Авдеев Михаил Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АВДЕЕВ Михаил Васильевич
(22.9.1821, Оренбург – 1.2.1876, Пб.), прозаик, сотр. ж. «Современник», «Дело». В 1862–63 находился в ПЕНЗ. под гласным надзором полиции «за распространение возмутительных изданий». Автор известных в свое время романов «Тамарин» (1852), «Подводный камень» (1860), «Меж двух огней» (1868). Лит: КЛЭ. Т. 1; РПЕНЗ. Т. 1; Савин (9); О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Авдеев Михаил Васильевич

Авдеев, Михаил Васильевич, писатель, беллетрист (1821 - 76). Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска. В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана , известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества ""Филаретов"". Надо думать, что от Зана он воспринял первые начатки широкого гуманизма и любви к литературе. Окончив гимназию в Уфе, А. поступил в корпус путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку, в чине капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная жизнь была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М.Л. Михайлова ). Через год ему разрешили выехать за границу, где он бывал и раньше и где теперь сблизился с И.С. Тургеневым . Позже А. вернулся в Россию. Литературная деятельность А. началась еще в сороковых годах. Умный, начитанный и восприимчивый, А. чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях значительный запас своих наблюдений провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная манера сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, который был для А. учителем и образцом, и которому посвящен его ""Подводный камень"". Позднейшие литературные критики упрекали его, как и Тургенева, в отсталости и непонимании новых поколений. Его либерализм в оценке общественных явлений, гуманизм и широкая терпимость в нравственно-бытовых вопросах, мягкая манера в описаниях природы - все, что создавало успех А. в первой половине его деятельности, потом казалось уже недостаточным и пресным с точки зрения крайних шестидесятников и семидесятников. Первый и шумный успех создала А. его трилогия (""Варенька"", ""Записки Тамарина"" и ""Иванов""), печатавшаяся в ""Современнике"" в 1849, 1851 и 1852 годах и потом вышедшая отдельно в 1852 году под названием ""Тамарин"". Долгая жизнь в провинции дала А. возможность близко наблюдать часто встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; слово ""Тамарин"" сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах постоянно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов. За трилогией быстро последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества А. Сотрудничая в ""Современнике"", ""Отечественных Записках"", ""Библиотеке для чтения"", ""Санкт-Петербургских Ведомостях"" и других органах, он выступал и в качестве беллетриста (""Ясные дни"", ""Огненный змей"", ""Порядочный человек"", ""Приличная партия"" и др.), и как автор путевых писем (""Поездка на кумыс"", ""Письма из Петербурга"", ""Из деревни"", ""Дорожные заметки"", ""Из-за границы""), и как фельетонист (фельетоны в ""Современнике"" 1852 - 53 годы, под псевдонимом ""Пустой человек""), и как корреспондент из Оренбургского края (в ""Дне"" Аксакова , 1861 - 62 годы). Первое десятилетие литературной деятельности А. завершилось лучшим его произведением, романом - ""Подводный камень"" (в № 10 и 11 ""Современника"" 1860 года, потом отдельно). Сюжет теперь забытого романа сводится к тому, что молодая девушка, дочь помещицы, Наташа Любанина встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом - незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное влияние и, наконец, влюбляется в него. Она встречает в Соковлине давно уже созревшее ответное чувство, но стареющий человек, сильно помятый житейскими невзгодами, во многом уже разочаровавшийся, чуждый иллюзий и трезвый рассудком, боится принять любовь неопытной девушки, предвидя возможность охлаждения и нового увлечения с ее стороны. Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, пока на сцену не появляется друг детства Наташи, прежде студент, потом литератор и общественный деятель из ""новых"", Комлев. Его характерная личность, новые взгляды, настроения и стремления, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее; остальное доканчивает сильный темперамент вполне расцветшей женщины, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, который видит в этом неизбежное осуществление своих прежних опасений и не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя сильно страдает. Изжив непрочное увлечение, Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой, встречая прежнюю любовь и уважение мужа. Сюжет прост и не нов; критика указывала А., что он близок к сюжету ""Жака"" Ж. Занда, ""Полиньки Сакс"" Дружинина и других романов. ""Подводный камень"" имел, однако, огромный успех; во-первых, он появился, как нельзя кстати, в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых, заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью. Изящный, простой и ясный, тургеневской складки, язык; стройный план, без излишних подробностей и пристроек; несколько отчетливо очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; наконец, тонкий и глубоко правдивый анализ сложных переживаний двух главных героев, - все это ставило ""Подводный камень"" в первый ряд тогдашней художественной литературы. Благодаря этим достоинствам, роман и теперь читается с интересом; в нем легко уловить любопытные черты ""лишних людей"" (в лице Соковлина) и ""реалистов"" базаровско-писаревского типа (Комлев). Симпатии автора - на стороне первых, а ""новых людей"" он не прочь упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем. Литературные идеологи ""новых людей"" это чувствовали и, когда А. выступил в 1868 году с новым романом, ""Между двух огней"", встретили его неблагосклонно. Герой романа Камышлинцев, воспитанный в барской обстановке и долго не находящий себе дела, пристраивается, наконец, к ""новой женщине"", занимающейся самостоятельным трудом, и попадает между двух огней: радикалов и консерваторов. Радикальные критики находили, что А. недостаточно сурово осудил барича и ""пошляка"" Камышлинцева, а ""Настоящие новые люди если и не осмеяны благодушным автором, то, во всяком случае, остались не поняты им и поставлены в тени в полном пренебрежении"" (Скабичевский ). Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения А. (""Магдалина"", ""Сухая любовь"", ""Пестренькая жизнь""). Последним беллетристическим произведением А. был роман ""В сороковых годах"", напечатанный в ""Вестнике Европы"" в 1876 году, по смерти автора, и изображающий, между прочим, кружок Белинского и Герцена . Стихов А. не печатал совсем, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): ""Мещанская семья"", шедшая на Александринской сцене в сезон 1868 - 1869 гг. и имевшая очень скромный успех. Особо следует упомянуть одну работу А., печатавшуюся сначала в ""Неделе"" и потом вышедшую в 1874 году отдельно - ""Наше общество в героях и героинях литературы за пятьдесят лет"". В этой книжке даются легкие, меткие, остроумные, хотя и поверхностные, характеристики: Чацкого, Онегина, Печорина, ""лишних людей"", Рудина, Инсарова, Базарова и др.; ""героинь"": Софьи Фамусовой, Татьяны, Бэлы, княжны Мери и Веры, Маши из ""Затишья"", Лизы из ""Дворянского гнезда"", Натальи (""Рудин""), Елены (""Накануне"") и ""новых женщин"". Книжка имела успех, много читалась и теперь еще не бесполезна и рекомендуется учащимся как интересное пособие. А. пользовался большим и постоянным, хотя и не всегда благосклонным вниманием критики. О нем писали: Аполлон Григорьев , Дружинин, Шелгунов , П. Ткачев , М.Цебрикова , Скабичевский, С.А. Венгеров , П. Боборыкин и др. - См.: ""Критико-биографический словарь русских писателей"", ""Русские книги"", ""Источники словаря русских писателей"" С.А. Венгерова, а также ""Русский биографический словарь"". В 1907 году вновь вышло ""Полное собрание сочинений"" М.В. Авдеева и отдельно - ""Наше общество в героях и героинях литературы"". Н. П-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Авдеев, Михаил Васильевич

