АВГУСТИН Аврелий
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
•Augustinus, Aurelius,
родился в 354 г. в Тагасте, сын патриция и благочестивой Моники, получил образование в Мадавре и Карфагене, сначала был учителем риторики в Африке, затем в Риме и Милане. Усвоив основательнейшим образом христианское вероучение под руководством Амвросия, он сделался в 392 г. пресвитером, в 395 г. епископом в Гиппоне и умер в 430 г. Богословских сочинений его, между ними самое известное de civitate Dei в 22 томах здесь не рассматриваем, а укажем на труд его Septem artes liberales, которому он сначала, по образцу Варрона, дал заглавие "disciplinarum libri". До нас дошло только Sex libri de musica, часть риторики (у Halm rhet. Lat. p. 137-151), диалектика (изд. Crecelius, 1857) и извлечение из книги de grammatica (изд. Weber, 1861 и Keil gramm. lat. V. p. 494), кроме того, подробные, но вместе с тем - propter simplicitatem fratrum breviter instruendam - изложенные без всякой связи и последовательности regulæ в издании полного собрания его сочинений (с 1506 г.) и у Кеil´я т. ж., стр. 496-424.
Источник: Словарь античности. 1989
(354 - 430 н.э.)
латиноязычный христианский писатель, выходец из Нумидии (Сев. Африка). Изучал риторику, впоследствии преподавал ее в Карфагене, Риме и Милане. Назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Наиболее известны его произведения «О христианской доктрине», «О граде Божьем» и «Исповедь». Учение А. стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.
Творения Блаженного Августина. Киев, 1901-1912; Герье В. Блаженный Августин. М., 1910; Баскин М. Августин как теоретик католицизма // Тр. Московского ин-та истории, философии и лит. 1937. Т.1; Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 85-94.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(354-430)
Епископ в Гиппоне, недалеко от Карфагена (Северная Африка), один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви. Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд "Исповедь", положивший начало исповедальному жанру.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
рим. писатель и теолог, крупнейший представитель раннехрист. философии. Происх. из Сев. Африки. Учился в ритор, школах Мадавра и Карфагена. В Карфагене основал свою собств. школу, в к-рой преподавал ок. 10 лет. В 384 переехал в Рим, где изучал философию. В том же году А. возглавил придвор. школу риторики в Медиолане (Милан). В 387 принял крещение и через год возвратился в Тагаст (Сев. Африка). В 396 избирается епископом Гиппона. К этому периоду относятся наиболее знач. соч. А.: «Исповедь» и «О Граде Божием».
Для филос. взглядов А. характерна последовательная эволюция от антич. миросозерцания в сторону ортодокс, христианства. Критика эпикуреизма с позиций стоиков сменяется у А. критикой стоицизма с позиций неоплатоников и христ. критикой неоплатонизма. Концепция А. предполагает всестороннее оправдание веры разумом («Верю, чтобы понимать»). Бол. место у А. занимает объяснение разумного пути к вере в результате духовного развития личности. А. придает огромное знач. самопознанию: «Исповедь» (автобиогр.) А. раскрывает подсознательное бездны личностного становления, тонко рисует психол. свойства челов. разума. Божественная истина недоступна челов. уму, ограниченность к-рого делает веру необходимой. Только Бог обладает свойствами субстанционального и совершенного бытия и наивысшего блага. Изменяемые предметы 16 располагаются между небытием (зло) и бытием (добро). Время у А. имеет причинное начало, т. к. сотворено Богом вместе с миром. А. считал, что не существует прошлого и будущего, есть лишь настоящее, по-разному отражаемое в челов. разуме. А. разделял субъективное (протяжение) и объективное (соотношение вещей) понятие времени. Бог творит мир не произвольно, а сообразуясь с разумом и благом, но поскольку он создал его из ничего, совершенство мира наталкивается на ограниченность челов. восприятия. Признавая божественное предопределение, А. считал свободой возможность выбрать наилучшее. Особое вним. А. уделял проблеме ист. развития общ-ва. В соч. «О Граде Божием» он описывает 2 вида челов. общности: «град земной», в к-ром люди забывают о Боге, и «Град Божий», осн. на самозабвенной любви к Богу. А. первым ввел понятие ист. процесса, дал последовательное изложение духовной истории человечества. Канонизирован христ. церковью как А. Блаженный.
Соч.: Творения... Киев, 1901 - 1915. Ч. 1 - 7; Исповедь. М., 1991 (тоже - 1992).
Лит.: Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984; Уколова В. И. Философия истории Аврелия Августина М., 1986; 75, 230 - 405.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)