АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Арсеньев, Николай Сергеевич

(16.05.1888—18.12.1977) — философ, богослов, культуролог, ученый-исследователь и поэт. Род. в Стокгольме. Принадлежал к известному в России роду. Один из предков А. был нач. штаба Суворова, отец — дипломат. Окончил ист.-фи-лол. ф-т Моск. ун-та (1910). Приват-доц. Моск. ун-та (1914), преподавал также на Высших женских курсах. Проф. кафедры западноевроп. литературы Саратовского ун-та (1918—1920). В 1919 дважды арестовывался, содержался в тюрьме. В марте 1920 эмигрировал в Вост. Пруссию. В эмиграции работал в Берлине, затем занимал должность проф. в Кенигсберге и на правосл. ф-те Варшавского ун-та. Активный деятель экуменического движения. В 1944 уехал в Париж, где преподавал в Католическом ин-те при Сорбонне. С 1948 — проф. Св. Владимирской Дух. академии в Нью-Йорке. Автор 28 кн. и брошюр и около 200 статей и рецензий по вопросам иссл. античности, Средних веков, эпохи Возрождения и современности. Как религ. мыслитель "Н.С.Арсеньев видит историю человечества, как путь непрерывного дух. томления, томления о непреходящем: "Во все времена человек искал и ищет реальность: то, что подлинно есть". Трагедия разъединенности, оставленности, недосягаемости — трагедия все-человеч. сиротства... Единственно возможный выход из этого Н.С.Арсеньев видит в дух. дерзновении... В осмыслении страдания, объединяющем нас с Богом, к-рое уже сейчас в нашей земной жизни м.б. Его реальным присутствием в нас, видит Н.С.Арсеньев смысл жизни во Христе" (см.: А.Биншток. "В.РСХД". 1978. № 126. С.305—306).



Г.Т.Койшибаев


Соч.: Жажда подлинного бытия. Пессимизм и мистика. Берлин, 1922; О современном положении христианства. Варшава, 1927; О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1928; Православие, католичество и протестантизм. Париж, 1930 (2-е изд. — 1950); Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933; Der urchristliche Realismus. Kassel, I—II. 1933—1935; Из жизни Духа. Варшава, 1935; Православие. Католичество. Протестантизм. Париж, 1948; Из русской культурной традиции. Франкфурт, 1958; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; Die geistigen Schicksale des russischen Volkes. Graz, 1966; О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966; О духовной и культурной традиции русской семьи // Записки русской академической группы в США. Т.2. 1968; О Достоевском. Брюссель, 1972; Единый поток жизни. Брюссель, 1973; О красоте в мире. Мадрид, 1974; Духовная традиция русской семейной культуры // Московский журнал. 1993. № 12; Духовные силы в жизни русского народа // Литературное обозрение. 1994. № 1/2.






