АРСЕНИЙ, АЛЕКСЕЕВ Степан Федотович

Найдено 1 определение
АРСЕНИЙ, АЛЕКСЕЕВ Степан Федотович
, иг. (1837 (по др. данным 1840 или 1845)–20.08.1913), выдающийся миссионер и проповедник, церковный и общественный деятель, вдохновитель создания и организатор Союза Русского Народа (СРН). Сведения о рождении и происхождении разрозненны и противоречивы. Родился в Бугурусланском у. Самарской губ., происходил из кантонистов, отчисленных из военного ведомства. Архивная справка указывает и другую его фамилию «Алексеев, он же Савченко». Разные источники называют разный год рождения. Получил домашнее воспитание. В 1860 поступил в число послушников Бузулукского Мойского монастыря. В 1863 перемещен в Самарский архиерейский дом, где 9 марта 1863 пострижен в рясофор. В 1869 перемещен в Самарский Николаевский монастырь. С 1869 по 1878 командирован в разные селения Самарской епархии для собеседования с сектантами о предметах веры, член Самарской миссии. Здесь под руководством известного борца с сектантством самарского мещанина И. А. Савельева будущий миссионер набирался опыта в спорах с молоканами, духоборами и представителями других иконоборческих сект. В 1877 вышла его первая книга «Проповедание истины в Самарской епархии», благодаря которой он получил общероссийскую известность. После Самары служил послушником Кавказского архиерейского дома, где занимался миссионерством. В 1882 прибыл на Афон рясофорным послушником и поступил в число братии Пантелеимоновского монастыря. Пострижен в мантию 9 марта 1883, рукоположен во иеродиакона 1 мая 1883, рукоположен во иеромонаха 8 мая 1883. Совершил несколько паломнических путешествий в Святую Землю, на о. Патмос, получил известность своими молитвенными подвигами. Стал лично известен некоторым восточным патриархам. Ездил в Россию для миссионерства, в 1888 принял участие в миссионерском съезде в Москве, где на него обратил внимание обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев, который лично пригласил его с Афона в Россию для борьбы с рационалистическими сектами. В июле 1890 причислен к братии Александро-Невской Лавры, назначен Синодальным миссионером. Совершал миссионерские поездки в С.-Петербургскую, Новгородскую, Рязанскую, Тамбовскую, Самарскую епархии, Грузинский экзархат. В 1894 назначен настоятелем Воскресенского миссионерского монастыря — бывшей Макариевой пустыни в Новгородской епархии (недалеко от ст. Любань под С.-Петербургом), возведен в сан игумена. В к. XIX — н. ХХ в. в России, а особенно в Петербурге, в моду вошли сочинения английского писателя-протестанта Фр. Фаррара по истории христианства. Его книги в большом количестве переводил и издавал весьма влиятельный и известный популяризатор Св. Писания проф. С.-Петербургской ДА А. П. Лопухин. Вскоре во многих домах они сделались чуть ли не настольными книгами, а некоторые законоучители гимназий требовали даже, чтобы ученики готовились к урокам по Фаррару. Поклонники Фаррара выдавали его сочинения за последнее слово богословия. Между тем, труды сочинителя-протестанта вносили немалый соблазн в умы. О. Арсений писал, что опасность Фаррара в том, что он «очень искусно старается смешивать воедино веру с неверием, или, как говорит переводчик г. Лопухин, “примирить” их между собой». Внимательно изучив сочинения англичанина, он пришел к выводу, что тот является «решительным врагом Церкви Божией и всей Христианской Святыни», ибо по его учению для спасения нужна только добродетельная жизнь, а таинства, обряды и самая Церковь совершенно не нужны. Иг. Арсений открыл в Михайловском манеже публичные собеседования, направленные к изобличению еретического духа сочинений Фаррара. Собеседования эти не прошли незамеченными, а когда в «Мировых отголосках» он опубликовал статью с изложением главных доводов против Фаррара, началась травля. Причем, нападали из разных политических лагерей. В «Русском труде», газете, издававшейся известным правым деятелем С. Ф. Шараповым, и в либеральном «Церковном вестнике» иг. Арсений был обвинен в богословском невежестве и фанатизме. Проф. Лопухин высокомерно заявил на страницах «Церковного вестника», что о. Арсений, будучи простонародным миссионером, не может составить правильного мнения о сочинениях Фаррара, ибо тут нужно высокое богословско-научное развитие. Однако иг. Арсений получил и серьезную поддержку в своей борьбе за чистоту Православия.
