Аристарх
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
— архимандрит Макариева Желтоводского монастыря, сын священника; род. в 1771 г., ум. в 1843 году. По происхождению великороссиянин. Образование получил в Нижегородской семинарии и в ней же с сентября 1791 г. состоял "репетентом" и учителем, а с 1795 г. — катехизатором. В мае 1798 г. определен в священники к церкви села Высокого, Нижегородской губернии и уезда, а в сентябре 1801 г. перешел в Нижний Новгород к Предтеченской церкви. 9-го сентября 1802 г. он был определен в духовную семинарию учителем и с 1803 г. священником семинарской церкви. Овдовев, он 22-го декабря 1804 г. постригся в монашество с именем Аристарха, после чего назначен префектом семинарии. Не оставляя педагогических занятий, Аристарх в 1805 г. занял должность эконома архиерейского дома, с 1808 г. — присутствующего в консистории и 20-го июня 1809 г. возведен в сан архимандрита нижегородского Благовещенского монастыря. 10-го августа 1818 г. он был перемещен в московский Знаменский монастырь и 22-го августа 1821 г. в Макариев Желтоводский той же нижегородской епархии, где он трудился всю свою жизнь.
Дела архива Св. Синода 1808 г. № 931; 1818 г. № 136; 1821 г. №№ 87, 182, 184 и 875.
Здр.
{Половцов}
2. А. Самофракийский (ок. 217 — 145 до н. э.), греч. ученый, глава библиотеки в Александрии. Усилия А. по изданию, критич. исследованию и хранению произведений античных авторов (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Аристофан и другие) явились апогеем античной филологич. науки. Деятельность А. послужила дальнейшему развитию метода анализа текстов, системы знаковых обозначений и грамматич. принципов, которые затем легли в основу всех европ. грамматик. В споре с Кратетом из Маллы в Киликии А. отстаивал принцип аналогии в языке. Труды А. затерялись в массе более поздних сочинений.
рис. Аристархов метод для определения удаления Солнца и Луны от Земли
Источник: Словарь античности. 1989
??????????,
1. из Тегеи, трагический поэт, современник Еврипида; дожил, как говорят, до 100 лет; поставил 70 драм и одержал 2 победы на состязаниях трагиков (Suid.). ср. Nauck, trag. Graes. fragm. p. 564 sq.;
2. А. с Самоса, александрийский математик и астроном, жил ок. 260 г. до Р. X., внимательно наблюдал небесные явления и первый стал учить, что Земля движется вокруг Солнца и своей собственной оси. Благодаря А. и его ученику Гиппарху Никейскому, астрономия была доведена до совершенства, вызывающего удивление и в новых ученых. Сохранилось сочинение ?. ???? ???????? ???? ???????????? ????? ???? ???????. Изд. Wallis (1688) и Nizze (1856);
3. А. с Самофракии, знаменитейший грамматик и критик, ученик Аристофана Византийского, жил и учил в Александрии при Птолемее Филометоре (ок. 170 г.). Был учителем нескольких сыновей этого царя, однако, когда воспитанник Аристарха же Птолемей Фискон поднял гонение на ученых, должен был оставить Александрию, удалился на Кипр и умер там в глубокой старости, в последние годы жизни заболев водянкой. Он посвящал свою деятельность не только толкованию греческих поэтов, особенно Гомера, Пиндара, Аристофана, трагиков и пр., к которым написал, как свидетельствует Свида, около 800 книг комментариев (большое число объясняется тем, что отдельные книги поэм Гомера и пьесы драматических поэтов считались каждая особо), но и составлению многочисленных грамматических сочинений. Однако из всех этих трудов сохранились лишь отрывки, главным образом, в схолиях к Гомеру. Особенно важное значение имели его работы по толкованию и критике гомеровского текста: и содержание, и язык гомеровских песен нашли в нем равно внимательного толкователя; благодаря его критическим ??????????, гомеровский текст принял тот приблизительно вид, в каком читается обыкновенно и теперь; посредством особых критических знаков А. отметил в своих изданиях Гомера много мест, подложность которых считал доказанной или вероятной. ср. мастерское исследование Лерса (Lehrs): de A. studiis Homericis (2-е изд., 1865). Проницательностью мысли и многообъемностью знания А. превосходит всех других грамматиков; он положил то основание, на котором стоят работы позднейших толкователей. Ожесточенной противницей А. была Пергамская школа Кратеса Маллота, старавшаяся толковать Гомера аллегорически.