АВЕЛЬ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Авел
долина, луг) (2Ц 20.18)-см. Авел-Беф-Маах.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Авель
дуновение, незначительность) (Быт 4.2,4,8,9; Мф 23.35; Лк 11.51; Евр 11.4; 12.24)-младший сын Адама и Евы, принесший Богу более угодную жертву, чем Каин, его старший брат, за что и был им убит (1Ин 3.12).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

АВЕЛЬ
в ветхозавет. повествов. второй сын прародителей людей Адама и Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом, земледельцем Каином, из зависти. В Новом завете А. — первый мученик, первый гонимый праведник, с него начин. род невинно убитых.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Авель
в Ветхом Завете второй сын прародителей людей Адама и Евы, пастырь овец, убитый своим старшим братом земледельцем Каином из зависти: жертва, принесенная Каином (от плодов земли), была отвергнута Богом, а жертва Авеля (первородными ягнятами его стада) принята благосклонно.

Источник: Исторический словарь

Авель

Авель - монах-предсказатель, родился в 1757 году. Происхождения крестьянского. За свои предсказания (дней и даже часов смерти Екатерины II и Павла I , нашествия французов и сожжения Москвы) многократно попадал в крепость и тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию императора Николая I , Авель заточен был в Спасо-Ефимиев монастырь, где и умер в 1841 году. В ""Русской Старине"" за 1875 год напечатаны выдержки из писем Авеля, из его ""Жития"" и ""зело престрашных книг"", а также и некоторые из них рисунки.

Источник: Биографический словарь. 2008

Авель
евр. «друг») или Авел-Беф-Маах, город в колене Неффалимовом, расположенный севернее озера Мерома, выдержал осаду восставшего Савея (2Цар. 20:13-22); спустя 80 лет был взят Венададом (3Цар. 15:20). По прошествии еще 200 лет его взял Феглаффелласар, царь Ассирийский (4 Цар. 15:29). Авель во 2 Пар. 16:4 называется Авелмаимом (болотистый луг), сравн. 3Цар. 15:20. Местность всегда была богата водой (исток Иордана) и пастбищами. Прежде этот город был чтимым и знаменитым: «Мать городов в Израиле» (2 Цар. 20: 18,19), теперь называется Абиль-эль-Камх, т. е. пшеничное поле.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Авель
второй сын Адами и Евы. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земных дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его… и когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие, 4, 2–8). По преданию, гроб Авеля и поныне находится недалеко от города Дамаска. Апостол Павел приписывал превосходство и величие жертвы Авеля перед жертвою Каина: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Послание к Евреям, 11, 4). В Новом Завете есть и слова Самого Спасителя, который говорит о праведном Авеле, как о первомученике (Евангелие от Матфея, 23, 35). А апостол Павел в своем Послании к Евреям причисляет Авеля к древним ветхозаветным праведникам, свидетельствовавшим об истинной вере.

Источник: Православная энциклопедия.

АВЕЛЬ
Быт 4:2), на Еврейском: Хибель — дуновение, пар, и отсюда — суета, ничтожество, или нечто скоропреходящее, был второй сын Адама и Евы. “И был Авель пастырь овец, говорит бытописатель, а Каин земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земных дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своею и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его (быть может ниспосланием огня с неба), а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его... и вот, когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его” (Быт 4:2-8). Гроб Авеля доселе указывают недалеко от Дамаска. Величие и превосходство жертвы Авеля пред жертвою Каина приписывается апостолом Павлом его вере (Евр 11:4): “верою Авель принес Богу жертву лучшую, говорит он, нежели Каин.” В Новом Завете сам Спаситель говорит об Авеле, как о первомученике, и отличает его названием праведного (Мф 22:35). В послании ап. Павла к Евреям (11 гл.), Авель, вместе с прочими, причисляется к сонму древних ветхозаветных праведников, свидетельствованных в вере. Гностики сделали из Авеля эон. а секта Авеллитов, утверждая, что Авель, хотя и женатый, умер девственником, подражала ему, уклоняясь от исполнения супружеских обязанностей.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Авель
древнеевр. hebel — дуновение, аккадское apilu — сын) — второй сын Адама и Евы, младший брат Каина. В библ. повествовании (Быт 4, 1–16) говорится о том, как братья принесли Богу жертвы: Каин, земледелец, — плоды земли, а А., пастух, — лучших животных из своего стада. Из-за того, что Бог принял только жертву А., Каин убил своего брата. Богосл. содержание истории Каина и А. заключается прежде всего в последствиях первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Уже ближайшие потомки прародителей представляют две противоположные нравственные позиции, определяющие различное отношение Бога к ним. По интерпретации ап. Иоанна, Каин совершил убийство, потому что “дела его были злы, а дела брата его праведны” (1 Ин 3,12). Ап. Павел объяснял, что именно верою “Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин” (Евр 11, 4). Кровь, пролитую праведным А., первым мучеником (Мф 23, 35; Лк 11, 51), можно рассматривать как прообраз совершенной искупительной жертвы Иисуса Христа (Евр 12, 24). Амвросий Медиоланский видел в чистой жертве А. прообраз Евхаристии (De incarnationis Domini sacramento 1, 4). Юстин Философ рассматривал А. как образ человека, праведно приносящего жертву (Dialogus ***** Tryphone Iudaeo 19, 3). Для св. Августина А. — символ Церкви, преследуемой миром и утешаемой Богом (De civitate Dei 15, 18, 2; 18, 51, 2). Жертва, принесенная праведным А., упоминается в Римском каноне Святой Мессы вместе с приношениями Авраама и Мелхиседека.
В раннехрист. искусстве А. изображался в рельефных композициях на саркофагах и в мозаиках — как правило, приносящим жертву, вместе с Каином или праведным Мелхиседеком (мозаики в церквях Св. Виталия, 547, и Св. Аполлинария, ок. 675, в Равенне). Позднее изображения А. появлялись как в мозаичных композициях (XI в., собор Св. Марка, Венеция), так и в рельефах (Л. Гиберти, двери баптистерия, XV в., Флоренция) и в живописи. Здесь А. представляли чаще в сцене братоубийства (Тициан, XVI в., Санта Мария делла Салюте, Венеция), чем во время жертвоприношения. Иногда обе эти сцены соединялись в одной картине (Я. Тинторетто, XVI в., гал. Академии, Венеция). Нередко образ А. фигурирует в произведениях искусства XIX в. (Ж. Дюпре, Авель, бронзовая скульптура), в некоторых композициях — вместе с Адамом и Евой, что добавляет новую тему в традиционный сюжет (Э. Барриас, Адам и Ева несут тело Авеля).
Лит-ра: Aptowitzer I. Kain und Abel in der Legende. W., 1922; Cabrol F. // DACL 1, 61–66; Mangenot E. // DThC. 1, 28–35; Gunkel H. Das Buch Genesis. Gц., 1967; Jakubiec C. Prehistoria biblijna. Poznaс, 1969.
И. Баранов, Л. Мирри