На его статью откликнулся о. Иоанн Кронштадтский, с которым он поддерживал тесные связи. О. Иоанн писал: «сердечно порадовался твоей ревности о Православии и твердой защите истины Православной Церкви». В ответ на критику и нападки иг. Арсений написал специальную брошюру «Обличение на книгу Фаррара именуемую “Жизнь Иисуса Христа”», которую издал в 1898 в Москве, в типографии редакции крупнейшей правой газеты «Московские ведомости», которую редактировал в ту пору В. А. Грингмут (в Петербурге брошюру не пропустила местная духовная цензура). В этом сочинении он привел убедительные доказательства того, что учение Фаррара является подлинной ересью. Перед опубликованием о. Арсений отвез рукопись брошюры на рецензию о. Иоанну Кронштадтскому. Его оценку — «прекрасное обличение Фаррара, — краткое и ясное» — он взял в качестве эпиграфа к своему сочинению. В ответ о. Арсений подвергся еще большим репрессиям: власти Петербурга наложили запрет на проведение его собеседований в Михайловском манеже, а вскоре он был лишен звания Синодального миссионера. С началом Русско-японской войны по примеру прп. Сергия Радонежского он послал на фронт 2 иеромонахов и 9 иноков с походной церковью во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского, еще 17 монахов отправились в действующую армию. В четырех храмах Воскресенского монастыря ежедневно совершалась молитва о живых и погибших воинах и о победе над врагами. А настоятель обратился со специальным «Словом утешения к христолюбивым православным воинам, находящимся на брани с японцами». С началом революционных беспорядков иг. Арсений стал публиковать краткие послания, в которых пытался вразумить людей, вставших на путь борьбы с властью. Вместе с А. И. Дубровиным, А. А. Майковым и И. И. Барановым (которые, видимо, были его духовными чадами) иг. Арсений стал одним из организаторов СРН (в дальнейшем он нередко подписывался — «главный учредитель Союза Русского Народа»). В одной из своих статей он рассказал, как возник СРН: «В первых числах окт. 1905 прибыл я в Петербург из своей обители — Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа Русского Народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими. 12 окт. Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием “Союза Русского Народа”. Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей, между которыми присутствовал некто уважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и между прочим — Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, наш союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно-русских людей со всей России». Он изображен как один из главных учредителей СРН на картине «Дни отмщения постигоша нас... покаемся, да не истребит нас Господь». 23 дек. 1905 Император Николай II принял депутацию СРН, в составе которой был иг. Арсений. Сказав краткое приветственное слово, он поднес Императору икону Архистратига Михаила и, воспользовавшись случаем, передал свою брошюру «Выписи тяжких ересей, от которых погибает Церковь и Государство наше». В брошюре он писал, что разослал эти выписи ересей всем архиереям и столичному духовенству. А в ответ — молчание. Более того, ему запретили собеседования в Михайловском манеже.«От чего невольно приходится думать о них: православные ли они и знают ли они свое православие, и веруют ли в Бога, и признают ли они загробную жизнь. Поистине теряешь веру в их религиозность», — резко писал он. Он утверждал, что «столичные ученые пропитались западным учением, так что нет надежды к их исправлению»; что «все эти наши новомодные богословы превратились, по слову Спасителя, в ту обуявшую соль, которая подлежит извержению, как ни на что не пригодная». Столичное духовенство он называл «нечестивцами» и заявлял, что только «ради их грехов и изливает Бог свои фиалы на нашу Россию».