Арсеньев, Николай Сергеевич


Род. 16 (28) мая 1888, в Стокгольме, ум. 18 декабря 1977, в Нью-Йорке. Религиозный философ, литератор. Выпускник Московского университета (1910, историко-филологический факультет), затем (1914) — приват-доцент того же ун-та. Стажировался в Германии, опубликовал ряд работ: "В исканиях абсолютного Бога" (1910), "Плач по умирающем Боге" (1912) и др. С марта 1920 в эмиграции в Германии и Польше (преподавал в Кенигсбергском и Варшавском ун-тах). С 1945 г. в Париже, с 1948 — профессор Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Сторонник экуменизма, участник католических конгрессов. Активный сотрудник религиозно-философского журнала Н. Бердяева "Путь", неоднократно публиковал там свои статьи ("Об избыточествующей жизни. Мистика и Церковь", "Пессимизм и мистика в древней Греции", "Современные течения в католичестве и протестантстве в Германии", "Религиозное движение молодежи в Германии", "Движение к единению христианских церквей и проблемы современного мира" и др.). Отдельно вышли работы А. "О красоте в мире" (Мадрид, 1974), "Из русской культурной и творческой традиции" (Франкфурт, 1959) и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич
(1 мая 1888, Стокгольм - 18 дек. 1977)— проф. истории рус. культуры, богослов, поэт. Род. в семье первого секретаря рус. дипломатии, миссии. После оконч. средней школы поступил в 1905 на историко-филолог. ф-т Московского ун-та, где слушал лекции по истории у Ключевского и Виноградова. После оконч. обучения получил диплом первой ст. и был приглашен на кафедру романских яз. и лит. в Казанском ун-те. В 1910 едет в Германию, где слушает лекции в Мюнхенском, Фрайбургском и Берлинском ун-тах. После сдачи магистерских экзаменов в 1912 в Московском ун-те остается при кафедре западноевропейской лит. После работы в Красном Кресте в начале Первой мировой войны в 1916 читает лекции по лит. и культуре Средних веков и Возрождения в Московском ун-те и на Московских высших женских курсах. В бытность студентом состоял в «Религиозно-философском об-ве памяти Владимира Соловьева», в «Об-ве памяти князя С.Н. Трубецкого» и в «Кружке ищущих христианского просвещения». В 1918 получает профессуру в новом Саратовском ун-те. По своим полит. убеждениям проф. Арсеньев принадлежал к правому крылу партии октябристов. В 1919 большевики его арестовывали, и он решил уйти от них за рубеж. В 1920 переходит польскую границу и в нояб. 1920 начинает преподавать рус. литературу в Кенигсбергском ун-те. При этом же ун-те получает докторскую ст. В 1926-38, когда православие в Польше подвергалось ущемлению и разрушались православные храмы, читал
курс сравнительного богословия, истории религий на православном богословском ф-те Варшавского ун-та и поддерживал дух своих православных студентов. С 1927 по 1937 деятельно участвовал в экуменич. движении. Он объединял в себе лучшие черты христианского Востока и христианского Запада. В теч. последующих 20 лет Николай Сергеевич преподавал в том же ун-те и стал экстраординарным проф. В конце 1944 вынужден оставить Кенигсберг и после непродолжительного пребывания в Германии в конце Второй мировой войны переехал в Париж, где читал в Католич. ин- те лекции по истории религиозной мысли и по рус. культуре Сорбонне и в Лозаннском ун-тах.
В 1948 переезжает в США и начинает преподавать в Свято-Владимирской духовной семинарии Новый Завет. Одновременно выезжает для чтения лекций в Монреальском ун-те и читает лекции в Фордэмском ун-те. А. продолжают приглашать для чтения лекций на летних сессиях в Европу, в Боннском ун-те, в Вену, в Грац и в Мюнхен. Подходил с величайшей осторожностью к вопросу об экуменизме. В двадцатых и тридцатых годах он участвовал в геокон- фессиональных совещаниях протестантов и католиков. В 1959 имел личную аудиенцию у Папы Иоанна XXIII, с которым он беседовал о возможности соединения церквей. В 1960 удостоился присуждения почетной ст. доктора богословия от Парижского Богословского ин-та. В США был деятельным членом РАГ и опубликовал ряд статей в «Записках» Академии, группы, читал лекции по новейшей рус. истории для молодежи и на собраниях Академия, группы. Его научное творчество отражено в библиография, списке, в котором числятся 273 научные статьи на рус., англ., франц. и нем. яз., включая книги, брошюры и сб. стихов на рус. яз. Главнейшими трудами А. являются: «Стремление к подлинному существованию», «Мистицизм и восточная церковь», «Рус. культурная традиция», мемуары «Дары и встречи на жизненном пути» и сб. стихов: «Безбрежное сияние» и «Порывы». В его поэзии отражается религиозное восприятие окружающей действительности. Главное содержание лирич. произведений А. заключается в вечной красоте природы и в бесконечной силе любви. Родственники: мать (урожд. Шеншина) Екатерина Васильевна; брат Юрий; сестра Вера (в браке Гагарина) (1893 - 19 авг. 1952, Си Клифф (шт. Нью-Йорк)).
