Арка

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Арка
тюрк. задняя сторона, Север

Источник: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. 1884

Арка
от лат. arcus — дуга, изгиб) — полукруглое или криволинейное перекрытие проема, имеющее выпуклую форму. В архитектуре средних веков получила распространение стрельчатая а. с изломом в центре, особенно характерная для готики.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Арка
лат. arcus - дуга, изгиб) – 1) криволинейное, полукруглое или стрельчатое, перекрытие проемов в стене (окон, ворот, дверей) или пролетов между двумя опорами, например, колоннами, устоями моста (конструктивное значение); 2) элемент орнамента, характеризующий тот или иной художественный стиль (декоративное значение). Различаются следующие типы А.: полуциркульная, или круговая (ренессансная); пологая; приподнятая; подковообразная (мавританская); стрельчатая (готическая); трехлопастная (готическая); стрельчатая сжатая; круговая плоская (лучковая); трехцентровая (коробовая); стрельчатая зубчатая; килевидная (древнерусская).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АРКА
от лат. arcus – дуга, изгиб) в архитектуре, криво линейная конструкция для перекрытия проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами и пр.). Наиболее часто используются полукруглые (полуциркульные) арки; для готики характерны стрельчатые (в форме тетивы натянутого лука) арки, для арабской архитектуры – подковообразные.
Арки возводят из камня, кирпича, металла или дерева, современные – чаще из железобетона. Впервые появились в странах Древнего Востока. Широкое применение арочные конструкции получили в архитектуре Древнего Рима в акведуках, амфитеатрах, позднее в строительстве мостов, путепроводов и др. сооружений.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

АРКА
(лат. Аrkus — лук, дуга, свод) — в архитекту-ре криволинейная конструкция, перекрывающая проем в стене или пространство между двумя опорами. Край, которым арка опирается на свою опору, называется пятой, а расположенный посредине арки клин — замковым камнем. Родиной арочных конструкций являлось Двуречье, где их возводили, не скрепляя камни раствором, а точно подгоняя друг к другу, используя эффект взаимного давления. Одной из древнейших арок в мировом зодчестве является полуциркулярная арка ворот Иштар в Вавилоне, облицованная цветными изразцами и изразцовыми рельефами. В Индии использовались двускатные арки с изогнутым острием. В древнегреческой архитектуре арки не применялись. Этруски первыми стали использовать клинообразные арочные кам-ни. В римском и византийском зодчестве широкое распространение получили арочные конструкции полуциркульной (полукруглой) и коробовой (центр дуги арки ниже «пят») формы, что позволило возводить мосты и акведуки. В арабской архитектуре применялись подковообразные арки. Излюбленными мотивами средневекового зодчества стали килевидная арка и стрельчатая арка (две арки, скрещивающиеся под углом и облегчающие готическую конструкцию). Перекрытия помещений с помощью арок получили название сводов. В архитектуре средних веков были разработаны различные виды арок: стрельчатая, подковообразная, килевидная, трехлопастная и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АРКА
   • Arcus,
       1. лук; концы его (cornua, capita) обыкновенно были загнуты кверху, тетива называлась chorda; на войне он служил оружием особому разряду пехоты, стрелкам, которые могли на расстоянии 150 шагов стрелять с такой силой, что стрелы пробивали броню и щит; ср. Arma, Оружие, 7;
       2. всякая дуга, представляющая полукружие, все равно, есть ли она явление природы, как, напр., радуга (Verg. Georg. 1, 380 сл. Horat. ер. 2, 3, 18. Liv. 30, 2), или произведение искусства, как, напр., триумфальная А., т. е. ворота, воздвигавшиеся в честь полководцев, с победой возвращающихся домой, а впоследствии особенно для чествования императоров. Сперва А. устраивались очень просто, иногда из кирпича, а позднее все с большим и большим великолепием из мрамора; план их в главных очертаниях был четвероугольный; кроме главного сводчатого прохода, занимавшего средину, часто делались еще по обеим его сторонам два других, меньших. Здание украшалось колоннами, статуями и трофеями, которые помещались и на поверхности надстройки (аттика), лежавшей над главным карнизом. На аттике же помещалась посвятительная надпись. Над передним сводом парили богини победы в склоненном положении, как бы возлагая победный венок на голову триумфатора, въезжающего под ворота. Из таких триумфальных А. в Риме сохранились следующие пять: Arcus Drusi в честь Нерона Клавдия Друза на Via Appia (Suet. Claud. 1), н. у ворот S. Sebastiano; A. Тита y подошвы Палатинского холма над Sacra via, сооруженная в память разрушения Иерусалима и замечательная по прекрасным скульптурам, особенно по изображению триумфального шествия и драгоценностей Иерусалимского храма, которые несли в этом шествии (стол для хлебов предложения, седмисвещник и пр.); недавно она поставлена на новый, более прочный фундамент; A. Septimii Severi на форуме у подошвы Капитолийского холма с многочисленными рельефами; A. Gallieni и A. Constantini, построенная в 312 г. и лучше всех сохранившаяся.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

«Триумфальная арка» и монархические церемонии в Никольске-Уссурийском: к истории образа старого горо

Постников Валерий Валентинович
Приводятся сведения об истории «триумфальной арки» в Никольске-Уссурийском, которая была построена в 1891 г. и перестроена в часовню в 1896 г. В конце XIX начале XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Триумфальная арка как иконографический прототип русского православного иконостаса

Юрьева Татьяна Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Сюжетно-пространственный комплекс «Переход границы» в романе Э. М. Ремарка «Триумфальная арка»

Поршнева Алиса Сергеевна
В статье анализируется сюжетно-пространственный комплекс перехода границы в эмигрантском романе Э.М. Ремарка «Триумфальная арка» на материале сюжетной линии главного героя.

Похожие термины:

  • Килевидная арка

    голл., нем. Kiel, англ. keel - ствол) – в древнерусской архитектуре полуциркульная арка с заострением наверху, напоминающая перевернутый корпус лодки или корабля.
  • Подпружная арка

    одна из четырех арок, на которые опираются паруса подкупольного пространства храма.
  • Триумфальная арка

    гр. triumphos - тройной шаг) – первоначально почетные ворота, которые сооружались в Древнем Риме в честь одержавшего важные победы полководца; строились также в эпоху классицизма.