Вскоре последовали репрессии Св. Синода. 22 янв. 1906 Арсений был в Москве на открытии отдела СРН, оттуда он поехал в Ярославль, Ростов и Иваново-Вознесенск, в пути его застал указ Св. Синода об увольнении от управления Воскресенским монастырем. А 1 февр. 1906 был издан указ о ссылке его в Соловецкий монастырь. Поводом к столь строгому наказанию явилось келейное пострижение запасного квартирмейстера Артамона Голубева без разрешения епархиального архиерея и ранее положенного законом 30-летнего возраста. И хотя военное министерство не предъявляло уже претензий, митр. Антоний (Вадковский), воспользовавшись предлогом, решил сурово наказать о. Арсения. Сам он считал, что его «современные крамольники оклеветали перед властями. Состоялся заочный суд, который приговорил: лишить меня настоятельства в устроенной мною Воскресенской обители и сослать на Соловецкий остров, как преступника. Не принято во внимание мое свыше пятидесятилетнее беспорочное и плодотворное служение на должности Всероссийского миссионера, ревностного защитника Царского Самодержавия; не возбудила сострадания и жестокая болезнь моя — ревматизм в ногах. Я сослан был неизвестно за что». Выехать из Петербурга о. Арсению было предписано до 17 апр., перед отъездом он навестил о. Иоанна Кронштадтского, отслужил с ним литургию и простился. 16 апр. газета «Русское знамя» опубликовала письмо одного из основателей СРН В. Ф. Борисова, которое заканчивалось: «Прощай, наш вдохновитель и укрепитель правды и веры», а из города о. Арсения провожала многотысячная толпа поклонников, многие плакали, полагая, что прощаются с ним навсегда. Народ пел «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Боже, Царя храни». 29 мая он прибыл в Москву, затем через Ярославль отправился на Соловки. Московский СРН поднес ему икону московских святителей с надписью «Союз Русского Народа отцу игумену Арсению во дни гонения его за верность Православию и Русскому Самодержавию из Петрограда в Соловецкий монастырь». В последнем прощальном слове о. Арсений сказал: «Повсеместно в России поражаются и погубляются защитники Отечества, и аз, многогрешный защитник Самодержавия, ныне волею духовного начальства моего отправляюсь в Соловецкий монастырь. Поистине пришел сын погибельный, который скоро и царство жидовское возобновит по пророчеству. Молитесь, возлюбленные братия, о Государе, да охранит Его Всевышний от сетей вражеских и не забывайте заповедей Божьих!» СРН сразу же возбудил перед властями ходатайство, чтобы о. Арсению ввиду его болезней разрешено было выехать на юг. Хлопоты вскоре увенчались успехом, — в конце июня состоялось решение о зачислении его в число братии Херсонского Владимирского монастыря Таврической епархии. Осенью 1906 о. Арсений прибыл в Киев, где проходил 3-й Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906, или Всероссийский съезд Людей Земли Русской. Участники Съезда устроили ему овацию. В своем выступлении он сказал, что «перед русскими людьми стоит теперь задача и долг спасать Самодержавие, спасать и Церковь. Если мы не спасем Церкви, не спасем и России». В своей речи он сделал и весьма опасное заявление: «Отныне подчиняюсь только Царю и вам». В начале 1907 о. Арсений организовывал паломничество монархистов на Святую Землю, которое мыслилось как начало Крестового похода против революции. После возвращения из паломничества жил в Петербурге, в н. 1909 просил Св. Синод определить его в Ново-Афонский монастырь, но ему предложили поехать в Драндский Успенский монастырь той же Сухумской епархии, куда он ехать отказался. В авг.-сент. 1909 был обвинен в поддержании близких связей с т.наз.«иоаннитами», в результате Синод повелел ему в двухнедельный срок отбыть в Сухумскую епархию.
