектировать и строить, поднимающееся до уровня художественного обобщения и выражения в художественно-образной формемировоззрения человека. Иногда противополагается простому строительству, преследующему чисто утилитарные цели; 2) художественный характер постройки.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АРХИТЕКТУРА
от лат. "архитектура" и др.-греч. "архитектон") - это искусство проектировать и строить здания, сооружения и их комплексы. Под А.
понимается и художественный характер построек, и то, насколько удачно она вписана в окружающую местность и т.п. Вместе с тем А. направлена на разрешение практических, утилитарных задач строительной деятельности человека (см. глинобитная и деревянная А.

Источник: Археологический словарь. 1996

Архитектура
искусство возводить постройки, соответствующие определ. целям (жилые дома, обществ., административные, представительские и другие здания), отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетич. архитектурной формой. Греч. А. восходит своими корнями к др. способу строительства с применением кирпича-сырца и дерева, которым были построены первые примитивные дома и культовые сооружения. С политич. и экономич. укреплением городов-государств произошел переход к монументальной А. (в частности, к строительству храмов) и вызванному ею новому способу строительства с помощью огромных каменных блоков с заполнением промежутков между ними более мелкими камнями. Монументальная А. сохранила свое ведущее положение вплоть до кон. греч. античности и оказала огромное влияние на развитие рим. А., которая лишь отчасти заимствовала греч. архитектурные традиции. Используя известковый раствор в качестве соединительного материала, римляне заложили основы строительства сложных крупнообъемных сооружений; гл. элементами их были свод и арка, которые в сочетании с их внешним и внутр. оформлением в полной степени отвечали стремлению к великолепию и блеску, олицетворению рим. роскоши и могущества. В эпоху эллинизма (3 — 1 вв. до н. э.) в греч. зодчестве наряду с дорич. и ионич. архитектурными сооружениями, доминировавшими в архаич. и классич. периоды в храмовом строительстве, все в большей степени получают распространение бытовые, административные и жилые сооружения (здания для различных собраний и заседаний, гимнасии, театры, комфортабельные жилые дома и другие). Улучшение декоративного оформления зданий происходит за счет смешения элементов различных архитектурных ордеров, так, во внешнем оформлении появляется коринфский ордер. Одновременно развивается и градостроительство, которое приобретает симметричный планировочный характер (регулярный город Гипподама Милетского). Рим. А. продолжила традиции этрусской и в первую очередь эллинистич. А. Отдельные типы зданий и внутр. помещений получили свое дальнейшее развитие (театры, рынки, палестры). Появились нов. архитектурные формы храмов, домов, базилик. Римлянами были созданы и свои собств. типы построек — амфитеатры, термы и триумфальные арки. Особое значение приобрели технич. сооружения (водопроводы, акведуки, мосты, маяки).

