АВРААМОВ Арсений Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Авраамов, Арсений Михайлович

род. 10 (22) апр. 1886 на хуторе Малый Несветай Донской обл., ум. 19 мая 1944 в Москве. Муз. теоретик, фольклорист и композитор. В 1908—1911 учился в Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва у И. Н. Протопопова и А. Н. Корещенко (теория музыки), в изучении строгого стиля пользовался советами С. И. Танеева. В 1917—1918. правительственный комиссар иск-в Наркомпроса РСФСР. Участвовал в организации Пролеткульта (возглавлял его муз. и худож.-этнографич. отделы). В 1918—1926 собирал материалы для акустич. изучения муз. ладов народов России и Востока. В 1920—1921 преподаватель теоретич. предметов по собств. 48-тоновой системе в Ростовской-на-Дону конс. С 1923 работал в Дагестане, с 1926 в Москве. Действ. член ГАХНа. Защитил диссертацию "Универсальная система тонов" (UTS). В 1927 демонстрировал свою систему на Международной выставке во Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Берлине (распространения система не получила). В 1929—1934 участник оформления первых звуковых фильмов. В 1932—1933 зав. лабораторией "рисованного звука" Научно-исслед. ин-та кинематографии (разрабатывал изобретенный им способ графической записи звука на пленку путем заснятия всевозможных вычерченных геометрических фигур и преобразования их в звуковые). В 1934 читал в Моск. конс. факультативный курс "История и теория тоносистем". В 1935—1941 собирал и изучал в Кабардино-Балкарии муз. фольклор народов Северного Кавказа (записал более 300 кабардинских народных песен, танц. мелодий и др.), написал на его основе муз. произведения. Участвовал в деятельности Кабардинского нац. т-ра в Нальчике, в организации нац. ансамбля песни и пляски. В 1941—1943 худож. рук. нар. хора, основанного П. Г. Ярковым. Автор статей, посв. вопросам муз. акустики, звукоизвлечения, усовершенствования муз. инструментария, муз.-теоретич. проблемам, мн. рецензий.


Соч.: для оpк. — Кабардинские танцы (1936), 2 фантазии на кабардинские темы (1940), увертюра Аул Батыр (1940); для дух. орк. — Марш на кабардинские темы (1936); для инстр. ансамбля-пьесы на кабардинские темы — фантазия Удж, Жанкидеш и др.; хоровые произв. для кабардинского нар. хора; театр. музыка, обр. рус. нар. песен и др.






Авраамов, Арсений Михайлович


Род. в 1886, ум. 1944; музыкальный теоретик, фольклорист. В 1917—1918 гг. комиссар искусств Наркомпроса РСФСР, стоял у истоков Пролеткульта (глава музыкального и художественно-этнографического отделения). В 1935—1941 гг. работал в Нальчике с целью развития музыкальной культуры Кабардино-Балкарии. Композитор, автор оркестровых и хоровых сочинений, музыкант-экспериментатор (создатель "Симфонии гудков", 1922, воспроизводимой с помощью фабричных гудков). Изобрел графическую запись музыки на пленку.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АВРААМОВ Арсений Михайлович
1886–1944) — музыкальный теоретик, композитор, изобретатель, фольклорист. В 1908–1911 гг. учился в музыкальном училище Московского филармонического общества. Сразу после революции стал комиссаром искусств в Наркомпросе. Был одним из организаторов Пролеткульта. А. считал, что при надлежащем образовании народа неминуем расцвет пролетарской культуры. Всячески содействуя этому, он организовывал концерты, выступал с лекциями для рабочих. В 1920-е гг. руководил музыкально-хоровой самодеятельностью в Баку, а также собирал материалы для изучения ладового строения народной музыки. В 1935–1941 гг. жил в Нальчике. Внес большой вклад в развитие музыкальной культуры Кабардино-Балкарии, в частности работал с исполнителями первого национального хора. За это время собрал и обработал множество песен народов Северного Кавказа, на основе которых написал симфонические произведения «Кабардинские танцы», увертюру «Аул Батыр» и др. Оставил также теоретические исследования по этномузыкознанию. В 1941–1944 гг. руководил русским народным хором, созданным П. Ярковым. А. — одна из ярких, колоритных фигур русского авангарда 1920-х гг. Его прозвище, Реварсавр (Революционный Арсений Авраамов), действительно отражало сущность этой натуры, жаждущей ниспровергать, экспериментировать, революционно преображать все вокруг. Преисполненный оригинальных, парадоксальных, авантюрных идей и замыслов, он чувствовал себя пророком новой эры. А. хотел отменить темперированный строй и создать новую, универсальную 48-тоновую систему. И.С. Бах представлялся ему несовременным, а рояль — символ равномерной темперации, — с его точки зрения, подлежал уничтожению (в 20- е гг. Реварсавр подал Луначарскому проект сожжения всех роялей в стране). Идеи ультрахроматизма вписывались в футуристическую концепцию нового мирослышания, раскрепощения звука. Многие ранние авангардисты занимались обновлением традиционной темперированной системы (это, например, четвертьтоновое фортепиано и ультрахроматический орган Л. Сабанеева, политемперационный орган И. Вышнеградского). Наряду с эмансипацией звука происходили и поиски новой сонорности. Появляются электроакустический терменвокс, инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие французские «волны Мартено» или «Croix sonore». В этот ряд вписывается и изобретенный А. смычковый полихорд с большим спектром возможностей. А. приветствовал технизацию и связывал с ней будущее музыкального искусства. Он считается одним из изобретателей метода рисованного звука. Напервом электронном синтезаторе, созданном Е.А. Шолпо, графическое изображение переводилось в звук. Описывая эти опыты в статье «Синтетическая музыка», А. стремился показать огромный потенциал электронной музыки. Самым грандиозным проектом А. стала «Симфония гудков», которая предназначалась для торжественного оформления революционных праздников. К сиренам заводских гудков присоединялись сирены кораблей, авиация, пулеметы и артиллерийская батарея. (М. К.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010