После отказа подчиниться в к. нояб. 1909 был запрещен в священнослужении, выехал на лечение в Ялту. На прошение в сент. 1910 вернуть его в отстроенный Воскресенский монастырь, в февр. 1911 последовал отказ. Время от времени выступал с различными заявлениями. Так, в 1910 опубликовал ходатайство к Св. Синоду, чтобы священноначалие обратилось к Государю по вопросу о недопущении строительства в Петербурге буддийской кумирни. Его известность и авторитет пытались использовать в своих целях некоторые деятели правого движения. Так, в 1911 он составил благожелательный отзыв на беседы т.н.«братца Иоанна» Чурикова, назвав их «благодатными» и заявил, что «братец Иоанн указывает народу пути истины». Этот отзыв дважды опубликовал Н. Н. Жеденов, редактор весьма влиятельной в патриотических кругах газеты «Гроза». Однако, получив от своих почитателей полный текст бесед «братца Иоанна», он пришел в ужас и написал обличительное письмо «О новоявленном столичном лжехристе в лице именуемого “братца Иоанна” Чурикова», которое 22 дек. направил в «Грозу». Однако Жеденов письмо не напечатал, на что о. Арсений с горечью заметил «видимо правда и Православие мало или вовсе не интересует издателя “Грозы”, хотя в заголовке “Грозы” прямо сказано, что задача этой газеты— говорить правду, отстаивать Православие». Тогда иг. Арсений обратился к противникам Жеденова. Напечатать его письмо согласился В. М. Скворцов в своей газете «Колокол». В письме о. Арсений покаялся перед православным народом: «Я каюсь в том, что на старости лет и сам впал в жестокое искушение, а чрез меня и другие верующие я охотно винюсь перед всеми православными». Тогда же он принес покаяние Св. Синоду в допущенном ранее противлении велениям священноначалия. 10 июня 1912 ему было разрешено священнослужение, а 21 сент. 1912 ему было разрешено выехать на Афон. В это время на Афоне разгорелись прения об Имени Божием. По поручению Св. Синода архим. Арсений, как афонит и миссионер-самородок, имевший большой авторитет среди монашествующих на Афоне, где много было тех, кто ранее слушал его беседы, был направлен туда для борьбы с имяславием. 2 апр. 1913 он прибыл на Афон. Сначала он обличал имяславие, но вскоре, сделав вывод о православности движения имяславцев, стал одним из вождей, организовав Союз Исповедников Имени Господня во имя Св. Архистратига Михаила. Имяславцы предали анафеме Константинопольского Патриарха и некоторых российских архиереев, которых они считали масонами. Как известно, движение имяславцев было жестоко подавлено войсками. Руководил действиями войск единомышленник иг. Арсения, тоже активный участник патриотического движения архиеп. Никон (Рождественский). По воспоминаниям архиеп. Никона, ко времени его прибытия на Афон архим. Арсений был разбит параличом, в этом главный гонитель имяславия видел свершение Суда Божия над одним из вождей движения. Он писал: «Пред отъездом я посетил несчастного игумена Арсения. Пытался говорить с ним, но не заметил признаков, чтобы он ясно сознавал окружающее или узнал меня. «Имеславцы» хотели нести его на руках чрез всю гору — до Пантелеимоновской пристани, но консул, на основании заключения врача, запретил такую процессию: он мог умереть в пути. Я также советовал оставить его в скиту, а братиям напомнил притчу о милосердом самарянине. По последним известиям со Св. Горы, несчастный Арсений умер, не придя в сознание, и погребен как отлученный от Церкви еретик. Много лет я знал этого неуравновешенного в духовном отношении человека. Можно было верить его искренности, но нельзя было мириться с его самоуверенностью, доходившею до фанатизма». Однако один из афонских монахов Дометий в письме в еженедельник «Дым Отечества» изложил другую версию этого события. 76-летний старец заболел лихорадкой в Андреевском скиту, а местный фельдшер-грек вместо хины дал ему яду, и если бы не прибыл фельдшер из Пантелеимоновского монастыря, то архим. Арсений сразу бы и умер. Это произошло 16 мая, а 5 июня прибыл архиеп. Никон и нашел его разбитого параличом. Кто прав, Бог весть. Иг. Арсений скончался в Андреевском скиту и был погребен в лесной чаще без отпевания, только с пением «Святый Боже», как еретик. Такая несправедливость тяготила многих его почитателей. А среди них было немало состоятельных и влиятельных людей. И в н. 1914 его духовные чада и почитатели послали на Афон и к Константинопольскому патриарху его келейника Михаила для восстановления доброго имени почившего. По предложению И. И. Баранова Главный Совет СРН 4 марта 1914 постановил направить с иноком Михаилом и свое послание к Патриарху об освобождении имени о. Арсения от обвинения в ереси, т. к. он был «смертельно болен и не мог ясно сознавать окружающее».
