Арианство

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Арианство
еретическое движение, утверждающее, что Христос как творение Бога-отца – существо, ниже его стоящее.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Арианство
течение в христианстве IV-VI вв. Основатель священник Арий из Александрии (умер в 336 г.). Осуждено как ересь церковными соборами в IV в.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

АРИАНСТВО
ересь, родоначальником которой является александрийский пресвитер Арий. Арий утверждал, что Иисус Христос сотворен Богом Отцом из ничего и не равен Ему, а Святой Дух – высшее творение Сына. Это учение, разрушающее догмат о Пресвятой Троице, было осуждено на I Вселенском Соборе. См. Вселенские Соборы.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

АРИАНСТВО
учение александрийского пресвитера Ария (IV в.), отрицавшее единосущность Троицы, равенство Христа с Богом-Отцом. Осуждено как ересь на Никейском соборе (325), а затем – на Константинопольском (382). Арианство было широко распространено среди германских народов. Его придерживались остготы до падения Остготского королевства в 553 г.; вестготы – до Толедского собора (589); вандалы – до завоевания их византийским полководцем Велизарием (553); бургунды – до присоединения их к Франкскому королевству (534); лангобарды – до середины VII в.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Арианство
первая массовая ересь антитринитарного характера, рационально обоснованная александрийским пресвитером Арием (256 - 336), который учил, что Сын Божий не совечен Отцу, а является Его высшим творением, т.е. Богом только по имени. а не по сущности. I Всел. Собор (325) осудил это учение, утвердив единосущие Сына с Отцом. Но императоры Констанций (337 - 361 ) и Валент (364 - 378) поддержали последователей Ария и подчинили им почти всю Церковь. Борьбу с этим модернизированным арианством до самого конца века вели свт. Афанасий Великий и т.н. Великие Каппадокийцы.

Источник: История христианства. Справочник

Арианство
Арианство (Arianism), учение Ария (250-336), ливийского пресвитера из Александрии, к-рый, с точки зрения христианства, проповедовал ересь, заявляя, что Иисус Христос не имел божественного происх., а был просто человеком, наделенным исключительными способностями. Его учение нашло широкий отклик в разл. слоях об-ва - от имп. двора до простых граждан. В 325 г. Никейский собор отлучил Ария от церкви и выслал. После смерти Константина, поддерживавшего ариан, последовало новое осуждение А. (381). Герм, завоеватели в целом приняли А., т.к. оно было проще ортодоксального христианства. А. распространилось в Зап. Европе и в ряде мест просуществовало до 8 в.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Арианство
течение в христианстве в 4 – 6 в.в., основанное священником Арием. Арианство было попыткой преодолеть противоречие между библейским монотеизмом (См. Монотеизм) и учением о Христе как божестве. Арий утверждал, что только один бог предвечен и неизречен, тогда как сын божий сотворен, но не из божественной сущности, а из ничего. Его отличие от человека только в том, что он наделен более высокими достоинствами. Благодаря соучастию бога-отца и собственному стремлению к благу сын божий сам становится богом. Этим снималась центральная для христианства идея богочеловека. В 325 г. арианство было осуждено как ересь на Никейском вселенском соборе. После смерти Ария его учение развивали Аэций и Евномий (позднейшее название ариан – евномиане). В преобразованном виде арианство возродилось в Польше в 16 в., его проповедывал Социн. См. Христианство.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