Похоронен на кладбище Рослин (Нью- Йорк)
Ист. Арсеньев Николай Сергеевич // Нсзабы- тые могилы / Сост. В.Н. Чуваков. Т. 1. С. 132; Гагарина (урожд. Арсеньева) Вера Сергеевна // Там же. Т. II. М., 1999. С. 15.
Лит. Балуев И. Проф. Н.С. Арсеньев // НЖ. 1978. Кн. 131. С. 267-271; Он же. Проф. Н.С. Арсеньев // Рус. возрождение (Ныо- Йорк-Париж-Москва). 1978. С. 232-234; Белоусов К. Г. Николай Сергеевич Арсеньев // Записки РАГ в США (Нью-Йорк). 1968. Т. II. С. 252-253; Вильданова Р.И., Кудрявцев В.Б., Лаппо-Данилевский КЮ. Краткий биографии, словарь рус. зарубежья. // Струве Г. С. 282; Зеньковский С.А. Памяти Николая Сергеевича Арсеньева // Записки РАГ в США. 1978. Т. XII. С. 7-16; Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. Памяти проф. Н.С. Арсеньева// НРС. 1978. 1 янв.; Оболенский А.П. ln Memoriam // Записки РАГ в США. 1978. Т. XII. С. 26-29; Bird ТЕ. Selected bibliography of the writings of Nicholas S. Arseniev (1888-1977) // Transactions of the Association of Russian-American Scholars in the USA. 1978. P. 47-61; Curriculum vitae // The same. 1976. V. X. P. 296-297; Jernakoff N. Nicholas Arseniev; His contribution to Russian Religious and Philosophical Thought // The same. 1994. V. XXVI. P 129-143.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич
16.5.1888, Стокгольм - 18.12.1977, Нью-Йорк) - богослов, культуролог, историк, писатель. Родился в семье русского дипломата С.Арсеньева. Духовную атмосферу в семье сформировала его мать, Е.Арсеньева (урожд. Шеншина), обучившая сына английскому, французскому и немецкому языкам и привившая вкус к очень широкому кругу чтений: Библия и «Добротолюбие», знакомство в подлинниках с сочинениями Гете, Гейне, Расина и Мольера, раннее чтение святоотческих текстов Исаака Сирина, Макария Египетского, Св.Франциска Ассизского.
Школьное образование А. получил в Московском лицее. Это был период его увлечения философией и греческим языком. Сильнейшее впечатление на лицеиста произвели книги ректора Московского университета князя С.Трубецкого «Метафизика древней Греции» и «Учение о Логосе».
Глубокое религиозное воспитание, полученное в семье, было созвучно атмосфере русского религиозно-философского ренессанса начала XX в. В 1906 А. поступил на историко-филологический факультет Московского университета с уже сложившимся, по его мнению, мировоззрением, которое он называл философией сердца, освещавшей смысл жизни и живой лик Божества. Увлеченность А. религиозно-философской проблематикой эпохи средневековья и платонизмом эпохи Возрождения вылилась в целый ряд публикаций - «В поисках Абсолютного Бога» (М., 1910); «Плач по умирающем Боге» (М" 1912); «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения» (Журн. мин-ва народи. просвещения, 1913, янв. и февр.). Большое значение на духовную жизнь А. оказали философские кружки и салоны, которые он довольно активно посещал: Психологическое общество при Московском университете под председательством А.Лопатина: Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева: «Кружок ищущих духовного просвещения» под руководством В.Кожевникова.
После окончания университета (1910) с дипломом 1 -и степени А. был оставлен для подготовки к профессорскому званию и получил возможность совершить заграничную поездку в научные центры Мюнхена, Фрейбурга и Берлина (1910-12). В 1912 А. сдал магистерские экзамены и в марте 1914 был избран приват-доцентом Московского университета по кафедре западноевропейской литературы. В период 1 -и мировой войны (с сент.
1914 по сент. 1916) А, был мобилизован и проходил службу в Красном Кресте на Северо-Западном фронте, В сентябре 1916 курсом «Мистическая поэзия средних веков» А.
возобновил свою педагогическую деятельность на историко-филологическом факультете Московского университета.
Специальные курсы по культуре и литературе средних веков и эпохи Возрождения одновременно читались им на Московских Высших женских курсах и в Московском Народном университете им.А.Шанявского. В 1918 А. был избран профессором нового Саратовского университета.
Религиозно-мистические интересы А. этого периода нашли отражение в его более поздних публикациях: «Античный мир и раннее христианство» и «Жажда подлинного бытия» (обе - Берлин, 1922).
В марте 1920 А. эмигрировал. С 1920 по 1944 жил в Кенигсберге, где на философском факультете университета последовательно занимал должности лектора русского языка, приват-доцента, доцента, сверхштатного профессора по русской культуре и истории русской духовной жизни.
Одновременно с 1926 по 1938 был профессором по Новому Завету и по истории религий и сравнительному богословию на православном факультете Польского государственного университета в Варшаве.
