Аскетизм

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аскетизм
греч. askeо – упражняюсь) – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлении плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Аскетизм
греч. - подвижничество) - религиозный принцип, основанный на ограничении или подавлении естественных желаний, основанных на чувствах человека, отказ от жизненных благ. Добровольное перенесение физической боли, одиночества, других лишений с целью достижения нравственного совершенства.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

АСКЕТИЗМ
стал известен в древности как воздерж., полное или частич., от удовлетвор. нек-рых потребн. человека — в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от раз-влеч., опьяняющих напитков и т.д. В Др. Греции такое воздерж. широко практиков. атлетами в период состязаний в целях воспит. большей физ. вынослив. организма.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АСKЕТИЗМ
Христианский аскетизм, или подвижничество, есть ревность и сила пребывать в деятельном, путем подвигов (постничества, девства, отшельничества и др.), общении с Богом, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, при помощи благодати Божией, для обретения истинно христианской настроенности как залога к участию в Царствии Небесном.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

АСКЕТИЗМ
Самоограничение в еде и удовольствиях, воздержанность в желаниях, упражнение в добродетели. Понимается не как цель, а как средство, необходимое для христианской жизни. Аскеза– то же, что и аскетизм. Аскет– человек, который добровольно ведет строгую и воздержанную от обильной еды и удовольствий жизнь. Аскетический, прил – относящийся к аскету или аскетизму. Напр.: аскетический образ жизни.

Источник: Основы православной культуры. 2011

АСКЕТИЗМ
греч. — упражнение, подвиг) — добровольное подвижничество, основанное на следовании евангельским заповедям и советам. Одно из основополагающих (но не исключительное) понятий религиозной жизни, предполагающее духовную и нравственную дисциплину, а также физическое воздержание (умерщвление плоти). Смысл аскетизма — отрицание страстей, утверждение в добре и, в конечном счете, подражание Божественному естеству (Григорий Нисский). Получает широкое распространение в восточнохристианской практике с IV — VI веков.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

АСКЕТИЗМ
в Православии упражнение воли и помыслов через пост, молитву, уединение, бдение и другие подвиги и лишения. Истинное Православное христианство есть самоотвержение. Русская Церковь учит, что аскетизм, хотя и в различных степенях и формах, является обязательным для всех христиан без исключения. По словам Иисуса Христа: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11: 12). Для спасения необходимо соединение как благодати, так и свободной воли человека, который должен идти путем аскетических подвигов.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Аскетизм
от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо) — религиозно-этич. учение, проповедующее подавление естественных желаний и влечений. А. основан на противопоставлении греховного телесного, земного мира (царства зла) миру загробному — царству божественной благодати. Воспитывал в человеке отказ от удобств, проповедовал ограничения в пище и сне, поощрял причинение себе физ. страданий, лишений, с помощью которых можно соучаствовать в страданиях Христа для искупления грехов. А. является составным элементом христианства, буддизма, брахманизма.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АСКЕТИЗМ
от греч. askntns - приобретший навыки). Стал известен в древности как воздержание, полное или частичное, от удовлетворения нек-рых потребностей человека - в пище, одежде, сне, половой жизни, отказ от развлечений, опьяняющих напитков и т. д. В Др. Греции такое воздержание широко практиковалось атлетами в период состязаний в целях воспитания большей физич. выносливости организма. В дальнейшем аскетич. требования часто выдвигались угнетенными классами в их борьбе против богатых, эксплуататоров. Требование подавлять те или иные жизн. стремления во имя определ. социальных идеалов, во имя активного участия в революц. борьбе выдвигались также мн. революционерами. В религиозно-этич. значении А. - это мистич. воззрение, признающее необходимым подавление чувственных влечений, "умерщвление плоти" как путь к "нравственному совершенству" и "приближения к божеству". А. проповедовал привычку к лишениям и физич. страданиям (посты, телесные истязания и т. д.). Сначала был жертвоприношением богам (в форме самопожертвования), а затем следствием противопоставления "греховной" плоти - духу (материя - источник зла). Уже в условиях первобытнообщинного строя обряды инициаций носили аскетич. характер (изоляция, пост, физич. увечье (обрезание) и пр.). А. - существенный элемент ряда вост. религий (брахманизма, индуизма, джайнизма и буддизма), проповедующих идею "слияния души" с божеством. В нек-рых др.-иудейских сектах (терапевта, ессеи) были сильны элементы А.: жизнь в изолированных общинах, длит. Изнурит. посты и т. п. В эксплуататорском обществе, когда возможности удовлетворять свои элементарные физич. и духовные потребности у нар. масс чрезвычайно ограничены, господств. класс глубоко заинтересован в воспитании в массах смирения и покорности, презрения к "земным благам". В этих условиях проповедь А. - веры в то, что безрадостное и бесправное, полуголодное существование трудящихся - лучший путь к достижению фантастич. загробного потустороннего "рая", в к-ром душа якобы получает награду за земные страдания, - чрезвычайно выгодна эксплуататорам. Эта глубоко реакц. идея стала основой христ. вероучения, широко использовавшего А. и сделавшего его прямым выводом осн. догмы христианства о "греховности плоти", к-рую необходимо умерщвлять, чтобы подготовить душу к "вечному спасению". Практика А. в раннем христианстве была попыткой оправдать массовое обнищание населения Римской империи и ее провинций. Вместе с тем пропаганда А. была средством подавления протеста нар. масс и отвлечения их от борьбы за улучшение условий жизни.