Источник: Словарь античности. 1989

АРХИТЕКТУРА
(лат. Аrchitectura — строительство) — строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и возводить здания и сооружения , приобретающее уровень художественного обобщения и выражения в художественно-образной форме мировоззрения человека. В этом значении архитектура пред-ставляет собой вид пластического искусства и поэтому принадлежит сфере художественной культуры.
Эстетически формируя жизненную среду общества, архитектура выражает своими специфическими художественными средствами господствующие представления своей эпохи, идеи и устремления своего общества. Историческое развитие архитектуры происходило от перво-бытных механических сооружений, древних египетских и мексиканских пирамид, пещерных храмов Индии и Китая, от античных акрополей и форумов, средневековых храмов и крепостей до дворцов и парковых ансам-блей эпохи Возрождения, барокко и классицизма, вплоть до новейшей архитектуры ХХ в. Специфическими художественными средствами архитектуры являются: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов и поверхностей, фактура и цвет строительных материалов, синтез искусств и т.д. Архитектура служит основой объединения скульптуры, живописи и других пространственных и временных видов художественного творчества.
Архитектура является одним из основных (наряду с изобразительным и декоративным искусствами) пространственных искусств, которое можно опреде-лить как:
1) художественно-организованное пространство для человеческой деятельности; 2) совокупность объектов, обусловливающих художественную организацию пространства своим расположением и присутствием;
3) совокупность творческих процессов, направленных на создание художественного образа организованного пространства. В подавляющем большинстве слу-чаев архитектурная деятельность направлена на оформление объектов, у которых назначение и основ-ные свойства уже предопределены практической по-требностью, техническими возможностями и экономическим расчетом.
Такими объектами для архитектуры являются постройки (культовые, административные, жилые, про-мышленные, общественные и т.д.), открытые городские пространства (площади, улицы, парки), а также ком-плексы построек и открытых пространств, которые оформляются как художественные единства, называемые архитектурными ансамблями.
Как любое другое искусство, архитектура отражает в своих стилях и отдельных памятниках соответствующей эпохи. Она обладает специфическими выразительными средствами, с помощью которых аппелирует не только к зрительным ощущениям, но и ко всей совокупности чув-ственного и духовного восприятия человека. В силу своей открытости массам людей, а также стабильности и прочности своих произведений архитектура более дру-гих искусств способна передавать современные ей соци-альные идеалы, дух упорядоченности и разумной зако-номерности. Помимо масштабности произведений архитектуры этому способствует свойственное им под-черкивание ритма и пропорций.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АРХИТЕКТУРА
лат. architectura, от греч. architЕkton – строитель), зодчество, искусство строительства зданий и сооружений; один из видов пространственных искусств. Формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Имеет первостепенное значение в синтезе искусств (живописи, скульптуры, декоративноприкладного творчества), объединяя их в художественный ансамбль. Архитектурные сооружения являются, с одной стороны, памятниками материальной культуры (свидетельствуют о технических достижениях, связаны с практическими нуждами людей); с другой стороны, произведениями искусства, с помощью специфического языка раскрывающими мироощущение своей эпохи.
Получить полное представление о памятнике архитектуры можно только в процессе движения, обхода здания или комплекса сооружений снаружи и изнутри, смены точек зрения. В восприятии архитектурного образа принимают участие, помимо зрения, осязание (ощущение шероховатой или гладкой стены, теплоты деревянных перил или прохлады каменных колонн) и слух (гулкие шаги, эхо, скрип дверей и т. д. помогают почувствовать масштаб и протяженность здания). Дополнительную информацию о сооружении представляют планы и чертежи.