Авдеев Михаил Васильевич


— известный беллетрист, автор многих романов и повестей; род. в Оренбурге в 1821 году 22 сентября, умер в Петербурге 1 февраля 1876 г. Получив домашнее образование под руководством поляка Фомы Зана и частью в уфимской гимназии, Авдеев был принят в институт корпуса инженеров путей сообщения, где на 17-м году от роду написал первую свою повесть, помещенную в "Литературных прибавлениях к "Русск. Инвалиду". По окончании курса (в 1842 г.) с чином поручика Авдеев определен в нижегородскую губернскую строительную и дорожную комиссию. Служа здесь, он написал части лучшего своего произведения "Тамарин": "Варинька", "Записки Тамарина" и "Иванов", напеч. в "Современнике" в 1849—51 гг. Авдеев умел прекрасно развивать типы, ранее его намеченные другими. Он не отрицал своей способности подражать; усматривая нечто другое в своем прототипе, он это другое развивал по-своему. В своей повести "Горы", говоря, что его упрекают в подражании разным авторам, Авдеев поставил, в виде оправдания своего, слова: "На свете столько было писано, что вовсе не хитро найти сходство. Как же мне знать, кому я подражаю?". От этой способности подражать, перерабатывая готовое, печатное, герой Авдеева и выходили не совсем близкими к жизни, кроме, впрочем, Тамарина, доставившего автору известность. Но нельзя сказать, чтобы и "Тамарин" не был создан под впечатлением "Героя нашего времени". Впечатлительность у Авдеева была велика, но уединенное житье в имении, в глуши Стерлитамакского уезда, давало мало материала для личных наблюдений, вследствие чего идеалисты, выводимые им в первых романах, односторонни и недостаточно проникнуты житейскими интересами. Тамарин гораздо ниже своего прототипа Печорина, который, при появлении, вызвал во многих подражание своим порокам. Но подражатели идеального героя ограничивались копированием одних внешних его особенностей, и эту внешность только и мог подметить Авдеев. В "Иванове" Авдеев выказал способность возвыситься до самостоятельного творчества. После окончания романа "Тамарин", выйдя в 1852 году в отставку с чином капитана корпуса инж. путей сообщения, Авдеев написал ряд повестей, легко читавшихся, а за ними и роман "Подводный камень", напечатанный в "Современнике" 1860 г. В этом романе выведен на сцену муж, мирящийся, без попытки даже к борьбе, с ветреностью подруги жизни, сперва влюбляющейся в него, потом в другого и открыто высказывающей мужу свои чувства. Развитие характеров такой четы, довольно искусное и с подкупающим характером естественности, доставило автору большой успех в публике. В другом романе, "Между двух огней" (напечатан в "Современнике", №№ 1—3 за 1868 г.), Авдеев стал развивать характер жены, без всяких стеснений меняющей предметы своей страсти, и вызвал от заступившейся за женщин г-жи Цебриковой нарекания в безнравственности и тенденциозности, уже не имеющей ничего общего с жизненной правдой. После этого романа Авдеев написал несколько повестей и комедий. Из последних — "Мещанская семья" не без достоинств, но не имела успеха. Осталась еще ненапечатанной пьеса "Шестое средство". В 1875 году в "Отечественных Записках" помещена "Переписка двух барышень", произведение, исполненное довольно едкого юмора и отличающееся верностью нового типа героинь с положительным направлением. В сборнике "Братская помощь" при жизни автора напечатано начало большого романа "В сороковых годах" (вполне помещенного в "Вестнике Европы", 1876 г., №№ 9—12). По части литературной критики Авдееву принадлежат этюды, напечатанные в 1874 г. отдельным изданием под заглавием: "Русское общество в героях и героинях литературы". Автор начинает Евгением Онегиным и оканчивает Резановым, героем повести Слепцова "Трудное время".