Яркое выражение А. получил в монашестве, широко распространившемся на З. и В. в ср. века. Поскольку все же А. не мог стать реально-действующей нормой обществ. жизни даже и для церкви (как хоз. и социально-экономич. организации), он использовался в качестве идеологич. прикрытия неприглядной жизни монахов. Со времен Возрождения и Реформации, когда складывавшейся бурж. религией А. был отвергнут, возникает "мирской А.", получивший свое выражение в учении Кальвина, а позднее - в лютеранском пиетизме. Этот А., требовавший отказа от жизн. удовольствий (театр, музыка), соблюдения строгой регламентации быта (пища, одежда), возводил в нравств. добродетель бурж. бережливость и скаредность.

В эпоху империализма проповедью А. нек-рые христ. религ. группировки прикрывают изуверские формы физич. и нравств. воспитания, направленного на вытравление в человеке гуманных чувств и превращение людей в бездумных исполнителей чужой воли, объявляемой "велением божьим" (методисты, бухманисты, движение "духовные упражнения", направляемое иезуитами и др.). Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Зарин С., Аскетизм по православно-христианскому учению, (т.) 1, (ч.) 1-2, СПБ, 1907; Z?ckler O., Kritische Geschichte der Askese, Frankf./M., 1863; его же, Askese und M?nchtum, 2 Aufl., Bd 1-2, Frankf. M., 1897; Mutz F., Christliche Aszetik, 2 Aufl., Paderborn, 1909; Troeltsch E., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, T?bingen, 1919; Hall T. G., Z?скler O., Asceticism - Encyclopaedia of religion and ethics, ed. by J. Hastings, v. 2, Edinb., 1927; Rourrat R., La spiritualit? chr?tienne, t. 1-4, P., 1926-28; Schjelderup K., Die Askese, B.-Lpz., 1928; Buonaiuti E., Le origini dell ascetismo cristiano, Pinerolo, 1928; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, T?bingen, 1934; Hengstenberg H. E., Christliche Askese, Hdlb., 1948; Campenhausen H. F., Die Askese im Urchristentum, T?bingen, 1949; Egenter R., Die Aszese des Christen in der Welt, Ettal, 1956.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
460.24 кб

«Тайный» аскетизм св. Радегунды: конструирование святости в агиографии раннего Средневековья

Бикеева Наталья Юрьевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием агиографического образа святой Радегунды (Radegund, между 518 и 521-587) в произведении, написанном Венанцием Фортунатом (Venantius Fortunatus, между 530 и 540 около 600)
Читать PDF
194.27 кб

Аскетизм и гедонизм массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В статье анализируется феномен «массовая культура» и характер ее влияния на субъекта. Современной массовой культуре присущи одновременно как гедонизм, так и аскетизм, которые не всегда являются противоположными понятиями.
Читать PDF
138.84 кб

Философия культуры: аскетизм против гуманизма

Белов Владимир Николаевич
Автор предлагает рассматривать пространство культуры как принципиально дуальное, представляющее из себя антагонистическое противостояние аскетического и гуманистического типов.
Читать PDF
283.48 кб

АСКЕТИЗМ В СПОРТЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Берсенева Татьяна Павловна
Проводится мысль, что понятие «аскетизм» имеет широкое значение и может быть применено не только по отношению к характеристике образа жизни религиозных подвижников, но и к другим видам человеческой деятельности, где достижение цел
Читать PDF
1.45 мб

Религия Оскара Уайльда и современный аскетизм

В. В. Никольский
Читать PDF
68.73 кб

Аскетизм как форма ухода от социальной реальности

Баранников А. В., Плужникова Х. В., Фогель Е. А.
Читать PDF
276.55 кб

Аскетизм как этический принцип исторического развития в историософии В. С. Соловьёва

Глазков А. П.
Читать PDF
4.22 мб

Аскетизм в христианстве i века

Корпачев Пётр Александрович
Представлены анализ и систематизация аскетических воззрений в христианстве I в.
Читать PDF
86.28 кб

Аскетизм и эстетизм в русской религиозной культуре

Ли Кю Ён
Автор доказывает, что русскую религиозную культуру одновременно характеризует аскетизм и эстетизм.
Читать PDF
452.74 кб

Раннесирийский аскетизм

Брок Себастьян, Полховский Александр Петрович
Доклад профессора Оксфордского университета1 Себастьяна Брока, известного специалиста по сирийской литературе, культуре, церковной истории и библеистике, посвящен осмыслению такого феномена сирийского аскетизма.
Читать PDF
4.24 мб

ПРАВОСЛАВНЫЙ АСКЕТИЗМ КАК АНТИКРИЗИСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Лобазова Ольга Федоровна
Аскетизм, будучи онтологической частью православного сознания, влиял на формирование российского менталитета и светской культуры на протяжении многих веков.
Читать PDF
276.55 кб

Аскетизм как этический принцип исторического развития в историософии В. С. Соловьёва

Глазков А. П.
Читать PDF
77.23 кб

Аскетизм как метод психологии

Коржевский В.
Говоря о методах православной психологии, о методологических принципах построения научной православной психологии, автор считает, что психологическая наука должна помочь более обстоятельному изучению аскетики.
Читать PDF
779.42 кб

Как возможна православная философия. Ответ на рецензию К. М. Антонова «Аскетизм в науке. (Белов В. Н

Белов Владимир Николаевич
Представлен ответ проф. В.Н. Белова на рецензию К.М. Антонова. Автор рецензируемой монографии выдвигает следующие контраргументы: 1) в отношении надуманности опровергаемых автором книги мнений об аскетике.
Читать PDF
398.14 кб

Аскетизм в науке. (Белов В. Н. Аскетика в русской духовной традиции. — Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та,

Антонов Константин Михайлович
Рецензия написана для готовящегося к печати очередного выпуска журнала «Религиоведческие исследования» и любезно предоставлена К.М. Антоновым и главным редактором «РИ» П.Н. Костылевым.