В произведении архитектуры неразрывно связаны польза (функциональность), прочность (инженерный расчет) и красота (конструкция здания выражает определенную эстетическую идею; строительные материалы – камень, дерево, бетон и др. – художественно осмысляются). Выразительные средства архитектуры: форма, масштаб (размеры сооружения, соразмерность постройки и ее частей человеку), пропорции (соотношение частей и целого), ритм, тектоника (образное выражение конструкции), цвет и фактура материалов, взаимодействие сооружений с окружающим пространством. Различные приемы обработки поверхности здания играют большую роль в создании художественного образа. Облицовочный камень может быть гладко отполированным или грубо cколотым; прожилки мрамора, текстура древесины имеют каждый раз неповторимый рисунок. С помощью цвета и фактуры архитекторы выделяют конструктивные и декоративные элементы здания (наличники окон в древнерусских храмах украшены изразцами; контраст гладких плоскостей зеленых или желтых стен и белых колонн характерен для построек эпохи классицизма). Декоративные детали помогают организовать плоскость фасада, акцентировать тектонику сооружения, обогащают его ритмическую структуру (кокошники в древнерусских церквях, аркатура в средневековых постройках, стрельчатые арки в готических храмах).
Архитектура возникла на заре человеческой цивилизации (мегалиты). В культовом комплексе Стонхендж в Англии (2 е тыс. до н. э.) и др. древних сооружениях уже выявлены главные элементы архитектурной постройки – несущие (вертикальные опоры) и несомые (горизонтальные перекрытия). Каждая эпоха находила свой неповторимый способ художественного осмысления этих элементов. В Древнем Египте могучие колонны в виде связок стеблей папируса или цветущего лотоса, поддерживавшие крышу, украшенную золотыми звездами на синем фоне, создавали впечатление огромного чудесного каменного леса. В Древней Греции стоечно-балочная конструкция зданий была образно осмыслена в трех типах архитектурного ордера. В древнеримскую эпоху и позднее ордер, утратив значение конструктивного элемента, остается важнейшим средством образной выразительности. Революционным новшеством римлян было изобретение бетона, позволившее создавать различные типы сводчатых перекрытий (арка, купол и др.) и строить огромные здания – базилики. Конструкция базилики была приспособлена в Cредние века для церковных зданий и стала основой романских и готических храмов, в переработанном виде – крестово-купольных храмов Византии и Древней Руси. В эпоху Возрождения на основе базиликальной конструкции создавались величественные постройки, отмеченные ясностью и гармонией форм (Л. Б. Альберти, Д. Браманте, Ф. Брунеллески). Архитектура барокко и классицизма не дала новых конструктивных решений, но наполнила прежние неповторимым образным содержанием. Стены барочных зданий создавали иллюзию подвижной, пульсирующей поверхности (Д. Л. Бернини, Ф. Борромини, Б. Ф. Растрелли). Классицизм вернул архитектурным сооружениям строгость и разумную упорядоченность форм (Ж. А. Габриель, Ж. Ж. Суфло, К. Н. Леду, М. Ф. Казаков, К. И. Росси и др.). Новые типы материалов открыли в 19–20 вв. еще больший простор фантазии для архитекторов, стремившихся соединить лаконизм и функциональность с яркой образностью (Эйфелева башня, 1889; Шаболовская радиобашня В. Г. Шухова в Москве, 1930 е гг.; здания из стекла и бетона Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ, Ф. Л. Райта, К. С. Мельникова, братьев Л. А., В. А. и А. А. Весниных).
Архитектура делится на два больших раздела: религиозная, или церковная (храмы, монастыри), и светская (жилые дома и дворцы, общественные и промышленные сооружения, садово-парковая архитектура и градостроительство – искусство планирования и возведения городов). На протяжении тысячелетий самыми важными зданиями для человека являлись храмы, занимавшие главное место в застройке города, площади, села. В эпоху Возрождения с ними начинают соперничать светские здания – ратуши, дворцы, загородные виллы и т. д. Многие типы светской архитектуры (жилой дом, дворец, стадион, театр и др.) сложились в глубокой древности, хотя их планировка, оформление, конструкция со временем сильно изменялись. Другие (почта, вокзал, фабрика, завод) появились относительно недавно. Здания могут иметь самостоятельное значение или объединяться в архитектурные ансамбли (см. ст. Ансамбль архитектурный). Самой сложной задачей для архитектора является создание ансамбля города.
