АВГУСТИН Аврелий

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

АВГУСТИН Аврелий
в 354 в Тагасте — 28.07.430 в Гиппоне, Нумидия) — сын языч. городск. магистрата и христианки Моники. Юношей А. изучал риторику. Знакомство с «Гортензием» Цицерона привело его к занятиям философией. В теч. мн. лет явл. сторонником манихейства, затем на короткий период отдал предпочт. скептикам, позднее исповед. неоплатонизм. Глубокое влияние, оказан. на А. епископом Амвросием, в учении к-рого слились христианство и неоплатонизм, побудило его в Милане к принятию христианства (387). Он начинает вести аскетич. жизнь. В 395 А. стал епископом в Гиппоне, недалеко от Карфагена. Из его много-числ. произв., затрагивавших все сферы богословия, наиболее известны «Исповедь» в 13 кн.; напис. в 397 — 401 авто-биографич. труд, в к-ром А. глубоко и беспристр. оценивает собств. жизн. путь, и «О граде божьем» в 22 кн., посвящен. событиям, связанным с завоев. Рима Аларихом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АВГУСТИН, АВРЕЛИЙ

•Augustinus, Aurelius,


родился в 354 г. в Тагасте, сын патриция и благочестивой Моники, получил образование в Мадавре и Карфагене, сначала был учителем риторики в Африке, затем в Риме и Милане. Усвоив основательнейшим образом христианское вероучение под руководством Амвросия, он сделался в 392 г. пресвитером, в 395 г. епископом в Гиппоне и умер в 430 г. Богословских сочинений его, между ними самое известное de civitate Dei в 22 томах здесь не рассматриваем, а укажем на труд его Septem artes liberales, которому он сначала, по образцу Варрона, дал заглавие "disciplinarum libri". До нас дошло только Sex libri de musica, часть риторики (у Halm rhet. Lat. p. 137-151), диалектика (изд. Crecelius, 1857) и извлечение из книги de grammatica (изд. Weber, 1861 и Keil gramm. lat. V. p. 494), кроме того, подробные, но вместе с тем - propter simplicitatem fratrum breviter instruendam - изложенные без всякой связи и последовательности regulæ в издании полного собрания его сочинений (с 1506 г.) и у Кеil´я т. ж., стр. 496-424.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Августин Аврелий
   • Augustinus, Aurelius,

         родился в 354 г. в Тагасте, сын патриция и благочестивой Моники, получил образование в Мадавре и Карфагене, сначала был учителем риторики в Африке, затем в Риме и Милане. Усвоив основательнейшим образом христианское вероучение под руководством Амвросия, он сделался в 392 г. пресвитером, в 395 г. епископом в Гиппоне и умер в 430 г. Богословских сочинений его, между ними самое известное de civitate Dei в 22 томах здесь не рассматриваем, а укажем на труд его Septem artes liberales, которому он сначала, по образцу Варрона, дал заглавие «disciplinarum libri». До нас дошло только Sex libri de musica, часть риторики (у Halm rhet. Lat. p. 137-151), диалектика (изд. Crecelius, 1857) и извлечение из книги de grammatica (изд. Weber, 1861 и Keil gramm. lat. V. p. 494), кроме того, подробные, но вместе с тем — propter simplicitatem fratrum breviter instruendam — изложенные без всякой связи и последовательности regul? в издании полного собрания его сочинений (с 1506 г.) и у Кеil´я т. ж., стр. 496-424.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Августин Аврелий
(род. в 354 в Тагасте, ум. 28. 08. 430 в Гиппоне, Нумидия); сын языч. городского магистрата и христианки Моники. Юношей А. изучал риторику. Знакомство с «Гортензием» Цицерона привело его к занятиям философией. В течение мн. лет являлся сторонником манихейства, затем на короткий период отдал предпочтение скептикам, позднее исповедовал неоплатонизм. Глубокое влияние, оказанное на А. епископом Амвросием, в учении которого слились христианство и неоплатонизм, побудило его в Милане к принятию христианства (387). Он начинает вести аскетич. жизнь. В 395 А. стал епископом в Гиппоне, недалеко от Карфагена. Из его многочисл. лит. произведений, затрагивавших все сферы богословия, наиболее известны «Исповедь» (Соnfessiones) в 13 книгах; написанный в 397 — 401 автобиотрафич. труд, в котором А. глубоко и беспристрастно оценивает собств. жизн. путь, и «О граде божьем» (De civitate Dei) в 22 книгах, посвящ. событиям, связанным с завоеванием Рима Аларихом. В этом произведении А. полемизирует с язычниками, обвиняющими христианство в отказе почитать др. богов, в разрушении античного мира. Он выдвинул новую христианскую историч. концепцию, которая оказала на Ср.-век. зап. историографию огромное влияние, особенно разработкой теории этапов мирового развития через шесть возрастов. Связанные с богословскими и аскетич. принципами А. политич. и социальные идеи, содержащиеся в этом труде, сохранили свою силу на протяжении длительного времени. Наряду с экзегетич. и душеспасительными произведениями, проповедями, письмами и стихотворениями заслуживают внимания сочинения А., направл. против манихеев, Пелагия (проблема первородного греха) и донатистов. Последних А. сначала мягко увещевал, но т. к. этим ничего не добился, то все более ужесточал меры воздействия. Взяв на вооружение библейские слова из Луки (14, 23) «Cogite intraге», склонил духовенство и светские власти к принятию суровых мер. А. был широко образованным человеком своего времени и блестящим стилистом. Ему удалось синтезировать все духовные системы своего времени — как античные, так и христианские — в одну универсальную систему, влияние которой на современников А. и последующие поколения трудно переоценить. Благодаря разработке учения о греховности, прощении и спасении (проблемы святости и проблемы зла) в связи с покаянием церкви теология А. оказала сильное влияние на средние века, в т. ч. на реформаторские идеи Мартина Лютера.

