Аркесилай

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Аркесилай
(род. в 315 в Питане, ум. в 240 до н. э. в Афинах), греч. философ, видный представитель т. н. Средней Академии. А. полагал, что познание действительности невоможно ни с помощью разума, ни с помощью чувств. По этой причине призывал к воздержанию от суждений. А. считал, что для практич. деятельности человека достаточно одной вероятности. Труды А. до нас не дошли.

Источник: Словарь античности. 1989

Аркесилай
ок. 315 -240)
   др.-гр. философ, глава Ср. Академии, родоначальник акад. скептицизма. Род. в Питане (Эолида), учился у математика Автолика, потом у афинского музыканта Ксанфа, затем слушал Феофраста и, наконец, перешел в Академию, к-рую возглавлял в 270 - 241. Ум. А. в Афинах. По преданию, он ничего не писал.
   А. первым стал воздерживаться от высказываний при противоречивости суждений и положил нач. критике догматизма. Цель философии, по А., не обладание истиной (т.к. это невозможно), а отсутствие заблуждений; руководствоваться стоит тем, что явл. наиб, убедительным.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АРКЕСИЛАЙ
   • Arces?las и Arcesil?us,

         ??????????, основатель средней академии; родом из Питани в Этолии, жил ок. 300 г. до Р. X. Учился сначала у математика Автолика в своем родном городе, а после смерти своего отца Севфа посещал школы Феофраста и академика Полемона в Афинах. По смерти Кратеса сделался его преемником в академии и учил до глубокой старости (умер в 75 лет, ок. 241 г. до Р. X.). Он, подобно Сократу, которому подражал, не столько известен как писатель, сколько как учитель; по крайней мере, из его сочинений до нас ничего не дошло. Он возвратился к диалогическому методу Сократа (Cic. fin. 2, 1) и боролся с догматизмом стоической школы, основатель которой, Зенон, был товарищем А. по академии. Так как при этом А. в своем учении дошел до отрицания всяких твердых основ для знания и утверждал, что достаточных признаков, по которым истина могла бы быть отличаема от лжи, не существует, то он был весьма близок к учению Пиррона, и древние сомневаются, не следует ли А. причислять к скептикам. Cic. de or. 3, 18; ex variis Platonis libris sermonibusque Socraticis hoc maxime arripuit, nihil esse certi, quod aut sensibus aut animo percipi possit. acad. post. 1, 12: negabat esse quidquam quod sciri posset, ne illud quidem ipsum, quod Socrates sibi reliquisset: sie omnia latere in occulto. Ha место истинного он ставил вероятное (Cic. acad. 2, 10), причем различал еще между ????????? и ???????, придавая значение только первому. У Sext. Emp. adv. math. 7, 153 он утверждает, o???? ?????? ????? ??????? ?????????? ???? ????? ????????? ? ?????????. ?????? ???? ???? ???? ????????? ???? ????????????? ????????? ???????????? ?????? ??? ????? ??? ??? ????? ???????. ????´ ???? ?? ??? ????? ???????, ????????? ??????, ???? ?? ??? ?????, ????, ???? ??????? ?????? ????? ?????? ??? ????? ??????? ???????????, из чего он заключает: ??? ??????? ??? ??????????? ????? ??????? ???????????.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884