Градостроительные задачи решали уже древние цивилизации. Сначала поселения строились стихийно, постройки веками лепились к главному зданию – дворцу, святилищу (Кносс на о. Крит, 3 е – сер. 2 го тыс. до н. э.). В Древнем Египте и Месопотамии применялась разбивка городов на геометрически правильные кварталы. Впоследствии сложились три основные планировочные системы: радиально кольцевая, регулярная прямоугольная и веерная. Радиально кольцевая планировка (улицы располагаются кольцами вокруг единого центра) существует с глубокой древности. Так строились древнегреческие (вокруг акрополя) и древнерусские (вокруг кремля) города. В 5 в. до н. э. архитектор Гипподам из Милета разработал принцип регулярной городской планировки (улицы пересекались под прямым углом, две главные улицы были ориентированы по сторонам света). Гипподамову систему вслед за греками стали использовать римляне, а затем и др. западноевропейские народы. Расцвет градостроительства приходится на период господства барокко и классицизма с их любовью к созданию далеких перспектив, прямых магистралей, широких открытых пространств. Ярким примером веерной планировки является Санкт-Петербург, в основе плана которого – три главные улицы, расходящиеся лучами из единого центра. Основанная Петром I в 1703 г., новая столица с момента постройки развивалась по единому плану, поэтому Санкт-Петербург является выдающимся памятником градостроительства. Градостроительство, как и архитектура в целом, призвано сделать среду обитания людей не только удобной, но и красивой: материальное окружение человека оказывает значительное воздействие на его психику и настроение.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Архитектура
гр., архи - главный, тектор - строитель)    предмет и результат эстетической деятельности человека, связанной с орг-цией комфортной среды его обитания средствами стр. Подразделяется на градостр., ландшафтную арх., арх. произв., гражд., жилых и культовых зданий и сооружений. Возникновение А. на У. связано с колонизацией региона рус. и проникновением рус. стр. культуры.    Первые военно-оборонительные пос. строили новгородцы для сбора дани с местного нас. в сев. Приуралье. В летописях упоминаются г.Хлынов (Вятка, 1374) и г. Анфаловск (1398-1409). В XVI в. нач. организованная колонизация У., опорными пунктами к-рой являлись "государевы остроги". В нач. XVI в. ц. колонизации находился в Покче, с 1535 - в Чердыни. В сеть острогов вошли Канкор (1558), Орел-городок (1564), Нижне-Чусовской (1568), Сылвенский и Яйвенский, Очерский (1597), Верхне-Чусовской городки (1610).    Вдоль Камы для защиты торг. путей была возведена др. цепь оборонительных пос.: Уфа (1574), Сарапул (1556), Бирская и Табынская крепости. Путь в Сибирь охранял Верхне-Тагильский городок (1583), крепости Лозьва (1590), Верхотурская (1598) и Туринская (1600). Активная колонизация сопровождалась стр. крепостей и острогов и требовала создания новых укрепленных пунктов в Зауралье: Невьянская (1621), Ницинская (1624), Тагильская (1625), В.-Ницинская (1632), Ирбитская (1633), Мурзинская (1639), Пышминская (1646), Чусовская (1656) крепости, Катайский острог (1655), Челяб. острог (1658), Шадринский острог (1662), Царево городище (Курган, 1662), Камышловская (1666-1667), Красноярская (1670), Арамильская (1675-1676), Новопышминская (1680), Багарякская (1698), Белоярская (1695) крепости. В Приуралье возведены Кунгурский (1649), Торговинский и Кишертский острожки.    В первой пол. XVIII в. для защиты от киргиз-кайсаков на Юж. У. были выстроены оборонительные линии: Закамская (1732), Самарская (1736-42), Екат. (1737), Старая Ишимская (1737), Сакмарская (1739-42), Верхне- и Нижне-Уйские (1737), влившиеся позже в Оренб. линии.    Крепости и остроги вплоть до XVII в. возводились по традициям зодчества ц. России на возвышенных местах в точке слияния рек. Они имели неправильную конфигурацию, обносились деревянными стенами с башнями по углам и в местах въездов. Ряд крепостей и острогов в месте пересечения торг. путей имели посады с кварталами купцов и ремесленников и позже переросли в первые ур. гг. (Вятка, Чердынь, Верхотурье, Кунгур, Ирбит, Уфа и т.п.).    Крепости XVIII в. строились с учетом европ. традиций, имели регулярную геометрическую планировку по всем правилам фортификационного иск-ва. Посад многих из них имел регулярный план.    Крест. пос. делились на починки, дер. и с., их застройка носила самый разнообразный характер в соответствии с традициями нар. зодчества и климатом мест переселения (народное жилище).    