АРЛЕКИН

Найдено 1 определение
«АРЛЕКИН»
театр-студия Пермского политехнического университета, один из ярких представителей движения студенческих театров эстрадных миниатюр (в конце 1970-х — начале 1980-х гг., лауреат Всесоюзного фестиваля СТЭМов 1981 г.), а затем и студийного движения. «А.» создал Игорь Тарнавский, который после армии поступил в Пермский политехнический институт, где в середине 1960-х гг. основал СТЭМ, быстро завоевавший популярность в Уральском регионе. Огромное влияние на молодого руководителя, которому не чуждо было понятие гражданского мужества, оказал Всесоюзный фестиваль СТЭМов в Москве (1966). После того как в 1968 г. — на фоне событий в Польше и Чехословакии — по партийному распоряжению слишком независимый СТЭМ закрыли, Тарнавский стал художественным руководителем эстрадного ансамбля «Здравствуйте» (1969–1973). В 1972 г. создал во Дворце культуры им. Дзержинского театр-студию «Арлекин». Первый спектакль, «12 стульев», по материалам 16-й страницы «Литературной газеты», состоялся 29 декабря 1973 г. Позже театр работал при ДК им. Гагарина, а с 1976 г. — в родном для создателя политехническом институте. В труппе выделялись актеры Евгений Глядинский, Владимир Штефан, Валерий Стариков, будущие режиссеры Лев Катаев, Борис Мильграм и Валерий Стариков, директор Пермского театра оперы и балета Анатолий Пичкалев. Не оставляя театр-студию, Тарнавский с 1976 г. работал главным режиссером Пермского цирка. Десять лет репетиции в театре-студии и постановки в цирке, где самым известным спектаклем стал «Бумбараш» по А. Гайдару, шли параллельно. Часто два коллектива смешивались; актеры «А.» выходили на манеж цирка, подкрепляя цирковую труппу своим эстрадно-драматическим мастерством. Режиссура И. Тарнавского принесла мировую известность аттракциону «Горская легенда» Тамерлана Нугзарова. С Тарнавским сотрудничали Игорь Кио, Александр Херц, Юрий Никулин. Однако социально заостренные, искрометные, со множеством трюков и остроумных реприз постановки «А.» раздражали партийных чиновников. В конце концов в 1986 г., когда Тарнавский организовал еще и «Новый молодежный театр» (НМТ), с формулировкой «…считать невозможным использовать в качестве руководителя» Тарнавский был выдворен из Перми. Он оставил руководство «А.» и НМТ на своих учеников, выпускников химико-технологического факультета, Катаева и Мильграма. Несколько лет И.Н. Тарнавский работал в Краснодарском цирке (до 1993 г.), вернувшись в родной город, с 1995 г. руководит Пермским театром кукол. Под руководством Льва Катаева «А.» обратился к «большой» драматургии и литературе, а также к опыту пластического театра. В 1993 г. Катаев со спектаклем «Нос», по Гоголю, пригласив Владимира Шульгу из ТЮЗа, впервые в истории Перми участвовал в международном театральном фестивале в Авиньоне (Б. Мильграм со знаменитым спектаклем НМТ «Случай в зоопарке» объехал полмира). В 2002 г. «А.» отметил свое 30-летие. В 2005 г. театр-студия Политехнического университета получил 1-ю премию на VII фестивале европейских студенческих театров во французском городе Альби за пластический спектакль «Нелинейная эволюция» (режиссер Л. Катаев, музыка Виктора Архангельского, художник Вячеслав Смирнов), рассказывающий о различных ипостасях театра, о его развитии. (М. Ю.)Б

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

«Арлекин» К. Штокхаузена: на пересечении идей формульной композиции и инструментального театра

Галлямова Гузель Олеговна
На примере пьесы для кларнета соло «Арлекин» Карлхайнца Штокхаузена прослежена одна из сущностных тенденций музыкального (инструментального) театра композитора: комбинация театрального действа и собственно музыкального сочинения н
Читать PDF
0.00 байт

"АРЛЕКИН" ДЖОРДЖО СТРЕЛЕРА: ОТ КОМЕДИИ МАСОК К МЕТАТЕАТРУ

Балдина Юлия Алексеевна
В статье, посвященной легендарному спектаклю «Арлекин – слуга двух господ» итальянского театрального режиссера XX века Джорджо Стрелера, формулируется проблема творческого метода мастера.
Читать PDF
0.00 байт

«Электрический» Арлекин В. Шершеневича: мотив ожившей куклы

Бандурина Наталья Сергеевна
В статье исследуется влияние жанра итальянской комедии дель арте на русскую литературу первой трети XX века, в частности, на творчество имажинистов.
Читать PDF
0.00 байт

Страдающий Арлекин как фольклорный образ в поэзии В. Шершеневича

Бандурина Н. С.
Читать PDF
0.00 байт

ПЬЕРО, КОЛОМБИНА, АРЛЕКИН И ДРУГИЕ

Климова Ирина Васильевна
Читать PDF
0.00 байт

Трагическая арлекинада Е. Гуро: пьеса «Нищий Арлекин»

Шевченко Екатерина Сергеевна
В настоящей статье пьеса Е.
Читать PDF
0.00 байт

Какую арлекинаду видел Александр Бенуа в площадном балаганном театре?

Конечный А.
Статья посвящена реконструкции историко-культурного контекста очерка А. Бенуа «Масленица», который позже вошел в главу «Балаганы» его мемуаров. Описывается краткая история появления пантомимы-арлекинады в Санкт-Петербурге.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о комедии дель арте в балетном театре. «Арлекинада»Риккардо Дриго

Пепельжи София Петровна
В статье рассматриваются особенности воплощения итальянской комедии дель арте на примере балета Р. Дриго и М. Петипа «Арлекинада».
Читать PDF
0.00 байт

Образ Арлекина в творчестве Агаты Кристи и Дороти Сэйерс: проблема влияния

Косарева Анна Александровна
Автор рассматривает образ Арлекина в цикле рассказов Агаты Кристи «Таинственный мистер Кин» (1930) и в романе Дороти Сэйерс «Смерть по объявлению» (1933), проводит сравнение образа у этих писательниц и доказывает влияние А.
Читать PDF
0.00 байт

Экспериментальная поэтика драмы В. Г. Шершеневича «Похождения электрического Арлекина»: жанровые осо

Николаева Алла Александровна
В статье выявляются особенности жанра малоизученного произведения поэта-имажиниста В.Г. Шершеневича «Похождения электрического Арлекина».
Читать PDF
0.00 байт

Игры с архетипами в современном искусстве: интерпретации образа Арлекина в творчестве Тима Бертона

Демшина Анна Юрьевна
Киноискусство второй половины XX в. не единожды обращается к образу Арлекина, как к воплощению духа творчества, как к богемному непонятому образу творца искусства, насмешника и лжеца.
Читать PDF
0.00 байт

Пьеро, мечтавший стать Арлекином: ранний Мейерхольд на подмостках театра, поэзии и истории

Ваняшова Маргарита Георгиевна
В центре статьи «Пьеро, мечтавший стать Арлекином» гипотетический сюжет о «рикошетном» романе молодого актера и режиссера Всеволода Мейерхольда на подмостках театра, поэзии и истории в период его первых лет службы в МХТ, 1900-1902
Читать PDF
0.00 байт

Трагическая Арлекинада в лирике А. Блока и А. Белого

Барковская Н. В.