АТЕЛЛАНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

АТЕЛЛАНА
рим. нар. комедия, возникшая в кон. 4 в. до н.э. Гл. действующ. лицами А. были четыре постоян. маски: Макк — прожорл. дурак; Буккон — хвастл. головотяп; Папп — простоватый дурак и Доссен — хитрый горбун. Действие А. импровизир. на простой сюжетной основе. В 1 в. до н.э. А. получ. лит. обработку в пьесах Помпония и Новия.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ателлана
лат. atellana)
   древнеримское народное представление, зачастую имевшее политическую направленность; свое название а. получила от города Ателла в Кампанье, где возникла.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   (от назв. оскского г. Ателла)
   небол. импровизационная пьеса, оказавшая значит, влияние на становление рим. комедии. Система образов А. нашла отчасти отражение в твор-ве Плавта. Содержание А. составляли эпизоды из повседн. быта. Простота сюжетов обусловливалась карикатурным характером четырех постоянных комед. масок: обжорливого дурака и неудачливого волокиты Макка, хвастуна и льстеца Буккона, скупого и глупого старика Паппа и ученого шарлатана, злого горбуна Доссена. Комич. эффект усиливался непритязательными и грубыми шутками, а также выпадами против отд. лиц и обществ, порядков. На рубеже II - I вв. А. получила лит. оформление в произв. Помпония и Новия и превратилась в комедийную пьесу, замыкавшую представления трагедий.
   A. ставили вплоть до I в. н. э., когда она была запрещена, т. к. в ней иногда делались выпады даже против императоров. Представления А. и ее персонажи во мн. напоминали позднейшую итальянскую комедию дель арте и, возможно, были одним из ее источников.
   И. У.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АТЕЛЛАНА
   • Atell?nae fab?lae,
         ludi Atellani, особый род театральных представлений, получивших название от кампанского города Ателлы и изображавших первоначально жизнь маленьких городов в смешном виде. После уничтожения самостоятельности Кампании и латинизования страны они были перенесены в Рим и пользовались там большим успехом. Сюжет большей частью брался из сельской жизни в ее отличие от городской и вообще из низших слоев общества. Пьесы эти отличались веселым характером и были переполнены необузданными остротами и забавными шутками. Неизменными лицами в них были: maccus, обжорливый, сладострастный глупец; bucco, широкоуст, бесстыдно назойливый блюдолиз и болтун, pappus, старый, всеми надуваемый скряга, и dossennus, горбатый плут; были и страшилища, напр. Manducus, Pytho, Lamia. План пьес был прост и незатейлив, язык простонародный, совершенно отличный от языка образованных классов. Часто употреблялось даже оскское наречие. А. сначала, без сомнения, представлялись экспромптом, позже же, со времен Суллы, когда Л. Помпоний Бононийский и Кв. Новий придали им художественную форму и сравняли их с другими видами комедии, представления основывались на писаном тексте, хотя и тогда еще давалось довольно много простора импровизации. Актерами в А. были сыновья римских граждан, и это не вело для них к утрате гражданской чести, которой лишались актеры по профессии. Из писателей А. известны: Кв. Новий, Л. Помпоний Бононийский, лучший из них, К. Муммий и др. А. при пристрастии римлян к грубому комизму долго держались на сцене и давались еще при императорах; но мало-помалу их заменили пантомимы. Сначала они давались отдельно, затем, когда Ливий Андроник ввел греко-римскую драму, они составляли конец представления и потому назывались также exodia. От них сохранились почти только одни заглавия, собрание Munk, de fabulis Atellanis (1840) и Ribbeck, scaenicae Roman, poesis fragmenta, II (2-е изд., 1873), стр. 191 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884