Арсений, епископ Тверской

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Арсений, епископ Тверской
Арсений (ум. 2 III 1410 г.) – епископ Тверской, автор Арсеньевской редакции Патерика Киево-Печерского. Согласно Житию, после смерти родителей наследство раздал нищим и, удалившись в Киево-Печерскую лавру, постригся в монахи. Там на него обратил внимание митрополит Киприан, взял его с собой в Москву и сделал «своим протодьяконом». 24 июля 1390 г. он рукоположил его в епископы г. Твери на место Евфимия Висленя, которого был вынужден сместить вследствие жалоб тверского великого князя Михаила Александровича. При А. в тверских землях (в Твери и династически и церковно едином с ними Кашине) оживилось прерванное московско-тверской войной 1375 г. летописание (см. тверские и кашинские известия в Летописце Рогожском и Летописи Симеоновской). В 1390 г. А. венчал в тверской церкви Спаса младшего сына Михаила Александровича Федора, которого отец женил «на Москве у Феодора Андреевича у Кошки» (ПСРЛ. Пг., 1922, 15, вып. 1, с. 160); в 1394 г. воздвиг церковь в селе Желтикове «на реце на Тмаце во имя Феодосия и Антония» Киево-Печерских и создал Желтиков монастырь (там же, с. 164); в 1396 г. присутствовал в Москве на поставлении Григория на ростовскую епископию; в 1398 г. освятил возведенную Михаилом Александровичем «на Новом Городку» (в Городце) каменную церковь архистратига Михаила; год спустя вместе с Михаилом Тверским встречал и ставил в церкви Спаса присланную из Константинополя от патриарха икону Страшного суда, а затем постриг умиравшего князя в монахи и похоронил его (там же, с. 165–176). В 1401 г. А. участвовал в московском соборе девяти владык (кроме него, там были новгородский, черниговский, ростовский, суздальский, рязанский, тверской, сарский и подонский, коломенский и луцкий) во главе с митрополитом Киприаном, судившем новгородского архиепископа Иоанна и луцкого епископа Савву. В том же году А. выступал посредником-миротворцем между князем Василием Михайловичем Кашинским и великим князем Иваном Михайловичем Тверским, захватившим спорные земли. Два года спустя А. освятил построенную Иваном Михайловичем в Городке каменную церковь Николы; тогда же (1403 г.) венчал в Твери сына Ивана Михайловича Ивана; в 1404 г. заложил и через два года освятил каменную церковь Успения Богородицы в Желтикове монастыре; еще через год пристроил к ней притвор со стороны р. Тмаки. При А. в 1399 г. князем Михаилом Александровичем была обновлена тверская церковь Спаса Вседержителя, а в 1406–1407 гг. была расписана церковь архистратига Михаила в Городке. Таким образом, на протяжении всего своего епископства А. действовал как энергичный пастырь и организатор. В посвящении церквей основанного им Желтикова монастыря Успению Богородицы и Феодосию и Антонию Печерским можно видеть проявление некоторой его ностальгии по месту пострига.
В 1406 г. «замышлением епископа Тферьскаго» был создан древнейший из дошедших до нас списков Киево-Печерского патерика (ГПБ, Q.п.I.31), содержащий названную по имени А. «Арсеньевскую» его редакцию (известно 26 ее списков). А. А. Шахматов полагает, что эта редакция была создана независимо от реконструируемой Основной, хотя создатель ее руководствовался той же целью: «положив в основание Патерика сочинения Симона и Поликарпа, дополнить их статьями однородного содержания» (Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС, 1897, кн. 3, т. 2, с. 836–837). Арсеньевской редакции свойствен также ряд особенностей состава, композиции и содержания, некоторые части Патерика в ней опущены, некоторые переставлены, некоторые заменены. В частности, опущены некоторые фрагменты Жития Феодосия Печерского, эпистолярная часть Посланий Симона и Поликарпа, Житие иконописца Олимпия; место рассказов о затворниках Никите и Лаврентии заняли повествования о целителе Агапите и чудотворце Григории, людях социально активных. В целом памятник стал более жанрово-однородным, более «общерусским» (менее «местным» киево-печерским) и отразил, как считают, новый нравственный идеал эпохи, сочетавший монашескую созерцательность с энергичной общественной деятельностью (см.: Патерик Киево-Печерский).
А. умер, очевидно, после инсульта («поболев главою»), разбитый параличом и потерявший дар речи. Похоронен в основанном им Желтиковом монастыре. Его смерти и погребению посвящен летописный рассказ, древнейший вид которого сохранился в списке второй половины XV в. в составе второй подборки летописного материала в рукописи ГПБ, F.IV.603 (от этого текста зависит повествование летописей Новгородской IV и Авраамки, летописных подборок в сборниках ГБЛ, собр. Фадеева, № 24 и ГПБ, собр. Погодина, № 1596, а также позднейших летописей). Поэтические места этого рассказа (о параличе, смерти и погребении) стилистически родственны Слову о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского и произведениям, надписанным именем Епифания Премудрого, в первую очередь Житию Стефана Пермского.
В 1483 г. были открыты мощи А. и установлено местное празднование его памяти. По благословению тверского епископа Вассиана инок Желтикова монастыря Феодосий написал Службу А. (канон, стихиры и, очевидно, молитву; см. Сборники служб середины XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, № 397, и ГБЛ, собр. Лукешевича, № 56, где указано имя автора – Феодосия), а также, вероятно, Житие Арсения. В каноне об А., в частности, говорится: «Благородием высок и благодушием изящен, разума мудростию удивлен бысть»; автор просит Христа, вняв молитвам А., помочь христианам в борьбе с варварами: «...молитвами твоего угодника жизнь умири всем, Слове, христианом, пособствуя на варвары...» (ГБЛ, ф. 310, № 104, XVI–XVII вв., л. 90). В XVII в. по благословению патриарха Никона при тверском архиепископе Лаврентии было постановлено праздновать день перенесения мощей А. (2 июля) и в 1655 г. была написана служба для этого праздника, а к Житию А. приложено Похвальное слово.
Лит.: Успенский В., Целепи Л. Святый Арсений, епископ Тверский (Выпись из Царственного летописца). Град св. Петра, 1903; Колосов В. И. Родина святителя Арсения, епископа Тверского // Твер. епарх. вед., 1904, № 3, с. 77–81, № 7, с. 251–262; Виноградов И. А. Святой Арсений, епископ Тверской. Тверь, 1909; Конявская Е. Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика // Вестн. МГУ, Сер. 9. Филол., 1983, № 2, с. 3–11.
Е. Л. Конявская, Г. М. Прохоров

