Аристипп
Аристипп
Старший из Кирены (ок. 435 — 355 до н. э.), греч. философ, ученик Сократа, основатель школы киренаиков; разработал ее осн. этич. (гедонистич. — эвдемонистич.) и гносеологич. (сенсуалистич. — агностич.) принципы.
Источник: Словарь античности. 1989
АРИСТИПП
ок. 435 — 355 гг. до н. э.) — философ, родом из Кирены, основатель философской школы киренаиков. Он был учеником Сократа. В своей философии Аристипп отводил особое место принципу наслаждения и тем проложил путь учению эпикурейцев.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Аристипп
из Кирены, ок. 435- после 366 гг. до н. э., греческий философ. В Афинах был учеником Сократа. Позднее, как софисты, учил за деньги. Некоторое время вел бродячую жизнь (побывал помимо прочего при дворе Дионисиев I и II в Сиракузах). В конце жизни, вероятно, возвратился в Кирену, где жил со своей дочерью Аретой. - А. утверждал, что благодаря своей философии он обрел внутреннюю свободу, которая позволяет ему получить удовольствие (hedone) от любой жизненной ситуации, вне зависимости от материальных благ. Сочинения А. (среди которых диалоги и диатрибы) погибли. Поучения А. и анекдоты о нем сохранились в основном у Диогена Лаэртского и происходят из сборника, который создан позднее, в начале III в. до н. э. Невозможно, однако, с точностью установить, в какой мере эта доксографическая традиция отражала взгляды самого А. Вызывает споры также вопрос, считать ли А. основателем философской школы киренаиков, или им был его внук Аристипп Младший, называемый Metrodidaktos (ученик своей матери), который создал цельную систему гедонизма, основываясь на взглядах деда. Основной категорией учения, известного под именем А., ограниченного этическими вопросами, было удовольствие, понимаемое телесно. Получение удовольствий, которыми философ, однако, управляет, составляет подлинное счастье (eudaimonia). Позднейшие киренаики (то есть приверженцы учения А., Анникер, Гегесий и Феодор) значительно изменили эти взгляды. Школа перестала существовать в середине III в. до н. э. Платон относился к А. с неприязнью: особо он подчеркивал в Федоне отсутствие А. при смерти Сократа, а также критиковал гедонизм А. (не называя его) в Филебе. В Воспоминаниях о Сократе Ксенофонт представил Сократа, полемизирующего с А. Он был главным героем сочинений Спевсиппа и Стилпона из Мегары (которые осуждали его взгляды и образ жизни).
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
АРИСТИПП
• Aristippus,
??????????, из Кирены, основатель школы киренаиков (или гедоников), получившей и свое название от имени его родного города; провел свою юность в Афинах в обществе Сократа (?????????? ??????? ????? ????? ?????????), а затем, по некоторым показаниям, еще при жизни Сократа и сам стал учить, подобно софистам, путешествуя из одной страны в другую; был, напр., на Эгине, в Сиракузах при дворе Дионисия Младшего (Plut. Dion 19. Diog. Laert. 2, 8, 56) и наконец на своей родине. Он же, говорят, первый между сократиками стал брать плату за учение. Из сочинений Аристиппа, число которых было, может быть, довольно значительно, ничего до нас не дошло. Его учение было, вероятно, приведено в систему лишь его учениками, может быть, его соименным ему внуком. Внешние обстоятельства жизни А., родившегося в богатом роскошном городе от состоятельных родителей, наверное, не остались без влияния на его философию. В его школе признавалось, говорят, деление философии на 5 частей: ????? ???? ??????? ???? ????????, ????? ???? ???????, ????? ???? ???????, ????? ???? ???????, ????? ???? ???????, но частями физической и диалектической он пренебрегал. Его философия сходилась с философией Антисфена в том отношении, что, отрицая возможность познания абсолютной, безотносительной истины, своей конечной целью ставила вопрос о счастье человека, но вместе с тем и существенно отличалась от антисфеновской, противополагая принципу пренебрежения к потребностям принцип наслаждения; несколько видоизменившись, она продолжала впоследствии свое существование в эпикуреизме, так же как антисфеновская в стоицизме. Благо, по мнению А., есть приятное ощущение, и высшего счастья человек достигает, когда отдается вполне такому ощущению, не смущаясь ни воспоминаниями прошедшего, ни заботами о будущем (в этом смысле приятное ощущение должно быть ??????????). А. различал два ????: ????? и ?????, первое называлось у него ????????, второе ???? ???????; в душевных настроениях он принимал три различных состояния: удовольствие, неудовольствие и третье — среднее между теми двумя; первое он сравнивал с тихим движением морских волн при легком ветре, второе с порывистым движением их в бурю, третье с тишиной штиля. ср. Хеn. Socrat. 2, 1. 3, 8. Cic. acad. 2, 131. Cic. fin. 1, 7, 23. Cic. tusс. 2, 6, 15. Horat. ер. I, I, 18. 17, 17 сл. Между представителями киренаической школы после А. наиболее замечательны: Гегесий, Анникерид и Феодор.
??????????, из Кирены, основатель школы киренаиков (или гедоников), получившей и свое название от имени его родного города; провел свою юность в Афинах в обществе Сократа (?????????? ??????? ????? ????? ?????????), а затем, по некоторым показаниям, еще при жизни Сократа и сам стал учить, подобно софистам, путешествуя из одной страны в другую; был, напр., на Эгине, в Сиракузах при дворе Дионисия Младшего (Plut. Dion 19. Diog. Laert. 2, 8, 56) и наконец на своей родине. Он же, говорят, первый между сократиками стал брать плату за учение. Из сочинений Аристиппа, число которых было, может быть, довольно значительно, ничего до нас не дошло. Его учение было, вероятно, приведено в систему лишь его учениками, может быть, его соименным ему внуком. Внешние обстоятельства жизни А., родившегося в богатом роскошном городе от состоятельных родителей, наверное, не остались без влияния на его философию. В его школе признавалось, говорят, деление философии на 5 частей: ????? ???? ??????? ???? ????????, ????? ???? ???????, ????? ???? ???????, ????? ???? ???????, ????? ???? ???????, но частями физической и диалектической он пренебрегал. Его философия сходилась с философией Антисфена в том отношении, что, отрицая возможность познания абсолютной, безотносительной истины, своей конечной целью ставила вопрос о счастье человека, но вместе с тем и существенно отличалась от антисфеновской, противополагая принципу пренебрежения к потребностям принцип наслаждения; несколько видоизменившись, она продолжала впоследствии свое существование в эпикуреизме, так же как антисфеновская в стоицизме. Благо, по мнению А., есть приятное ощущение, и высшего счастья человек достигает, когда отдается вполне такому ощущению, не смущаясь ни воспоминаниями прошедшего, ни заботами о будущем (в этом смысле приятное ощущение должно быть ??????????). А. различал два ????: ????? и ?????, первое называлось у него ????????, второе ???? ???????; в душевных настроениях он принимал три различных состояния: удовольствие, неудовольствие и третье — среднее между теми двумя; первое он сравнивал с тихим движением морских волн при легком ветре, второе с порывистым движением их в бурю, третье с тишиной штиля. ср. Хеn. Socrat. 2, 1. 3, 8. Cic. acad. 2, 131. Cic. fin. 1, 7, 23. Cic. tusс. 2, 6, 15. Horat. ер. I, I, 18. 17, 17 сл. Между представителями киренаической школы после А. наиболее замечательны: Гегесий, Анникерид и Феодор.