1. католикос Грузии. Во 2-й пол. 9 в. написал полемич. труд "Разделение Картли и Сомхети", излагающий историю религ. раскола между грузинами и армянами в 7 в. и являющийся ценным источником для изучения культурной и политич. истории Грузии в 5-9 вв. ббл.
Джавахов И. A., История церк. разрыва между Грузией и Арменией, "ИАН", 6 сер., 1908, No 5-6. 2. Мацеевич, в миру - Александр (1697-1772), - церковный деятель. В 1741 - митрополит Сибирский, с 1742 - митрополит Ростовский и Ярославский, чл. Синода. Выступал против Духовного регламента 1721, за устранение светских лиц из Синода. За подачу в Синод двух писем против секуляризации в 1763 был лишен епархии, в 1767 - монашеского звания и заточен в Ревельскую крепость. Лит.: Попов М. С., Арсений Мацеевич и его дело, СПБ, 1912; Морошкин И., Обзор лит-ры об Арсении Мацеевиче, "Библиограф", 1886, No 2-4.
АРСЕНИЙ
АРСЕНИЙ
Арсений
Глухой, монах Троицы Сергиева Монастыря, по Государеву Указу 1616 года, вместе с Сергиевским же Архимандритом Дионисием и старцем Антонием, исправлял к напечатанию книгу Потребник. В библиотеках Патриаршей и Александроневской Академии между рукописями есть его Послание к Боярину, Царскому Правителю, Борису Михайловичу Салтыкову, в котором он жалуется, что некоторые поправки в помянутой книге от Сарского Митрополита Ионы поставлены ему в вину и что за то заключен он в узы. "Мы, – пишет он там между прочим, – сидели над исправлением полтора года, сводили со многими переводами, коих письменных у нас было 12, а 13-й печатанный. Письменные же переводы иные были, лет за 130 и больше. Но нас винят, что мы некоторые найденные лишние слова из Потребника выключили, как, например, из молитвы водоосвящения слово огнем", – и проч. В заключении сего Послания, которое довольно велико, просит он Боярина Салтыкова, чтобы уволил его от исправления книги Потребника и освободил из уз. Более о сем Арсении ничего не известно. (См. ст. о Дионисие Архимандрите.)