Проникновение христианства на У. сопровождалось стр. мон.: Пыскорский-Преображенский мон., переведенный в Канкор (1570-79), Николаевский мон. в Верхотурье (1604), Далматов мон. (1644) и др. Мон. У. также возводились по традициям оборонного зодчества ц. России, постепенно перестраивались в камне, занимая видное место в гор. застройке.    Оборонительная роль пос. У. к концу XVIII в. была исчерпана. Однако этот период наложил сильный отпечаток на выразительность планировки и застройки адм.-торг. гг. У., оставив такие замечательные произв. арх., как Верхотурский кремль, Оренб. и Николаевские крепости, Николаевский мон. в Верхотурье, Далматов мон., возведенные в лучших традициях рус. зодчества. Указанный период дал У. своеобразные школы мастеров арх. (Гусев Т.М., Гулков Е.Д., Стафеев А.Д., Сорока И.Б.).    Помимо мон., христианизация У. активно шла путем стр. отд. храмов в гг. и сел. пос. На ранних этапах сооружались деревянные церкви клетского типа (церкви с. Пянтег - XVII в., с. Янидор -1707, Чердынский р-н). Первые каменные храмы несли черты моск. и ярославского зодчества с местной интерпретацией (Троицкий собор в Соликамске, 1684-97). В XVIII в. на У. проявились стилевые особенности моск. барокко (церковное зодчество). Возросло число мастеров-каменщиков, создавших замечательные пам. А. XVII-XVIII вв. (Вешняков Л.А., Горбовский И., Кичигин А., Корсаков Л., Кремлев И.Т.).    Пром. освоение У. началось с осн. посадскими людьми Калинниковыми соляного городка Усолье Камское. С передачей Строгановым земель сев. Прикамья стали интенсивно осваиваться соляные месторождения, появились первые пром. пос.: Новое Усолье, Дедюхин. Пром. сооружения этого периода строились преим. в дереве и не сохранились.    Вторая волна пром. освоения У. нач. в XVIII в., когда было построено св. 200 мет. з-дов. У. превратился в осн. мет. базу России. Большинство мет. з-дов позже переросли в гг. и положили нач. особой арх.-градостр. культуре У. (пром. архитектура). В теч. XVIII в. сложились градостр. принципы и новые для России типы зданий и сооружений. Каменное стр. в пром. гг. У. нач. в осн. в конце XVIII в. после пожаров Пугачевского восст. За осн. принципы планировки и застройки пром. гг. были взяты положения Комиссии о строении С.-Петербурга с идеями регулярного европ. градостр. Поэтому большинство пром. пос. У. получили регулярный план с четким функциональным зонированием. Однако в отличие от адм.-торг. и оборонительных пос. ц. г. формировал з-д с системой предзаводских площадей. В первой пол. XIX в. на ур. з-дах работала плеяда талантливых арх. - выпускников С.-Петерб. акад. художеств (Комаров А.З., Луценко К.А., Подъячев И.М., Малахов М.П., Чеботарев А.П., Дудин С.Е., Тележников Ф.А., Свиязев И.П.). Эти арх. горного ведомства привнесли в пром. гг. У. высокую культуру классической арх. и создали уникальные пром.-селитебные ансамбли европ. уровня. Данные ансамбли до сих пор формируют ц. гг. Екат., Нижнего Тагила, Ижевска, Воткинска, Невьянска, Златоуста, Кыштыма, Каслей, Каменска-Ур., Белорецка, Очера, Алапаевска и др. Арх. горного ведомства, их ученики приняли активное участие и в застройке сложившихся адм.-торг. гг. У., разработав ген. планы их развития и гл. классические ансамбли гор. ц. (гражданская архитектура).    Вторая пол. XIX - нач. XX в. в связи с интенсивным развитием капиталистических отношений, бурным ростом нас. пунктов отмечена реализацией ген. планов гг. На смену классической А. пришли национально-романтические поиски. В нач. XX в. в А. утвердился стиль модерн, наиб. полно отразивший процесс пром. рев. На смену арх. горного ведомства пришли горные и гражд. инженеры. Акцент в развитии А. У. был перенесен на среду гор. ц. и узлы транспортных коммуникаций. Этот период характеризуется появлением на У. новых типов зданий: гимназии, театры, доходные дома, банки, клубы, больн., школы, уч-ща, вокзалы, порты, депо, пассажи, торг. ряды. Среди ур. инженеров и арх. выделяются яркие таланты перм. арх. Турчевича А.Б., вятского арх. Чарушина И.А., екат. арх. Дютеля Ю.О. Сов. этап развития А. на У. характеризуется индустриализацией региона и привлечением средств не только в пром., но и в гражд. и жилое стр. Особенно продуктивны были 1920-е - нач.30-х - время активной работы пионеров сов. арх., развивающих творческие концепции конструктивизма. Произошла окончательная специализация А. на пром. и гражд. Складывались осн. принципы сов. градостр.: районная планировка, зонирование тер., специализация и кооперация произв., единые системы транспортного и бытового обслуживания, озеленения и благоустройства, крупные ансамбли и комплексы. Создавалась система типового проектирования, возникали крупные гос. проектные ин-ты. В пром. проектировании ведущее место занимал гос. проектный ин-т "Промстройпроект", где работали арх. Мыслин В.