АРЛЕКИН
«АРЛЕКИН»
театр-студия Пермского политехнического университета, один из ярких представителей движения студенческих театров эстрадных миниатюр (в конце 1970-х — начале 1980-х гг., лауреат Всесоюзного фестиваля СТЭМов 1981 г.), а затем и студийного движения. «А.» создал Игорь Тарнавский, который после армии поступил в Пермский политехнический институт, где в середине 1960-х гг. основал СТЭМ, быстро завоевавший популярность в Уральском регионе. Огромное влияние на молодого руководителя, которому не чуждо было понятие гражданского мужества, оказал Всесоюзный фестиваль СТЭМов в Москве (1966). После того как в 1968 г. — на фоне событий в Польше и Чехословакии — по партийному распоряжению слишком независимый СТЭМ закрыли, Тарнавский стал художественным руководителем эстрадного ансамбля «Здравствуйте» (1969–1973). В 1972 г. создал во Дворце культуры им. Дзержинского театр-студию «Арлекин». Первый спектакль, «12 стульев», по материалам 16-й страницы «Литературной газеты», состоялся 29 декабря 1973 г. Позже театр работал при ДК им. Гагарина, а с 1976 г. — в родном для создателя политехническом институте. В труппе выделялись актеры Евгений Глядинский, Владимир Штефан, Валерий Стариков, будущие режиссеры Лев Катаев, Борис Мильграм и Валерий Стариков, директор Пермского театра оперы и балета Анатолий Пичкалев. Не оставляя театр-студию, Тарнавский с 1976 г. работал главным режиссером Пермского цирка. Десять лет репетиции в театре-студии и постановки в цирке, где самым известным спектаклем стал «Бумбараш» по А. Гайдару, шли параллельно. Часто два коллектива смешивались; актеры «А.» выходили на манеж цирка, подкрепляя цирковую труппу своим эстрадно-драматическим мастерством. Режиссура И. Тарнавского принесла мировую известность аттракциону «Горская легенда» Тамерлана Нугзарова. С Тарнавским сотрудничали Игорь Кио, Александр Херц, Юрий Никулин. Однако социально заостренные, искрометные, со множеством трюков и остроумных реприз постановки «А.» раздражали партийных чиновников. В конце концов в 1986 г., когда Тарнавский организовал еще и «Новый молодежный театр» (НМТ), с формулировкой «…считать невозможным использовать в качестве руководителя» Тарнавский был выдворен из Перми. Он оставил руководство «А.» и НМТ на своих учеников, выпускников химико-технологического факультета, Катаева и Мильграма. Несколько лет И.Н. Тарнавский работал в Краснодарском цирке (до 1993 г.), вернувшись в родной город, с 1995 г. руководит Пермским театром кукол. Под руководством Льва Катаева «А.» обратился к «большой» драматургии и литературе, а также к опыту пластического театра. В 1993 г. Катаев со спектаклем «Нос», по Гоголю, пригласив Владимира Шульгу из ТЮЗа, впервые в истории Перми участвовал в международном театральном фестивале в Авиньоне (Б. Мильграм со знаменитым спектаклем НМТ «Случай в зоопарке» объехал полмира). В 2002 г. «А.» отметил свое 30-летие. В 2005 г. театр-студия Политехнического университета получил 1-ю премию на VII фестивале европейских студенческих театров во французском городе Альби за пластический спектакль «Нелинейная эволюция» (режиссер Л. Катаев, музыка Виктора Архангельского, художник Вячеслав Смирнов), рассказывающий о различных ипостасях театра, о его развитии. (М. Ю.)Б
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010