Соч.: Проповедание истины в Самарской епархии. Псков, 1877; Изд 2-е. М., 1891; Пасха Господня. М., 1878; Письма к новообратившимся из разных сект раскола с Афона, из Солуня, из Старого Иерусалима, с Нового Афона, из Нового Иерусалима. М., 1884; Отчет миссионера иеромонаха Арсения Его Превосходительству г-ну Обер-Прокурору Св. Правительствующего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. СПб., 1888; Афонский юбилей в память 900-летия крещения Руси. Две речи миссионера иеромонаха Арсения. СПб., 1889; Поднесение св. иконы и сочувственного адреса миссионеру иеромонаху Арсению от его почитателей в Санкт-Петербурге и ответная речь его, произнесенная в церкви Св. Троицы 19 февр. 1889. СПб., 1889; Беседы синодального миссионера иеромонаха Арсения с сектантами-пашковцами о разных православных церковных обрядах. СПб., 1894; Обличение на книгу Фаррара, именуемую «Жизнь Иисуса Христа». М., 1898; Лжеучение Фаррара. М., 1901; Описание великой тайны воплощения. СПб., 1905; О единодержавии. СПб., 1905; О пороке табакокурения. СПб., 1905; Кого ради хранит Бог мир и кого ради погубляет его. СПб., 1905; Глас от лица Божия, увещающий нас к покаянию о избавлении нашего отечества от всегубительсва. СПб., 1905; О почитании властей. СПб., 1905; Вопросы и ответы о святых иконах по учению слова Божия. СПб., 1905; Оправдание Господа нашего Иисуса Христа, оклеветанного современной наукой. Оправдание оклеветанных от имени науки Пресвятой Богородицы и праведного Иосифа Обручника. М., 1909; Открытое письмо редактору-издателю журналов «Кронштадтский маяк» и «Свет России» Н. И. Большакову и беседа бывшего синодального миссионера и главного учредителя Союза русского народа игумена о. Арсения. СПб., 1909; Ходатайство пред Св. Синодом // Вестник Русского собрания. 1910. № 37; О новоявленном столичном лжехристе в лице именуемого «братца Иоанна» Чурикова. СПб., 1912; О святых иконах по учению Слова Божия. Сухум, 1912.
Лит.: Антоний (Булатович), иеросхимон. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. Пг., 1917; Корольков А. Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский чудотворец и его обитель — Воскресенский миссионерский монастырь. Изд. 5-е, доп. СПб., 1902; Съезд Русских Людей в Киеве // Московские ведомости. 1906. № 241. 4 окт.; Климент, монах. Имебожеский бунт, или плоды учения книги «На горах Кавказа» // Исторический вестник. 1916. № 3; На горах Кавказа: Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец... / Сост. схимонах Иларион. Репринт. 4-е изд., исп. СПб., 1998; Никон (Рождественский), архиеп. Имебожники. Великое искушение около святейшего имени Божия и плоды его. Сергиев Посад, 1914; Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. М., 1998; Степанов А. Арсений // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Степанов А. Д. Главный учредитель Союза Русского Народа. Игумен Арсений (Алексеев) (1845–1913) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006; Талалай М. Г. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2003. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 199. V отд. — I ст. Д. 80. Ч.1; Ф. 799. Оп. 17. Д. 351; Ф. 815. Оп. 13. Д. 18.

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008