Труды М. В. Авдеева напечатаны: "Ясные дни" — "Современник", 1850 г., т. 23; "Горы" — "Отеч. Записки", 1851 г., т. 79; "Нынешняя любовь" — "Современник", 1852 г., т. 33.; "Огненный змей" — "Отеч. Записки", 1852 г., т. 86; "Деревенский визит" — "Спб. Ведомости", 1853 г., № 53; "Порядочный человек" — "Отеч. Записки", 1855 г., № 3; "Приличная партия" — "Библ. для Чтения", 1856 г., № 11, и 1857 г., т. 192; там же — "На дороге" — ряд путевых писем, читающихся с интересом. Авдеев неоднократно излагал в такой форме свои мысли и очерки, например в "Отеч. Записках", 1852 г., т. 84—85 — "Поездка на кумыс", "Дорожные заметки" (на пути на Кавказ); в "Библ. для Чтения", 1857 г. (т. 144—146), 1858 г. (т. 147—149) — "Из-за границы". Раньше были написаны "Письма из Петербурга" и "Из деревни" в газете "Кавказ", 1855 —56 гг. В газете "День" 1861—62 гг. помещались корреспонденции "Из Оренбургского края". Фельетоны свои, под псевдонимом "Пустой человек", Авдеев помещал в "Современнике"1852—53 г. и в "Биржевых Ведомостях" 1873 г. без подписи. "Письма в провинцию" напечатаны в "Вестнике Европы", № 1, 1870 г.; драма "Мещанская семья" в "Деле", 1869 г., № 2. Полное собрание сочинений Авдеева издано Стелловским в 2-х больших томах в 1868—70 гг. Отдельно напечатаны: в 1852 г. роман "Тамарин"; в 1853 — "Романы и повести", 2 т.; в 1863 — в 2 ч. роман "Подводный камень"; в 1868 г. — в 3 ч. "Между двух огней"; в 1869 г. — "Мещанская семья"; в 1871 г. — три повести ("Магдалины", "Пестренькая жизнь" и "Сухая любовь") и в 1874 г. — "Общество 1820—70 гг. в героях и героинях литературы". Статьи, разбирающие творения М. В. Авдеева, выходили одновременно с появлением в печати им писанного и привлекавшего внимание публики. Разборы романа "Тамарин" в 1852 г. явились наиболее дельные в журналах: Отеч. Зап. (№3, отд. VI, 16—22), "Библ. для Чт." (т. 116, VI, 1—9) и в "Спб. Вед.", № 51. О романе "Подводный камень": "Время", 1861 г., № 1, стр. 34—45 и в "Русск. Инв.", №№ 21—22, в "Светоче", 1861 г., № 3, 1861 г., стр. 21—40. О романе "Между двух огней" едко отозвался Скабичевский ("Неделя", 1868 г., №№ 18 и 19, под загл. "Герои голубиного полета"). Н. Н. Страхов ("Заря", 1869, № 4, стр. 104—119) и Н. Д. Ахшарумов (" Всемирный Труд", 1869 г., № 1, стр. 33— 46). В. П. Буренин ("Спб. Вед.", 1869 г., №№ 37 и 70).