АРИАНСТВО
еретическое религиозное течение последователей пресвитера александрийской церкви Ария и его учения о положении Христа в Троице, положившего начало расколу в церкви. В 336 г. ариане были приняты в церковную общину, но они были противниками церковных богатств и крупного землевладения. Арианское духовенство не было привилегированным и не владело землей. Влияние ариан и их сторонников усилилось при императорах Констанции (337 – 760) и Валенте (364 – 478). В середине IV в. арианский епископ Ульфила крестил готов и перевел Библию на готский язык. В 325 г. на I Вселенском соборе в Никее учение ариан было осуждено, а при императоре Феодосии I объявлено ересью на Константинопольском соборе 381 г. Арианство сохранилось на Востоке до VI в., на Западе – до VI – VII вв. среди вестготов во Франции и Испании, остготов в Италии, а также среди вандалов в Северной Африке. Борьба ариан с ортодоксальными богословами, приверженцами Никейского собора, выработавшего православный символ веры, нашла отражение в «Церковной истории» Сократа Схоластика. Элементы арианства сохранились в современных ересях (свидетели Иеговы, унитарии, духоборы).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Арианство
учение в христианстве, основоположником которого был александрийский пресвитер Арий (нач. IV в.). Арий утверждал, что Сын Божий (Иисус Христос) не единосущ, а подобносущ Богу-Отцу, так как Сын сотворен Отцом и, следовательно, не является предвечным, как Бог-Отец. Это означало отрицание одного из главных догматов церкви о единосущии Бога-Отца и Бога-Сына. Несмотря на скорое осуждение как ереси (Никейский вселенский собор 325 г.), а. в IV в. стало наиболее массовым еретич. движением в Рим. империи, а при Констанции II (337—361 гг.) пользовалось поддержкой императора. В конце IV в. законами императора Феодосия а. было запрещено.
Но дольше всего а. просуществовало среди варварских герм. народов, под натиском которых рухнула Зап. Рим. империя. А. приняли остготы, вестготы, вандалы, бургунды, свевы, лангобарды и др. племена. В созданных ими государствах а. было господствующим исповеданием, арианские церкви варваров подчинялись королям, богослужение велось на родном языке. Покоренное же население в основном придерживалось ортодоксального христианства. Франки, принявшие христианство сразу в его ортодоксальном виде, нередко использовали различие в исповедании с др. герм, племенами как повод для войн против них. Главным образом, внешнеполит. расчеты привели к тому, что короли многих варварских государств отказались от а., ряд же государств (остготов в Италии, вандалов в Сев. Африке) вместе с их арианскими церквами был уничтожен в результате визант. завоевания при императоре Юстиниане.
Лит.: Корсунский Л.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АРИАНСТВО
течение в христианстве в 4-6 вв., назв. по имени александрийского священника Ария (´Areios; ум. 336). А. зародилось в Александрии (впервые осн. положения были сформулированы Арием в 318) в обстановке острой социальной борьбы. Отвергло догмат, провозглашенный 1-м Вселенским собором христ. церкви в Никее, о том, что бог-сын (Христос) единосущен богу-отцу. А. выражало более древнее представление об Иисусе Христе, как о существе не вечном, сотворенном, низшем в сравнении с богом-отцом; по существу под влиянием неоплатонизма оно возрождало филоновско-оригеновские представления о логосе, как посреднике между богом и людьми. Никейский догмат не сразу получил всеобщее признание. Сам верховный покровитель христианства имп. Константин (ум. 337) вскоре сблизился с арианами. Сын и преемник Константина, имп. Констанций (337-361) вместе со своим придворным духовенством требовал, чтобы церковь объявила бога-сына не "единосущным" богу-отцу, но лишь "подобосущным". Однако церк. деятели во главе с патриархом александрийским Афанасием и рим. папой Либерием выступили против притязаний императорской власти по-своему толковать религ. догматы. То, что историки церкви называют борьбой ортодокс. христианства с "арианской ересью", отражало политич. борьбу различных социальных сил в Рим. империи 4-5 вв.: А. стало знаменем сепаратистских стремлений, враждебных единству христ. церкви. В конце концов ортодокс. христианство одержало победу, т. к. более решительно разорвав с традицией, оно последовательнее освобождало христианство от греко-римских, иудейских и др. представлений. А. было осуждено как ересь (окончательно на соборе 381).

Учение о "единосущии" получило дальнейшее развитие на католич. З., где оно было дополнено догматом о происхождении св. Духа не только от бога-отца, но и от бога-сына (filioque). Католики неоднократно упрекали вост. церковь в чрезмерной зависимости от светской власти и в сохранении пережитков А. Герм. племена (готы, бургунды, вандалы), принявшие христианство из Константинополя, долгое время придержи- вались А.

Лит.: Афанасий, архиепископ Александрийский, Творения, ч. 1-2, М., 1851-52; Самуилов В., История арианства на Латинском Западе, СПб, 1890; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4, П., 1918; Duchesne L., Histoire ancienne de l´eglise, 4 ?d., t. 3, P., 1911; Gwatkin H. M., Studies of arianism, 2 ed., Camb., 1900.

Н. H. Розенталь. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Арианство как рационализация религиозного опыта

Земецкий Н.Г.
В статье исследуются богословско-философские идеи понимания Бога авторами III-IV вв., которые принадлежат к гетеродоксальному направлению мысли под общим названием арианство.

Похожие термины:

  • Ариане арианство

    течение в христианстве в IV–VI вв. Его зачинатель — священник Арий (умер в 336 г.) из города Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности