Арские князья, арские татары

Найдено 1 определение
Арские князья, арские татары
предки чепецких татар. Впервые упоминаются в русских летописях в записях о присоединении Вятской земли к Московскому гос-ву в 1489 г. По реконструкции историков, в 1-й пол. XV в. А.к. владели Арской землей (даругой) с центром в г. Арск в составе Казанского ханства. Не позже сер. XV в. А.к. переселились из Арской земли в басс. Ниж. Чепцы, основав поселение Карино (Нукрат). Вопрос о происхождении и этнической принадлежности А.к. остается открытым. Разл. точки зрения в основном сводятся к двум: одни ученые отождествляют их с тюркоязычными народами, др. – с отатарившимися и исламизированными удмуртами. Наиболее аргументирован первый подход. На сегодняшний день преобладает точка зрения о кипчакских этнических истоках этой группы. Так, М.А. Усманов, Р.Н. Степанов считают возможным говорить о пожаловании Вятской земли Иваном Калитой представителям кипчакских княжеских родов и о возникновении вследствие этого особого Каринского опричного княжества. Д.М. Исхаков, продолжая гипотезу М.А. Усманова о кипчакском происхождении а.к., связывает их с потомками эмира Бачмака – предводителя кипчаков и предполагает, что в Казанском ханстве они являлись представителями одного из правящих кланов – Кыпчак. В прошлом было распространено мнение о булгарских корнях а.к. В частности, Г.В. Юсупов, А. Рахим связывали их появление на Чепце с булгарами, переселившимися в сев., причепецкие р-ны в качестве торговых агентов. Г. Гимади, Р.Г. Мухамедова и др. полагали, что булгары стали проникать на Чепцу после разгрома Волжской Булгарии татаро-монголами. Существует гипотеза, объясняющая их появление колонизацией басс. Чепцы татарами, принимавшими участие в походе золотоордынского царевича Бектута на Вятку в 1391 г. (А.Ф. Трефилов). А.X. Халиков же считал а.к. ранними тюрками, проникшими в басс. р. Чепцы еще в добулгарскую эпоху. Все перечисленные исследователи определение «а.к.» считали вторичным, возникшим вследствие господства этих князей над удмуртами – арами, арянами. Второй подход не получил широкого распространения. Его концепция построена на утверждении, что в состав аристократической администрации Казанского ханства входили южные удмурты. Так, А.А. Спицин усматривал причину переселения южноудмуртских князей на север в стремлении подчинить Казанскому ханству северных удмуртов. С.В. Бахрушин предположил, что арские князья – это отатарившаяся удмуртская знать. Эта гипотеза нашла продолжение в работах В.Е. Владыкина и М.В. Гришкиной, полагающих, что еще в составе Волжской Булгарии верхушка южноудмуртского общества приняла ислам и усвоила язык, обычаи и нравы господствующего этноса. Тюркизация получила новые импульсы в условиях Золотой Орды. Переселение части правящей верхушки южных удмуртов на сев., в басс. Чепцы произошло в кон. XIV в. в сопровождении группы юж. удмуртов – арян и «чюваши», которую впоследствии, в XVII в., источники стали называть бесермянами. На новом месте жительства А.к. прочно обосновались среди вятичей. Они имели право «ведать и судить» подвластных им удмуртов и бесермян, брать с них пошлину. Когда в 1489 г. Вятская земля была окончательно присоединена к Русскому гос-ву, а.к. вместе с др. знатными людьми были свезены в Москву, но в отличие от последних были отпущены обратно на Вятку, став вассалами вел. московского князя Ивана III. В кон. XV – сер. XVI в. они получили новые пожалования земельных и промысловых угодий и право призывать на эти земли крестьян из «зарубежья», т.е. с тер. Казанского ханства. Владения а.к. ограждались податным и судебным иммунитетом. После завоевания Казанского ханства надобность в военных и дипломатических услугах а.к. отпала. В 1588 г. царь Федор Иоаннович окончательно освободил каринских и верхочелецких удмуртов от власти а.к. на Вятке (этот указ не распространялся на бесермян). Низведенные до положения черносошных крестьян быв. а.к. стали активно мигрировать назад, в р-ны Заказанья или искать свободные земли. В кон. XVII в. большинство мигрантов устроилось в Елабужской (д. Салауш, Варзинская), Арской (дд. Шамбулат, Аладербыш), Бугульминской округах (д. Якиево) и Алатской дороге Казанского наместничества (дд. Шашинская, Айбулат, Ура), Уфимском наместничестве (д. Андагулово). Еще одно направление миграции шло на восток вдоль р. Чепцы. Оставшиеся на Вятке быв. а.к. и их потомки Араслановы, Девятьяровы, Касимовы и др. сохраняли свое экономическое господство над сев. удмуртами на всем протяжении XVII и даже XVIII вв. Прошение потомков А.к. (Мурсеитовых из д. Иллясова, Араслановых и Иллясовых из д. Ниж. погоста и д. Кестым) вернуть им княжеские привилегии в 1789 г. было отклонено. Лит.: ГАКО, ф. 583, оп. 4, д. 344; Гришкина М.В. Служилое землевладение арских князей в Удмуртии XVI – первой половины XVIII века // Проблемы аграрной истории Удмуртии. – Ижевск, 1988, с. 20–40; Исхаков Д.М. О происхождении «арских князей» и их месте в этнополитической структуре Казанского ханства // 3аказанье: проблемы истории и культуры. – Казань, 1995, с. 95–98; Он же. Татаро-бесермянские этнические связи как модель взаимодействия булгарского и золотоордынско-тюркского этносов // Изучение преемственности этнокультурных явлений. – М., 1980, с. 16–38; Мухамедова Р.Г. Чепецкие татары (краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. – Казань, 1978, с. 5–17; Рахим А. Булгаро-татарские эпиграфические памятники в Вятском крае // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников в ТССР. – Казань, 1930, вып. 4, с. 49–57; Сорокин П.М. Арские князья в Карине // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. – Вятка, 1896, с. 85–96; Степанов Р.Н. Каринское опричное княжество (вторая четверть XIV – вторая половина XVI вв.) // Вопросы социально-экономической и политической истории Среднего Поволжья и Приуралья периода феодализма. – Чебоксары, 1973, с. 16–21; Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII–XVIII в. – Казань, 1972; Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. – Казань, 1978, с. 98; Юсупов Г.В. Булгаро-татарская эпиграфика и топонимика как источник исследования этногенеза казанских татар // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. – Казань, 1971, вып. 1, с. 228. Д.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009