Из статей, посвященных жизни М. В. Авдеева в связи с его творениями, следует отметить напечатанные по смерти автора в жур. "Неделя", 1876 г.: "Литературный портрет", стр. 150—155, и в "Крит.-биогр. словаре русск. писат." Венгерова: статья самого составителя этого издания в 1 и 2 выпусках, стр. 47—55, с обширным перечнем, библиографических указаний. Биография Авдеева в Энцикл. Слов., т. I, 220— 221, хороша и точна, но доведена до 1860 г., а в словарях Толля и Березина биографии извлечены из предыдущего издания с ничтожными прибавками, без всякой оценки.


{Половцов}





Авдеев, Михаил Васильевич



— род. 22 сентября 1821 г. в Оренбурге. Его предки — видные яицкие казаки. В 1842 г. окончил инженерный корпус поручиком, а в 52-м с чином капитана вышел в отставку и поселился в Уфимской г. 1862 г. сослан в Пензу, через год уехал за границу. Писать начал с 17-ти лет, но известность получил лишь 10-ю годами позже. Свои романы и повести печатал в "Соврем.", потом сотрудничал в "Деле", "От. зап.", "Вест. Евр." и друг. Его "Тамарин" и роман "Подводный камень" ("Соврем.", 1860 г.) наделали много шума и выдвинули автора на видное место. "Между двух огней" ("Совр. обозр.", 1868) прошел почти незамеченным. Полное собрание сочинений вышло в 1868—70 гг. † 1 февраля 1876 г.


{Брокгауз}





Авдеев, Михаил Васильевич


беллетрист; р. 22 сент. 1821, † 1876 г.


{Половцов}





Авдеев, Михаил Васильевич


(1821—1876) — писатель, сын зажиточного уральского казака, воспитанник ссыльного друга Мицкевича, Фомы Зана. В 1860 А. — член присутствия по крестьянским делам; в 1862 сослан по делу М. Л. Михайлова (см.) в Пензу; жил некоторое время в Париже, где сблизился с Тургеневым. Сотрудник "Современника", А. был выразителем перелома от настроений 40-х годов (в посмертном романе "В сороковых годах" изображен кружок Белинского) к идеям 60-х годов (Варинька", "Записки Тамарина", "Иванов", 1849—51; "Подводный камень", 1860). С появлением новых идеологических течений в 70-х гг. популярность А. пошла на убыль ("Между двух огней", 1868, и др.). В 1874 А. издал сборник критических очерков "Русское общество в героях и героинях литературы" (от Пушкинского "Евгения Онегина" до повести Слепцова "Трудное время"). Сочинения А. были изданы Стелловским (СПб, 1868—70) в 2 томах.



Лит.: Венгеров С., Критико-биографический словарь, т. I, 47—55, 905—6; Чернышевский Н., Собр. соч., т. I, 105—15, 149—51, 155—7; Скабичевский А., Собр. соч., т. I (статья "Между двух огней").





Авдеев, Михаил Васильевич


[1821—1876] — беллетрист и критик из старинного состоятельного казацкого рода. А. современник и соратник Тургенева (см.), пользовавшийся значительной известностью. Особенный интерес вызвали: "Тамарин" [1852], сего новым типом делового человека, идущего на смену блестящим, но никчемным Печориным, и "Подводный камень" [1860], трактующий вопросы свободной любви. Место действия романов А. дворянские гнезда с бесконечными спорами героев, воспитанных в тихом уюте помещичьей жизни и в университетских кружках. Эти новые люди дела слабо удаются писателю; его идеи эмансипации женщин не идут дальше свободы половых отношений. Следует отметить также книгу "Наше общество в героях и героинях литературы за 50 лет [1820—1870]", изд. 1874 и 1907.



Библиография: I. Собр. сочин. в 2 б. тт., изд. Стелловского, 1868—1870.


II. Никитин Н. (П. Ткачев): а) Подрастающие силы, "Дело", 1869, № 9—10; б) Идеалист мещанства, "Дело", 1877, № 1; Михайловский Н., Сочин. т. II, СПб., 1899; Венгеров С., Крит.-биограф, словарь, т. I, СПб., 1891.


{Лит. энц.}





Авдеев, Михаил Васильевич


(15.09.1913—22.06.1979) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1942), генерал-майор авиации. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 8 (6 гв.) иап ВВС ЧФ, был командиром эскадрильи. Совершил более 500 боевых вылетов, сбил 17 самолетов противника. После войны до 1964 г. служил в ВВС. Командовал дивизиями, был зам. командующего ВВС СКВО. Автор книги "У самого Черного моря".

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008