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Арсений, епископ тверской

— святой, епископ тверской, род. в Твери в дворянской семье, преставился 2-го марта 1409 года в урочище Желтикове, в сооруженной им обители. Рано лишившись родителей, которые дали ему приличное воспитание, он роздал доставшееся ему по наследству богатое имение и отправился в Киев, где был принят в Печерскую обитель и облечен в иночество. В это время (1381—1388 гг.) в Киеве жил митрополит Киприан, который, узнав ближе Арсения, полюбил его и посвятил в иеродиакона. В 1390 г. Киприан возвратился из Царьграда с саном и правами митрополита всея России. Отправляясь из Киева в Москву, он взял с собою Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополий, как человеку весьма сведущему. Когда великий князь тверской Михаил Александрович пригласил Киприана в Тверь для рассмотрения дел тверского епископа Евфимия и, по расследовании, у последнего многие дела оказались не в порядке, то Киприан запретил Евфимию священнослужение и, по настоятельной просьбе великого князя, 19-го августа 1390 г., поставил Арсения епископом в Тверь, невзирая на убедительные просьбы преподобного освободить его от высокого сана. Причина нежелания занять епископскую кафедру крылась не столько в личной скромности Арсения, сколько в раздорах княжеских и боярских, от которых положение тверского архипастыря действительно бывало невыносимо тяжелым. Живым примером тому служил Евфимий, лишившийся кафедры вследствие столкновения не совсем определенных прав князя и епископа по церковно-гражданским делам. Арсений считал Евфимия правым и из-за этого не желал его заместить, но вынужден был уступить велению митрополита. Пока был жив энергичный великий князь Михаил Александрович, Арсений мог проявлять свою пастырскую деятельность в мире, но когда Михаил скончался, между князьями тверского княжества возникли раздоры, бедственные для народа. После долгих усилий, Арсению удалось, в 1403 г., примирить кашинского князя Василия с тверским Иваном Михайловичем и вслед за тем, для скрепления мира, сам венчал сына князя Ивана с дочерью князя Василия. Это, однако, не помешало князьям снова затеять кровавые раздоры, окончательно улаженные святителем лишь в день св. Троицы 1406 г. Тяготясь княжескими раздорами и мирской суетой, Арсений задумал искать душевного отдыха в пустыне. В 4-х верстах от г. Твери, на речке Тмаке построил он храм в честь преп. Антония и Феодосия, поставил кельи, пригласил иноков и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. Десять лет спустя он основал каменный храм в честь Успения Богоматери. Затем он начал готовиться к смерти. Собственными руками тесал он себе гроб из камня, выдалбливая ложе из одного и покрышку из другого камня. Он кончил свои дни в непрестанной духовной деятельности; мощи его открыты в 1463 году: они почивают открыто в соборной церкви Желтикова монастыря. Празднование его памяти, 2-го марта, установлено на Московском Соборе 1517 г. Житие и канон написании в 1483 г. иеромонахом Желтикова монастыря Феодосием. Вторично они написаны в 1764 г. архимандритом того же монастыря Макарием. Полная служба составлена в XVI веке.


