Арсений Апостол

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Арсений (Апостол)

Арсений, в святом крещении Апостол (или Апостолий), ученый грек, родился в половине XVI века в Фессалии; константинопольским патриархом Иеремией (Траносом) посвящен в сан епископа елассонского (в Фессалии). Преемник Иеремии, патриарх Феолипт II, вызвал А. в Константинополь, где в то время был посол московского царя Феодора Иоанновича , Борис Благово. В благодарность за привезенную московским послом щедрую жертву вселенский патриарх отправил в Москву к царю Феодору Иоанновичу посольство, в лице епископов А. елассонского и Паисия диррахийского со свитой. Они с Борисом Благово прибыли в Москву в 1586 году. В Москве А. принимал живое участие в деле учреждения патриаршества в России. А. был назначен в 1597 году к московскому Архангельскому собору с титулом ""архиепископа Архангельского"" и с оставлением прежнего титула епископа елассонского (""Акты исторические"", т. II, № 355). Проживая в Москве, А. после смерти тверского архиепископа Феоктиста (умер в 1609 году) временно управлял тверской епархией, а затем как самостоятельный ее архипастырь; в 1615 году был перемещен в Суздаль. Умер А. в 1625 году. А. принадлежит труд ""Copoi сhai diatribe"" (греч.), в котором он изложил все им виденное в Москве во время избрания и посвящения первого в России патриарха. А. составил интересные для истории Смутного времени ""Исторические мемуары"", найденные профессором киевской академии А.А. Дмитриевским в Сумелийском, в Трапезунде, монастыре, в рукописи. Эти мемуары обнимают период времени от вступления на царство Феодора Иоанновича до восшествия на престол Михаила Феодоровича . Живость, непосредственность и простота изображения событий, очевидцем которых был автор, редкая в иностранце осторожность в суждениях о России, составляют главные достоинства этих мемуаров. Разбор этих мемуаров, с приведением из них выдержек, сделан А.А. Дмитриевским в ""Трудах киевской Академии"" за 1898 и 1899 годы, а затем они изданы под заглавием ""Архиепископ елассонский А. и мемуары его из русской истории"" (Киев, 1899). Рукописное описание путешествия А. в Россию и пребывания его в ней хранится в туринской библиотеке; оно переведено на латинский язык под заглавием: ""Descriptio itineris in Moscoviam"". - Ср. ""Тверский Патерик и краткие сведения о тверских местно чтимых святых"" (""Православный Собеседник"", 1908, стр. 121 - 131).

Источник: Биографический словарь. 2008

Арсений Апостол

святитель, архиепископ Суздальский и Тарусский.


† 1165, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.


Происходил Арсений из Греции.


До приезда в Россию был архиепископом города Елассона (Элассона) в Фесалии.


В 1587 году он был прислан от цареградского патриарха Иеремии во Львов, где преподавал в училище Львовского братства.


При установлении патриаршества на Руси сопровождал патриарха Иеремию в Москву для поставления митрополита Иова в патриархи.


С 1599 года жил в Москве при Архангельском соборе, имел титул "архиепископа Архангельского" и отправлял заупокойные службы по царским родителям.


Во время нашествия поляков вместе с Патриархом Московским и всея Руси Ермогеном (память 17 февраля/2 марта; 12/25мая; 5/18 октября) претерпел осаду Кремля и польский плен. В ночь на 25 октября сподобился благодатного видения. Ему явился заступник земли русской преподобный Сергий Радонежский и сказал: "Встань и иди в сретение православному воинству. Молитвами Пресвятой Богородицы Господь очистил царствующий град от врагов". На следующее утро русские войска вступили в Кремль.


После смерти Тверского архиепископа Феоктиста временно управлял Тверской епархией, а с 1613 года назначен самостоятельным ее архипастырем.


С 1615 года — архиепископ Суздальский и Тарусский.


Скончался 29 апреля 1630 года. Погребен в Суздальском соборе.


Мощи его в 1668 году были найдены нетленными и положены в новый гроб. У мощей святителя служили панихиды за болящих детей.


Преосвященный Арсений оставил свои записки на греческом языке, имевшие важное значение для изучения истории Смутного времени.


Литература:


Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 8, апрель, с. 178—193. Виноградов И. А. Святитель Арсений, епископ Тверской. — Тверь, 1909. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 462, прим. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 2, с. 1458.


Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 103—104. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396, 1414.


Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 348, 578.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 443, 656.


Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 59. Душеполезное чтение. — 1891, ч. 2, с. 529. Русский архив. — 1910, кн. 1, № 3, с. 422, 425. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 3, с. 72.


Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, т. 1, с. 48. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 672.


Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологическое описание. В приложении архивные акты монастыря. Житие преподобной Евфросинии по списку XVII века и описание миниатюр. — Владимир, 1900, с. 94, 95.


Исследование профессора А. А. Дмитриевского об епископе Арсении Суздальском // Труды Киевской духовной академии. — 1898—1899. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 3, с. 722.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 41, 44.


Богословские труды. — 1968, сборник 4, с. 251.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008