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

АВЕЛЬ
(евр. «суета», «плач») – праведный сын Адама и Евы, убитый родным братом Kаином. История Kаина и Авеля кладет начало теме о страдающем Праведнике. Отнесенная повествователем уже к первому поколению людей, она имеет значение примера и конкретно представляет одну особенность человеческого существования, общую для всех исторических эпох: вначале неявный конфликт двух людей, несмотря на то что они кровные братья (см. Деян. 17, 26), приводит к братоубийственным распрям. В противоположность жертвоприношению Kаинову, Авелево жертвоприношение угодно Богу (см. Быт. 4, 4-5) в силу внутреннего расположения и кротости приносящего его, а не материального качества жертвы. Авель представляет Праведника, которому благоволит Бог, в противоположность злому, который отвергается. Но злой подстерегает Праведника, чтобы его умертвить (см. Пс. 9, 27-32). Таков всеобщий закон, и кровь праведных, пролитая от начала веков, вопиет от земли к Богу о воздаянии правды (см. Быт. 4, 10).
Этот закон жестокого мира достиг своего апогея в распятии Иисуса Христа. Он, Святой и Праведный (см. Деян. 3, 14), был умерщвлен своими современниками. Тягчайшее из преступлений! Оттого на этот род человекоубийц придет... вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого... убили между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35). Это страшное изображение Божьего Суда касается не только частного случая иудейских начальников, ответственных за смерть Иисуса Христа; оно распространяется на весь мир, поскольку невинно умерщвленные встречаются всюду: их пролитая кровь вопиет об отмщении кровью: Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Kоторый еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того (Откр. 16, 4-6). Однако в то время как звучит этот голос, взывающий об отмщении, поднимается голос другой крови, более драгоценной, чем Авеля: голос очистительной крови Иисуса, Агнца Божия (см. Евр. 12, 24). Она испрашивает у Бога прощения: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34).
Таким образом, положение, созданное убийством праведного Авеля, переходит в свою противоположность в Иисусе Христе, страдающем Праведнике в самом абсолютном смысле этого слова. Но Авель, в противоположность Kаину, представляющему для нас трагическое отсутствие любви в человеческом сердце (см. 1 Ин. 3, 12), остается примером внутренней прямоты, веры, приводящей к правде; вот почему он и по смерти говорит еще (Евр. 11, 4).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
182.88 кб

Каин и Авель: мифологика конфликта

Пикалов Дмитрий Владимирович
Цель. Вот уже более десяти лет сферой научных интересов автора статьи являются мировоззренческие установки кочевых народов Евразии. По данной проблематике были опубликованы 2 монографии и более полусотни научных статей.
Читать PDF
9.53 мб

"ВЛ. СОЛОВЬЕВ И ЛЕРМОНТОВ – РОДНЫЕ БРАТЬЯ, АВЕЛЬ И КАИН РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" (СТАТЬЯ ПЕРВАЯ)

Милевская Наталия Ивановна
Введение. В статьях (первой и второй) рассматривается рецепция личности и творчества Лермонтова литературной критикой русских религиозных философов, преимущественно В. С. Соловьевым.

Похожие термины:

  • Авель-Мехола и Авелмехола

    город, где родился пророк Елисей, расположен в колене Иссахаровом, по Евсевию, на 15 км южнее Бел-Сана (3 Книга Цар. 19:16; 4:12). Близ этой местности Гедеон разбил мадианитян (Суд. 7:22).
  • ЕНУКИДЗЕ Авель Сафронович

    (1877—1937) партийный и государственный деятель. В 1917 г. член исполкома Петросовета. С июля 1918 г. член и секретарь Президиума ВЦИК. В 1923—1935 гг. член и секретарь Президиума ЦИК СССР. Репрессирован.
  • Авель или Хавель

    евр. «дуновение») [1] второй сын Адама и Евы, был пастырем овец. Авель принес Богу жертву от своего стада; Каин же принес от плодов земли. Бог принял с благоволением жертву Авеля, а жертву Каина отверг.
  • Каин и Авель

    в Библии сыновья первой человеческой пары - Адама и Евы. Каин - земледелец и Авель - пастух совершили каждый приношение Богу. Он призрел дары Авеля и пренебрег жертвами Каина. Обиженный Каин восстал
  • Казаченков, Авель Николаевич

    (1950 г. р.) — выпускник факультета физического воспитания Московского областного педагогического института. Мастер спорта международного класса (дзюдо). Чемпион Европы (1976), многократный чемпион СС
  • Авель-Керамим

    равнина виноградников) (Суд 11.33)-аммонитский город за Иорданом, славившийся своими виноградниками.
  • Авель-Мицраим

    равнина египтян); см. «Горен-гаатад».
  • Авель Васильев

    (до пострижения крестьянин Василий Васильев, в рясофоре Адам)— монах, род. в 1757 г. в деревне Акулове Московской губернии, умер в Спасо-Евфимьевом монастыре в 1841 г. Мистик и предсказатель, с которым в