"Словарь истор. о святых", изд. 2-е, стр. 34; "Святая Русь", ХСVII, № 473, стр. 118—119; "Русские святые, чтимые всею церковью или местно", Филарета, т. I, март, стр. 13—23; "Источники русской агиографии", LXXXI, столбцы 60—62. Жития святых рос. церкви. Мес. март, СПб. 1853 г., стр. 5. — "Полн. Собр. Рус. Лет." (по указателю).


{Половцов}





Арсений, епископ Тверской


святитель, епископ Тверской.


† 1410, память 2/15 марта ив 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.


Год рождения святителя неизвестен.


С юных лет он принял на себя подвиг монашества. Пострижен был в Киево-Печерском монастыре и проходил там различные послушания. Чистотою жизни приобрел высокую добродетель и заслужил любовь и уважение митрополита Киприана, который, уезжая из Киева на Московскую митрополию, взял с собою и инока Арсения, возвел его в сан архидиакона и поручил все дела, касающиеся внутреннего устройства митрополии.


19 августа 1390 года Арсений хиротонисан во епископа Тверского по желанию тверского князя Михаила. Хиротонию возглавлял митрополит Киприан.


На архиерейской кафедре преосвященный Арсений явил образец доброго, попечительного пастыря и подвижника благочестия. Он с редкой неутомимостью обучал пасомых вере и благочестию, был кроток и ласков, всем оказывал помощь и утешение. О кротости святителя сказано, что он "ни от кого не отходил с гневом или враждою", т. е. имел нрав нераздражительный при любых обстоятельствах жизни.


Святитель Арсений "был защитником сирот и вдов, с любовию обходился с нищими и убогими, ободрял ослабевших, всем помогал советом, деньгами или отеческими наставлениями". Был милостив к бедным, защищал притесняемых, раздавал одеяния и пищу неимущим, выкупал рабов и пленных.


Особенно ярко в облике святителя проявилось нравственное качество миролюбия. Он не раз умиротворял распри враждующих князей, направляя их к взаимной братской любви. Так, в 1401 году он примирил Ивана Михайловича, князя Тверского, и Василия Михайловича, князя Кашинского.


В течение 20 лет святитель Арсений сиял на Тверской кафедре своими замечательными добродетелями. Усердием святителя в епархии были построены многие храмы и монастыри. К ним относятся: каменный собор в честь Преображения Господня и храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, а в 1404 году основан Успенский Желтиков мужской монастырь. В этом монастыре он часто предавался богомыслию, молитве и упражнялся в подвигах иноческой жизни, показывая своими личными подвигами пример братии для подражания.


За свою святую жизнь епископ Арсений получил от Бога дар исцеления и врачевал недужных возложением рук с молитвою и окроплением святой водой или через помазание елеем с призыванием имени Божиего.


Скончался святитель Арсений 2 марта 1410 года и был похоронен в Желтиковом монастыре.Непрестанно памятуя о смерти, он еще при жизни высек из большого камня себе гроб, в котором и был погребен. В 1483 году его мощи обретены нетленными и установлено местное празднование его памяти.


В 1744 году мощи святителя Арсения были переложены в новую серебряную раку.


Литература:


Виноградов И. А. Святитель Арсений, епископ Тверской. — Тверь, 1909. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 202, прим. Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. — 2-е изд. — СПб., 1899, т. 2, с. 88—94.


Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. — Сергиев Посад, 1897—1911, т. 5, с. 788; т. 6, с. 5, 22, 23, 58, 104, 137, 191, 266, 390, 399, 428, 580, 625, 640, 693, 694, 702; т. 9, с. 5, 59, 93,113, 209, 258, 275, 284, 515, 516, 538. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. — 3-е изд. — СПб., 1882, с. 284—293.


Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. — СПб., 1855—1858, март, с. 5. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. — М., 1807—1815, ч. 4, с. 105.


Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1026.


Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 27.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1414. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 820—822.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 4, с. 79,169—170.


Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 60—62. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 441.


Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. — М., 1903—1911, 1908, 1916; т. 7, с. 50—63.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 473.


Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. — 1-е изд. — СПб., 1836, с. 41.


Русский паломник. — 1889, № 29, с. 345—348. Исторический вестник. — 1886, февраль, с. 393.


— 1896, март, с. 916.


Русская старина. — 1888, август, с. 443. Русский архив. — 1904, кн. 3, № 10, с. 213. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 1056,1057. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 229; т. 2, с. 2149. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 2, с. 169. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 300.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 41.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008