АВЛОС
Авлос
греч. aulos - дудка, трубочка)
греческий музыкальный духовой инструмент с резким звуком, подобный кларнету. Использовался при постановках античных трагедий и при исполнении военной музыки. Римляне заимствовали этот инструмент, дав ему название «тибий».
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
греческий музыкальный духовой инструмент с резким звуком, подобный кларнету. Использовался при постановках античных трагедий и при исполнении военной музыки. Римляне заимствовали этот инструмент, дав ему название «тибий».
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
АВЛОС
род свирели с двойным язычком, с острым и резким звуком; наиболее распростр. духовой инструмент Передней Азии и Греции в древности. Судя по сохранивш. изображ., исполнитель обычно играл одноврем. на двух А. (или двойном А.). Игра на авлосе занимала большое место в муз. оформлении антич. трагедии, сопровождая пение, танцы и пантомиму хора; применялась также при жертво-принош. Спартанцы пользов. авлосом и как воен. муз. инструментом. Сольное пение в сопровожд. игры на А. назыв. авлодией, самостоят. игра на А. — авлетикой. Др. Рим унаследовал А., дав ему назв. — тибия.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Авлос
(греч. трубки), наиболее распростран. в греч. античности музыкальный инструмент, сравнимый скорее со свирелью или гобоем, чем с флейтой, как считали ранее. Исполнитель играл обычно одновременно на двух А. или двойном А. Последний состоял из двух цилиндрич. или слегка конич. Трубок (bombyx) и насадки (holmos) с двойным язычком. На верхней стороне инструмента располагались четыре клапана, пятое отверствие находилось внизу. Происхождение А., берущего свое начало с Ближнего Востока, связывали с именем мифич. фригийского музыканта и певца Олимпа. В Греции А. нашел распространение в оргиастич. музыке культа Диониса. А. обладал острым и резким звуком. Разновидностями А. являются мон-А. (поперечный А.) и плаги-А. (продольный А.). Сольное пение в сопровождении игры на А. называлось авлодией, самостоятельная игра на А. — авлетикой.
рис. Силены, выжимающие виноградный сок под звуки авлоса (по афинской чернофигурной амфоре мастера Амасиса. ок 530 до н. э.)
рис. Силены, выжимающие виноградный сок под звуки авлоса (по афинской чернофигурной амфоре мастера Амасиса. ок 530 до н. э.)
Источник: Словарь античности. 1989