Развиваемые им идеи вызывали неизменный интерес не только среди философов-эмигрантов, но и в широких научных кругах Западной Европы.А. часто приглашали читать отдельные лекции в университеты Лозанны, Берна, Оксфорда, Кэмбриджа, Лондона, Гренобля, Страсбурга. В мае 1945 он переехал в Париж, а в феврале 1948 - в Нью-Йорк, где в Православной духовной академии Св. Владимира занял должность профессора.
Несмотря на признанный авторитет и известность, мыслитель в эмиграции пребывал в состоянии интеллектуального одиночества. «Я жил, в общем, на отлете», - писал он в очерке «О русской эмиграции» (Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне, 1974). Возможно, определенную роль сыграло нежелание А. участвовать в эмигрантских философских дискуссиях, возможно, его взгляды представлялись слишком самобытными и не находили своих последователей. Вместе с тем А. вел весьма активную жизнь: частые лекционные поездки, участие в экуменическом движении (участник католических конгрессов и конференций, в 1964 был представлен папе римскому Павлу VI). А. активно сотрудничал в бердяевском журнале «Путь», где публиковал как аналитические статьи («Об избыточествующей жизни. Мистика и Церковь», № 3; «Пессимизм и мистика в древней Греции», № 4-5; «О духе нашего времени», № 6), так и обзорно-информационные («Современные течения в католичестве и протестантстве в Германии», № 1: «О современном положении христианства», № 7; «Лозаннская конференция», № 10; «Религиозные съезды в Ньюкастле и Кембридже», № 20: «Религиозное движение молодежи в Германии», № 23; «Движение к единению христианских церквей и проблема современного мира», № 31 и др.).
Проявившийся в публикациях интерес А. к западноевропейской религиозной и церковной жизни не был, однако, определяющим в общем спектре его духовных исканий. В сущности А. был мыслителем одной темы - духовной культуры России и русского православия, Структура и стилистика сочинений А. такова, что его можно вполне принять за богослова, но по сути он - историк религиозной культуры (Запада и Востока), философ культуры с «больным сознанием». Болезнь эта была всепоглощающей и всерадостной, т.к. называлась Россией с ее трагической судьбой и с вечными ценностями ее культуры, которая в своей православной форме жизни преизбыточествующей единственно способна к преображению мира и жизни.
А. был убежден в том, что существует некий высший смысл и непререкаемый внутренний закон творения и жизни, как жизни мира, так и жизни человека. Основные мотивы и обоснование этой убежденности А, изложил в своем учении о Логосе Божием, который понимался не только как основа творения вообще, но и как средоточие истории человечества, как специфический духовный центр, невольно притягивавший всякого человека, приходящего в мир. Воплощенный Логос Божий, воплощенное Слово Божие, по глубочайшему убеждению А., есть центр истории мира. К нему сходятся и от него расходятся все лучи. В Логосе все обетования Божий, в нем осуществляется план Божий о мире. В Логосе решающим образом раскрылась и вошла в мир воплощенная Любовь Божия - основоположный закон и «задний фон» бытия всего мира. Размышляя о структуре мира, А. видел в нем огромное величие: «В этих круговых вращениях электронов, в этом огромном напряжении и устремлении сил, из взаимодействия которых рождается то, что мы называем материей, здесь есть не только захватывающий зов глубин, уходящих в бесконечность, но и красота и планомерность, поражающие наш ум. Мы начинаем понимать слова о Премудрости, лежавшей в основе мироздания, подобно тому, как эту Премудрость разумел автор книги Иова и авторы псалмов, когда они восхищались величием Божиим». Нет никакого сомнения в том, что подобные рассуждения в значительной мере носят профетический характер, но это профетИзм не религиозного фанатика, а углубленного ученого-богослова и тонкого мыслителя, пытающегося философски осмыслить пласты христианской культуры и осветить онтические аспекты мудрости античного и христианского миров.
Соч.: Из русской культурной и творческой традиции.
Франкфурт-на-Майне, 1959; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О Жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966: О Достоевском. Четыре очерка, Брюссель, 1972; Единый поток жизни: К проблеме единства христиан. Брюссель, 1973; О красоте в мире, Мадрид. 1974; О некоторых основных темах русской религиозной мысли 19-го века / Русская религиозно-философская мысль XX века. Питсбург, 1975.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
85.27 кб

НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ АРСЕНЬЕВ (жизненый путь и творческое наследие русского мыслителя)

Лысков Анатолий Павлович