Источник: Словарь античности. 1989

Августин, Аврелий
лат. Augustinus)
(354 - 430 н.э.)
   латиноязычный христианский писатель, выходец из Нумидии (Сев. Африка). Изучал риторику, впоследствии преподавал ее в Карфагене, Риме и Милане. Назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Наиболее известны его произведения «О христианской доктрине», «О граде Божьем» и «Исповедь». Учение А. стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.
   Творения Блаженного Августина. Киев, 1901-1912; Герье В. Блаженный Августин. М., 1910; Баскин М. Августин как теоретик католицизма // Тр. Московского ин-та истории, философии и лит. 1937. Т.1; Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 85-94.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(354-430)
   Епископ в Гиппоне, недалеко от Карфагена (Северная Африка), один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви. Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд "Исповедь", положивший начало исповедальному жанру.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   рим. писатель и теолог, крупнейший представитель раннехрист. философии. Происх. из Сев. Африки. Учился в ритор, школах Мадавра и Карфагена. В Карфагене основал свою собств. школу, в к-рой преподавал ок. 10 лет. В 384 переехал в Рим, где изучал философию. В том же году А. возглавил придвор. школу риторики в Медиолане (Милан). В 387 принял крещение и через год возвратился в Тагаст (Сев. Африка). В 396 избирается епископом Гиппона. К этому периоду относятся наиболее знач. соч. А.: «Исповедь» и «О Граде Божием».
   Для филос. взглядов А. характерна последовательная эволюция от антич. миросозерцания в сторону ортодокс, христианства. Критика эпикуреизма с позиций стоиков сменяется у А. критикой стоицизма с позиций неоплатоников и христ. критикой неоплатонизма. Концепция А. предполагает всестороннее оправдание веры разумом («Верю, чтобы понимать»). Бол. место у А. занимает объяснение разумного пути к вере в результате духовного развития личности. А. придает огромное знач. самопознанию: «Исповедь» (автобиогр.) А. раскрывает подсознательное бездны личностного становления, тонко рисует психол. свойства челов. разума. Божественная истина недоступна челов. уму, ограниченность к-рого делает веру необходимой. Только Бог обладает свойствами субстанционального и совершенного бытия и наивысшего блага. Изменяемые предметы 16 располагаются между небытием (зло) и бытием (добро). Время у А. имеет причинное начало, т. к. сотворено Богом вместе с миром. А. считал, что не существует прошлого и будущего, есть лишь настоящее, по-разному отражаемое в челов. разуме. А. разделял субъективное (протяжение) и объективное (соотношение вещей) понятие времени. Бог творит мир не произвольно, а сообразуясь с разумом и благом, но поскольку он создал его из ничего, совершенство мира наталкивается на ограниченность челов. восприятия. Признавая божественное предопределение, А. считал свободой возможность выбрать наилучшее. Особое вним. А. уделял проблеме ист. развития общ-ва. В соч. «О Граде Божием» он описывает 2 вида челов. общности: «град земной», в к-ром люди забывают о Боге, и «Град Божий», осн. на самозабвенной любви к Богу. А. первым ввел понятие ист. процесса, дал последовательное изложение духовной истории человечества. Канонизирован христ. церковью как А. Блаженный.
   Соч.: Творения... Киев, 1901 - 1915. Ч. 1 - 7; Исповедь. М., 1991 (тоже - 1992).
   Лит.: Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984; Уколова В. И. Философия истории Аврелия Августина М., 1986; 75, 230 - 405.
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
646.57 кб