А., Зильберт А.Э., Надеждин В.П., Щербаков С.Н., Бурдунин В.С., Дементьев В.Е., Жукова Н.П. и др. Проекты крупных технологических агрегатов Магнитогорского з-да разрабатывали арх. Соколов В.Д., Гофман В.Л., Лубнин А.И., Тихонов Н. и др. Эти агрегаты послужили типовой осн. для пром. стр. и на др. ур. з-дах (промышленная архитектура).    Показательной явилась работа по проектированию Большого Свердл. - ц. Ур. обл. Здесь была реализована идея о социалистическом г. с крупными жил. комплексами-коммунами, адм.-жил. блоками, дворцами, стадионами, клубами, мед. городками, втузгородками и т.п. По размаху проектирования и стр. в эти гг. Свердл. занимал одно из ведущих мест в стране. К проектированию сооружений в гг. У. было привлечено внимание видных лидеров конструктивизма: Мейер Г., Фридман Д.Ф., Гинзбург Н.Я., Соколов В.Д., Антонов Н., Голосов И., Корнфельд Я., Оранский П.В. К выдающимся произв. этого времени можно отнести "Городок чекистов", стадион "Динамо", комплекс Уралобкома с жил. домом обл. совета, клуб строителей, комплексы-коммуны по пр.Ленина, и ул.Малышева (гражданская архитектура).    Изменение стилевой направленности сов. А. в 1930-е в сторону неоклассики затормозило развитие арх. творчества в СССР. Однако этот период дал много для А. гг. У., которые получили крупные градостр. ансамбли своих ц. и гл. улиц, гармонично сочетающиеся с классическим наследием первой пол. XIX в. Многие зодчие-конструктивисты изменили свои творческие взгляды в связи с соц. заказом, искренне увлеклись освоением классического прошлого. В этот период на У. были заложены основы проф. арх. образования. Открылись архитектурно-стр. техникумы в Перми и Свердл., а в 1949 в УПИ - арх. специальность, давшая нач. Ур. арх. школе. Основателем ее является арх., проф. Бабыкин К.Т. На базе этой специальности в 1967 был создан второй в стране самостоятельный вуз (Свердловский архитектурный ин-т). САИ качественно изменил ситуацию на У. в подготовке квалифицированных арх.    С 1960-х гос. политика в обл. стр. исключила А. из сферы иск-ва. На смену диктата полит. приходит диктат стройиндустрии и жесткой экономии. Типовое стр. активно внедряется в массовую застройку гг. У. в ущерб худ., экологическим и комфортным качествам. Единый заказчик и подрядчик в лице гос-ва не оставляет места арх. творчеству. Гос. монополизм привел к резкому снижению качества стр., его технология испытывает период глубокого застоя. В этих условиях арх. творчество замыкается в стенах вузов и приобретает форму "бумажной А.", оторванной от стр. практики. Современные концепции А. и градостр. не получают реализации. Некачественная застройка гг. встречает в 1970-е шир. протесты общественности, особенно в ист. гг. У. В качестве инструмента защиты ист. ц. гг. и пос. в это время выступают охранные зоны и зоны регулирования новой застройки. Появляются арх.-этнографические муз. в пос. Хохловка Перм. обл. и с. Нижняя Синячиха в Свердл. обл. Первые берут на себя роль резервации недвижимых пам. А., вторые - становятся формой физ. сохранения пам. нар. зодчества путем переноса их в муз.-заповедники.    Недооценка арх. наследия привела к утрате на У. мн. тыс. пам. А. и объектов ценной ист. застройки. Грубым искажениям подверглись ист. ц. гг. Перми, Челяб., Ижевска, Воткинска, Кургана, Камышлова, Туринска, Невьянска, Нижнего Тагила, Кунгура и др. В нач. 1990-х значит. сократилось капитальное стр. в гг. У. в связи с глубоким экономическим кризисом. Внедрение рыночных отношений в сферу А. и стр. способствует преодолению гос. монополизма и возврату А. индивидуального заказчика и подрядчика. Это становится важной предпосылкой возрождения и развития отечественного зодчества.    Лит.: Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, 1960; Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск, 1989; Художественная культура Пермского края. Пермь, 1992; Вопросы градостроительства и архитектуры Урала. М., 1987; Каптиков А.Ю. Народные мастера-каменщики в русской архитектуре XVIII в. (на примере Вятки и Урала). М., 1988.    Стариков А.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
203.09 кб

