АВРААМИЙ
Авраамий
Палицын (?-1626), до принятия монашества Аверкий Палицын. Род. в дворян. семье. Келарь Троицко-Сергиевской лавры, руководитель ее обороны от поляков. В 1619 вернулся в Соловецкий монастырь, где и умер. Автор “Сказания об осаде Троицко-Сергиева монастыря от поляков”.
Авраамий
Епископ Суздальский, хиротонисанный в 1431 году, был со Всероссийским Митрополитом Исидором на Соборе в Ферраре и Флоренции в 1437 и 1438 годах. Из путешественных его записок дошло до нас Описание лицепредставления Благовещания Богородицы, виденного им во Флоренции. Оно напечатано в 17 части Древней Российской Вивлиофики, изд. 2-е.
Авраамий
— расколоучитель второй половины XVII в.; был иеромонах Лысковского монастыря. Возмущенный никоновскими исправлениями, он приехал в Москву и подал царю Алексею Михайловичу "жалобные писания" на патриарха, сошелся с прот. Аввакумом и стал его "духовным сыном". На соборе 1666 г. А. покаялся и был водворен в Тр.-Сер. лавре; но вскоре одумался и начал переписку с Аввакумом. В 1670 он подал царю новую челобитную на новшества, за что ему был учинен допрос, а митр. Павел Крутицкий избил его. За упорство был расстрижен и сослан. За дальнейшую пропаганду своих воззрений сожжен в срубе. Сочинения А. изданы пр. Субботиным в VII томе "Материалов для истории раскола".
{Брокгауз}
Авраамий
до пострижения Алексей Иванович Венгерский) (ок. 1635 - после 1702) инок, один из рук. раннего урало-сибирского старообрядчества, писатель, владелец библ. Его отец - тобольский сын боярский, в нач. 1630-х исполнял обязанности приказчика Ницинской слободы. В 1650-х А. сам был поверстан в тобольские дети боярские, ок. 1658 постригся в монахи Троицкого Кондинского мон. Здесь он сблизился со строителем Иваном Кондинским. В конце 1667 - нач. 1668 А. появился в Тобольске, вступил в "спор о вере" с властями, за что его сослали в Туруханский Троицкий мон. Вскоре после возвращения он вместе с Иваном Кондинским перебрался в Троицкую пустынь на р. Исети, к-рая стала одним из ц. местного раскола. В 1682 А. вместе с Иваном Кондинским стал орг-тором протеста в Утяцкой слободе Тобольского у. Был соавтором "сказки", излагавшей причины нежелания протестующих приносить присягу новым государям Ивану и Петру Алексеевичам. После Утяцкой "гари" скрывался на р. Ирюме в Тюменском у., ок. 1686-87 перебрался на о-ва в Бахметских болотах за Дальними Кармаками. В янв. 1702 скиты А. на болотах были разгромлены. Сам А. арестован. Вместе с конфискованной библ. из 22 рукописных и старопечатных книг его доставили в Тюмень, затем в Тобольский архиерейский дом, откуда он вскоре бежал, вернулся на Ирюм, в свою старую пустынь, где и умер. После смерти тело А. было по его завещанию перенесено на Дальние Кармаки и похоронено на о-ве рядом с могилой Ивана Кондинского. Перу А. принадлежат соч. о природе антихриста и возможности самосожжения. Лит.: Шашков А.Т. Авраамиев остров // Уральский следопыт, 1988. № 5; Он же. Авраамий Венгерский // Труды Отдела древнерусской литературы Ин-та русской литературы (Пушкинского Дома) АН СССР. Л., 1990. Т.44; Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья / Сост. В.И.Байдин., А.Т.Шашков. Свердловск, 1991. Т.1. Вып. 1, 2. Шашков А.Т.