Арсений Глухой или Селижаровец, монах Ниловой пустыни, расположенной на берегу озера Селигера, один из видных справщиков XVII века. Во время своих странствий он изучил грамматику, ""священную философию"" (диалектику), латинский и греческий языки. Когда в 1615 году было предпринято первое исправление богослужебных книг от ""тьмочисленных"" ошибок, вкравшихся в них, вследствие невежества прежних справщиков, А., проживавший в Троицко-Сергиевой лавре, был назначен в помощь преподобному Дионисию и попу Ивану Наседке . А. понимал, что исправление книг, освященных употреблением нескольких поколений, ""простым людям будет смутно"", что оно возбудит неудовольствие массы лиц, прикосновенных к печатанию прежних книг, и даже самого митрополита Ионы, заместителя патриаршего престола, который от этого дела был устранен; поэтому он всячески уклонялся от щекотливого поручения, но честолюбие Ивана Наседки, имевшего сильное влияние на Дионисия, взяло верх, и справщики приступили к рассмотрению и исправлению книг. Сличая московские издания с несколькими десятками славянских и греческих списков, А. и его товарищи рассмотрели Требник, Цветную триодь, Октоих, Общую минею, Месячную минею, Псалтырь, Каноник и Церковный устав. В 1618 году Дионисий отвез в Москву исправленный текст. Что предвидел А., то и случилось. Иона, оскорбленный тем, что справщики нашли ошибки в книгах, изданных уже при нем, созвал собор, который занялся не обсуждением исправлений, а осуждением справщиков; особенно ставилось им в вину то, что в молитве на день Богоявления Господня, которая в прежнем Потребнике кончалась словами: ""Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым и огнем"", справщики ""вымарали"" слова ""и огнем"". Все доказательства, приведенные А. и товарищами его в оправдание свое, не привели ни к чему; они были осуждены и подвергнуты целому ряду истязаний. После пытки в Вознесенском монастыре, А. содержался в тяжком заключении на Кирилловском подворье. Оттуда он написал два послания, к боярину Борису Салтыкову и протопопу Ивану Лукьяновичу (последнее напечатано в статье Вишневского в ""Православном Обозрении"", 1862 год, № 3). Эти послания яркими красками рисуют поразительное невежество московского духовенства того времени и содержат некоторые данные для биографии их составителя. В июле 1619 года злополучные справщики, по ходатайству патриарха иерусалимского, гостившего тогда в Москве, были освобождены, а по возвращении Филарета, исключившего слова ""и огнем"" в Требнике, А. снова был приставлен к книжному делу и долго работал на печатном дворе.