В.М. Слукин: «Архитектура, в которой живут»

Слукин Всеволод Михайлович, Быстрова Татьяна Юрьевна
Читать PDF
412.56 кб

Буддийская культовая архитектура бохайского времени в северной части корейского полуострова

Стоякин Максим Александрович
В статье описаны два буддийских храмовых комплекса Омэри и Кэсимса, обнаруженные на территории КНДР. Эти земли относились к юрисдикции Южной столицы Бохая.
Читать PDF
2.48 мб

Архитектура культовых сооружений в библейских текстах

Балакина Л. А., Валеева Е. А.
Целью статьи является попытка систематизировать сведения об архитектуре культовых сооружений, выявленные в библейских текстах.
Читать PDF
110.33 кб

Архитектура французских замков рубежа XVI-XVII вв. - первой трети XVII в

Булгакова Е. Ю.
Читать PDF
532.04 кб

Православная культовая архитектура Хасавюрта. Конец XIX-XX вв

Сергеев Александр Юрьевич
Читать PDF
177.93 кб

Отложенное признание: архитектура П. Я. Панькова в зеркале культурной памяти

Овсянников Сергей Николаевич
Читать PDF
384.55 кб

С. В. Боглачев, С. Н. Савенко архитектура старого Кисловодска

Черный Ю. Ю.
Боглачев С.В., Савенко С.Н. Архитектура старого Кисловодска. Пятигорск, 2006. 512 с.
Читать PDF
240.07 кб

Архитектура Волго-Уральского региона: постколониальный взгляд на российскую империю

Нугманова Г. Г.
В статье рассматриваются возможности применения методов и представлений, выработанных современной гуманитарной наукой, в области архитектурно-градостроительной деятельности на примере Волго-Уральского региона.
Читать PDF
3.92 мб

Архитектура и строительное дело Лебапского региона (по материалам изучения поселений древнего и ранн

Бурханов Альберт Ахметжанович
Лебап Средняя Амударья области Амуля и Земма территория Лебапского велаята Туркменистана.
Читать PDF
50.25 кб

Синельник А. К. , Самогоров В. А. Архитектура и градостроительство Самары 1920-х начала 1940-х годов

Репинецкий А. И.
Читать PDF
2.35 мб

Северорусские деревянные церкви с кубоватыми покрытиями. Архитектура, ареалы, происхождение

Бодэ А. Б.
В архитектуре деревянных храмов выявляются отголоски древних новгородских и московских традиций, проводится картографическое ареалирование архитектурных решений, развивавшихся на различных территориях Русского Севера.
Читать PDF
349.42 кб

Советская архитектура в поисках средств создания благоприятной среды

Косенкова Ю. Л.
Читать PDF
0.00 байт

2007. 02. 015. Глушкова В. Г. Усадьбы Подмосковья: их история, владельцы, жители, архитектура. - М.

Шевырин В. М.
Читать PDF
235.99 кб

Архитектура городов Золотой Орды

Надырова Х. Г.
В статье дан общий обзор золотоордынской архитектуры. Рассмотрены основные типы жилой, общественной, культовой и мемориальной архитектуры 2-й половины ХIII-ХIV вв. и их декоративное оформление.
Читать PDF
719.66 кб

Адольф Гитлер и архитектура Третьего рейха

Есипов Владислав Витальевич, Игнатьева Ольга Анатольевна
Представлены материалы о влиянии руководителя НСДАП Адольфа Гитлера на культурные феномены Третьего рейха. Рассмотрено формирование эстетических взглядов нацистского фюрера на основе опубликованных и неопубликованных источников.