Риторика веры Аврелия Августина

Дьяченко Ольга Николаевна
Анализируется применение Аврелием Августином средств римской риторики для объяснения истин доктринального характера.
Читать PDF
116.63 кб

Аврелий Августин о мести и возмездии

Пилецкий Сергей Григорьевич
Данная статья посвящена древнейшей и актуальнейшей во все времена проблеме — проблеме возмездия. Она в концентрированном виде затрагивает, по сути, все глубинные аспекты человеческого существования и человеческого общежития.
Читать PDF
507.76 кб

«Homo Interior» Августина Аврелия (Блаженного)

Гагарин А.С.
Читать PDF
87.25 кб

Понятие духа в миросозерцании Аврелия Августина

Печурчик Юзеф Юрьевич
Автор рассматривает вклад Августина в формирование новых интеллектуальных традиций, связанных с развитием эмпиризма и рационализма.
Читать PDF
8.77 мб

«Есть» в онтологии Парменида и Августина Аврелия

Варова Н.Л., Кузнецов И.С.
В статье проведено сопоставление онтологии Парме-нида и Августина Аврелия. Установлено сходство логики рассуждения Парменида о бытии и Августина о времени. Сделаны парадоксальные выводы, вытекающие из их онтологических концепций.
Читать PDF
340.62 кб

Время и история на исходе империи: аврелий Августин

Уколова Виктория Ивановна
IV–V вв. были временем, когда западная часть Римской империи неуклонно шла к гибели. Освященные вековыми традициями политические и социальные структуры рушились, несмотря на отдельные попытки их стабилизации.
Читать PDF
307.53 кб

О предметности диалектики в трудах Аврелия Августина

Тащиан Андрей Артемович
Концепция диалектики у Августина сочетает три античных традиции: аристотелевскую, стоическую и (нео)платоническую.
Читать PDF
420.89 кб

Ритмика конечного духа в метафизике Аврелия Августина

Тащиан А.А.
Наиболее известный пласт ритмической концепции Августина - «ритмы души», осуществляющие метафизический принцип восхождения от телесного к бестелесному.
Читать PDF
276.78 кб

Аврелий Августин и Вячеслав Иванов: идея «Двух градов»

Сычева Светлана Георгиевна
Показана преемственность идей сквозь полтора тысячелетия. Аврелий Августин выдвинул идею «двух градов»: «града земного» и «града небесного». К этой идее он шел большую часть своей жизни.
Читать PDF
773.56 кб

Концепция лингвистического символизма Аврелия Августина

Дьяченко О.Н.
В представленной статье раскрывается сущность концепции лингвистического символизма Аврелия Августина.
Читать PDF
147.39 кб

Метафизика образования духа в философии Аврелия Августина

Тащиан А. А.
Августиновская концепция образования духа, осуществляемого посредством«свободных наук» или «искусств», должна быть охарактеризована как «кость от кости» античной метафизической традиции.
Читать PDF
167.96 кб

Античная диалектика в вероучительной речи Аврелия Августина

Дьяченко О. Н.
В статье рассматривается применение Аврелием Августином античной диалектики для обоснования и объяснения христианской веры в период распространения христианства в римо-латинском мире.
Читать PDF
115.57 кб

Антропология Августина Аврелия в De cura pro mortuis gerenda

Лапшин Иван Евгеньевич, Усатов Александр Николаевич
Статья представляет собор краткий обзор содержания трактата «О почитании усопших» Августина Аврелия, посвященного вопросу христианского отношения к умершим, и анализирует трактат с точки зрения христианской философской антропологи
Читать PDF
183.60 кб

Проблемы предикации в теологии Августина Аврелия и Северина Боэция

Абилкаламова Алина Булатовна
Для решения проблем теологической предикации Августин Аврелий и Северин Боэций осуществляют модификацию системы аристотелевских категорий.
Читать PDF
726.88 кб

Numerus как «Имперский» концепт в метафизике ритма Аврелия Августина

Тащиан А. А.
В статье обращается внимание на уникальность латиноязычного концепта numerus'а как рефлексии действительности античного духа, вступившего в свой имперский период.

Похожие термины:

  • Августин Блаженный, Аврелий

    354- 430 гг.) - христианский мыслитель и церковный деятель. Родился в нумидийском городе Тагаст (Северная Африка). Закончил местную риторскую школу и преподавал риторику в Тагасте, Карфагене и Медиолан