Арнольфо ди Камбио

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Арнольфо ди Камбио
ок.1245— до 1310) — ит. скульптор и архитектор, представитель Проторенессанса. Выполнил гробницу кардинала де Брей (1228), построил церковь Сан-Доменико в Орвието (1282), церковь Санта-Кроче (строительство было начато в конце XIII в.). Одна из лучших работ мастера (совместно с отцом и сыном Пизано) — фонтан Фонте Маджоре на площади в Перудже (1278), украшенный многочисленными статуями и рельефами. Из этого фонтана запрещалось поить животных и брать воду в грязную посуду. Фигуры, выполненные А. ди К. для фонтана, сохранились во фрагментах.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Арнольфо ди Камбио
Arnolfo di Cambio) Свед. с 1265, ум. в 1302 во Флоренции. Итальянский скульптор и архитектор, один из ведущих мастеров т. н. "эпохи Данте и Джотто". Творческий путь начал в мастерской Никколо Пизано. Под руководством последнего участвовал в работе над скульптурным декором кафедры собора в Сиене (1265—1268) и Большого фонтана в Перудже (ок. 1277—1281). Пользовался покровительством проживавшего в Риме Карла Анжуйского и в 1270-х выполнил ряд работ в Риме. В 1282 работал в Орвието. В 1296 он был назначен руководителем работ по строительству собора Флоренции и создал ряд скульптур, предназначенных для его убранства. С именем Арнольфо ди Камбио традиция связывает и строительство палаццо Веккио во Флоренции. Если, работая в 1265—1268 над рельефами кафедры собора в Сиене под руководством Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио был лишь подмастерьем, то в 1270-е он работает в Риме как самостоятельный мастер. Уже первые работы, выполненные Арнольфо в Риме, — колоссальная статуя Карла Анжуйского (кон. 1270-х, Рим, Капитолийские музеи) и рельеф с погребальным шествием юношей с надгробия кардинала Аннибальди (ок. 1476, Рим, Музеи Ватикана) — сочетают более глубокое, чем у Никколо Пизано, проникновение в строй античного искусства и духовную наполненность. Богатство пластического языка, выдающее изучение художником античных образцов, естественная и свободная пластика движений и поз, богатство лепки форм, игра складок делают пластический язык Арнольфо необычайно богатым для его эпохи и естественно сочетаются с присущим его дарованию гармоническим началом. Ряд исследователей приписывают Арнольфо ди Камбио и известную бронзовую статую св. Петра (1280—1290-е, Рим, собор Св. Петра). С конца 1270-х Арнольфо ди Камбио под руководством Никколо Пизано участвовал в сооружении и создании скульптурного декора Большого фонтана в Перудже. Хотя среди многочисленных скульптур и рельефов, украшающих и поныне это много раз заново монтировавшееся сооружение, нелегко различить руки работавших над ними Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, можно с уверенностью сказать, что последнему принадлежат два рельефа с изображениями мужской и женской фигур (ок. 1277—1281, Перуджа, Нац. музей), поражающие естественностью и свободой сложных поз, богатством и энергией пластического языка. С именем Арнольфо ди Камбио связано и создание ставшего классическим для итальянской скульптуры конца XIII—XVI вв. типа надгробного монумента. Надгробие кардинала Гийома де Брей (1282, Орвието, церковь Сан Доменико) стало образцом для многих поколений итальянских скульпторов и в то же время не имеет равных по сложности и величественности в искусстве конца XIII в. Арнольфо заключил этот пристенный монумент в сложное архитектурное обрамление: его образуют две огромные витые колонны, на которые опирается трехлопастная арка, вписанная в треугольный готический фронтон. Горизонтальная тяга отделяет верхнюю часть монумента со стоящими в нишах скульптурами двух святых от самого надгробия, где в открытом прямоугольном саркофаге, опирающемся на небольшие колонны, возлежит покойный со следами тления на старческом лице. Это зрелище являют нам два маленьких дьякона, отдергивающие занавес, фигуры которых поражают богатством пластики, полнотой жизни и благоговением, с которым они склоняются к безжизненному телу старца. Завершающий творческую деятельность Арнольфо ди Камбио сравнительно короткий (1296—1302) флорентийский период был самым плодотворным в его творческой деятельности. Он был назначен "capomaestro" — руководителем работ по строительству собора во Флоренции. Воздвигнутый в центре города, на месте, где ранее находился обветшавший к концу XIII в. городской собор Св. Репараты, новый собор, законченный лишь в XV в., получил при освящении (1415) название Санта Мария дель Фьоре. При жизни Арнольфо ди Камбио были воздвигнуты его стены и создан цикл скульптур, украсивших фасад нового собора (ныне хранящихся в музее собора Опера дель Дуомо). Некоторые из этих скульптур относятся к самым значительным работам Арнольфо ди Камбио. Особенно замечательна статуя св. Репараты (Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Покровительница Флоренции предстает в образе величественной статной женщины. Энергия и богатство лепки форм, их пластическая наполненность, богатство рисунка крупных складок одежды вызывают в памяти античные скульптуры и в то же время своей динамикой и энергией подчеркивают духовную озаренность величественной героини Арнольфо. Такое же богатство пластического языка, гармоническое начало и духовная озаренность присущи статуе Мадонна на троне (Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), которая вместе со статуями св. Репараты и св. Зиновия украшала главный портал собора. В своей последней работе — цикле статуй для собора во Флоренции — Арнольфо ди Камбио предстает как мастер, опередивший свое время и в большей мере, чем его современники, предвосхитивший искусство Раннего Возрождения.
Лит.: Алпатов М. В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л., 1939; Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. XIII—XVI вв. М., 1977. Т. I; Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Проторенессанса. М., 1956. Т. I; Смирнова И. А. Искусство Италии конца XIII—XV веков. М., 1987; Mariani J. Arnolfo di Cambio. Roma, 1943.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006