Похожие термины:

  • АРХИТЕКТОРЫ, АРХИТЕКТУРА

    •Architecti, Architectura. К древнейшим временам эллинской истории относятся известные колоссальные постройфки, так называемые киклопические или пеластические стены, которыми ограждались кремли древних в
  • ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА

    постройки из древесины. Деревянные сооружения древнекаменного века до нас не дошли. Они редко переживают два-три поколения людей, кроме того, часто гибнут при пожарах. Не случайно при раскопках ар
  • Культура Древнего Египта:Архитектура

    О древней гражданской архитектуре мы осведомлены очень мало. По некоторым изображениям и описаниям можно представить жилище как дом из кирпича-сырца внутри ограды. Со двора вход в дом был оформле
  • Архитектура древнегреческая

    строительное иск-во др. греков, уходящее корнями во II тыс. до н. э. После падения крито-микен. центров новый этап А. д. связан с возникновением в XII в. городов, располагавшихся вокруг крепостигшфополя
  • ГЛИНОБИТНАЯ АРХИТЕКТУРА

    постройки из необожженной глины и грязи. Поселки из глинобитных хижин начали строиться более 11 тыс. лет назад в безлесных районах Месопотамии и совр. Иракского Курдистана. Дома в них были похожи на
  • Архитектура в Харькове

    Строительному искусству Х-в уделял большое внимание на протяжении всей своей истории. Над созданием отдельных его построек, первых планов и проектов города трудились ведущие архитекторы Санкт-Пе
  • КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА

    на терр. Пенз. обл. представлена в осн. зданиями, относящимися к правосл. вероисповеданию (церкви, часовни, монастыри), а также небольшим числом культовых сооружений мусульм. архитектуры (мечети). Ра
  • ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

    был выработан новый способ опоры свода. Свод опирается на арки, основанием которых служат столбы. Стены перестали нести нагрузку свода, в них делали многочисленные проемы для окон, арок и галерей.
  • Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование

    Рстория искусства в России, точно так же как и история русской культуры вообще, распадается на два неравные, резко разграниченные периода: древний, простирающийся с незапамятных времен до эпохи пр
  • Гражданская архитектура

    подразделяется на арх. жил. и обществ. зданий и комплексов. Проф. становление Г.А. началось одновр. с колонизацией У. рус. при стр. первых военно-оборонительных и пром. городков (градостроительство; а
  • КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА НА РУСИ

    большое каменное строительство началось на Руси, как и на большей части территории Европы, в X в. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявили
  • Архитектура корабля

    1) научная дисциплина, изучающая общее устройство корабля и его частей; 2) система основных элементов корабля (судна), опреде* ляющая его конструкцию и внешний вид.
  • САДОВО-ПАРКОВАЯ АРХИТЕКТУРА

    ландшафтная архитектура), одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. Материалом для садово-парковой архитектуры служат объекты живой природы: деревья, кустарники, различ
  • Промышленная архитектура

    подразделяется на пром. градостроительство (арх. орг-ция пром. тер.), арх. пром. зданий, арх. пром. сооружений. Возникла на У. одновр. с колонизацией края рус. при стр. соляных городков (Усолье - 1430) и пол
  • Архитектура в Третьем рейхе

    В большей степени, чем другие виды искусства, архитектура нацистского периода отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных архитектурных проектов того времени не избежал указ
  • Архитектура римская

    строительное иск-во, возникшее как продолжение традиций этрусской и др.-гр. монументальной А. Древнейший период развития А. р., этрусский (VIII - IV вв.), совпал с архаич. и классич. периодами истории Грец
  • Военная архитектура

    год этим термином в XVI - XVII вв. понималось искусство возведения укреплений и всякого рода построек, имеющих военное значение. Военная архитектура являлась отделом общей архитектуры. Огнестрельное
  • Архитектура американская

    . Истоки А. а. восходят к колон. периоду. Отличит. черты масс. А. а. Нов. Англии 17-18 вв. пуритан, стиль и простота техн. средств. Заметны влияния англ. средневек. традиции, упрощ. формы голл. бюргерск. баро
  • Архитектура Древней Руси

    Говоря об архитектуре древней Руси, невольно хочется вспомнить слова Б. Д. Грекова: «Если вы, собираясь осмотреть Киевскую Софию, заранее решили отнестись снисходительно к умению наших далеких пре
  • ГРАЖДАНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

    представлена в области зданиями, характер к-рых делает их заметными элементами в окружающей застройке, а функцион. назначение предопределяет разнообразие облика. Административные здания относят