АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ 1941‑44

Найдено 1 определение
АРКТИЧЕСКИЕ КОНВОИ 1941‑44
система защиты сов. судоходства в ВОВ в Белом, Баренцевом и Карском морях (зап. участка Сев. морского пути от Архангельска до прол. Вилькицкого) от нападения нем. – фаш. надводных кораблей, подводных лодок и авиации. В иностр. литературе А. к. иногда наз. англо‑амер. конвои, курсировавшие между Англией (Исландией) и сев. портами СССР Мурманском и Архангельском (см. Конвои союзные в СССР 1941‑45). В ВОВ герм, флот и авиация пытались нарушить мор. перевозки между сев. и дальневост. портами СССР, а также снабжение и вывоз пром. продукции из портов сов. Арктики. Ср. продолжительность навигации в Арктике составляла 4 месяца (с июля по окт.). К действиям на арктич. коммуникациях пр‑ком привлекались: авиация – в Белом и Баренцевом морях вплоть до новоземельских проливов; пл и надвод. корабли – в Баренцевом и Карском морях до прол. Вилькицкого.
Большую опасность судоходству создавали мины, поставленные надвод. кораблями и ил пр‑ка. Защиту арктич. коммуникаций осуществляла созданная в составе Сев. флота Беломорская воен. флотилия. Опираясь на гл. базу Архангельск, флотилия в 1941 частью сил базировалась на Иокангу. В 1942 создана вмб на о. Н. Земля, в 1944 – на о. Диксон. Судоходство обеспечивалось системой конвоев. В 1941 плавание в конвоях проводилось гл. обр. на участке Архангельск – о. Колгуев, в 1942 Архангельск – о. Диксон, а в 1943 Архангельск – прол. Вилькицкого. В отличие от 1943, когда к в. от о. Диксон допускалось плавание одиночных судов без охранения, в 1944 плавание судов в Карском м. проводилось только в конвоях. Пунктами их формирования были порт Тикси и прол. Вилькицкого. Для обеспечения выхода ледоколов и транспортов в начале навигации из Архангельска в Арктику, вывода судов из Арктики в конце навигации, а также обеспечения перехода судов с наиболее ценным грузом (с пром. оборудованием и др.) организовывались операции по проведению конвоев, во время к‑рых флотилия усиливалась кораблями и самолетами Сев. флота. В остальное время, как правило, ходили малые конвои в составе 2–3 транспортов и неск. кораблей охранения. Обеспечение их переходов осуществлялось в порядке повседневной боевой деятельности. С 20 окт. по 29 нояб. 1944 проведена последняя операция по выводу из Арктики 4 ледоколов в охранении 21 боевого корабля (конвой «АБ‑15»).
Лит.: Боевой путь советского Военно‑морского флота. Изд. 3‑е. М., 1974; Козлов И.А., Шломин В.С. Северный флот. М., 1966.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.