АВТОКЕФАЛИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

АВТОКЕФАЛИЯ
греч. autos - сам + kephale - голова) - независимая, самоуправляющаяся (церковь).

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Автокефалия
(греч. самовозглавление) – полная административная независимость национальной (поместной) Церкви. Приверженность православия автокефальному принципу церковного устроения отражает его глубоко жизненную связь с культурноисторическим бытием различных народов. Право на А. признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению. Начало А. РПЦ было положено в 1448 избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) независимо от Константинопольской Патриархии. Учреждение в России патриаршества (1589) утвердило самостоятельность РПЦ. В настоящее время насчитывается 15 автокефальных Церквей: Константинопольская, Александрийская (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чехословацкая, Польская, Американская.

Источник: Краткий православный словарь.

АВТОKЕФАЛИЯ
(греч. «самовозглавление») – полная административная независимость национальной (Поместной) Церкви. Приверженность Православия автокефальному принципу церковного устроения отражает его глубоко жизненную связь с культурно-историческим бытием различных народов. Право на автокефалию признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению.
Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448 г. избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) независимо от Kонстантинопольской патриархии. Учреждение в России патриаршества (1589 г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви. В настоящее время насчитывается 15 Автокефальных, или Поместных, Церквей: Kонстантинопольская, Александрийская (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия и Ливан), Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Kипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении.
Во главе управления Автокефальной Церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Автокефалия
от греч. ????? — сам, ?????? — голова) — принцип самоуправления поместных Православных Церквей, как правило, соответствующий нац. критерию и обусловленный независимым полит. устройством отдельных стран. Принцип А. регулирует также институциональные отношения между поместными Правосл. Церквями.
Принцип А. законодательным путем был введен имп. Юстинианом I и положен в основу т.н. пентархии (от греч. ????? — пять, ???? —начало), т.е. модели коллегиального церк. управления, осуществлявшегося через согласие пяти главных патриархатов древней Церкви — Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского (с 1589 Римский патриархат, не упоминавшийся в Константинопольских диптихах после 1054, был заменен Московским патриархатом, приравненным к древним по чести и получившим при этом 5-е место). Пользуясь абсолютной самостоятельностью в делах внутр. управления, они должны были состоять в церк. общении друг с другом, а епархии, входящие в их юрисдикцию, обязаны были пребывать с ними в согласии; это должно было обеспечить единство Церкви. Основываясь на концепции пентархии, греч. церк. традиция до наст. времени различает статус пяти главных патриархатов правосл. мира (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и приравненного к ним Московского) и др. автокефальных Церквей. Среди главных патриархатов Константинопольский обладает первенством чести как первый среди равных.
С сер. V в. в истории Византийской Церкви зафиксировано существование автокефальных архиепископий, независимых от местных митрополитов и непосредственно подчинявшихся патриарху. В дальнейшем статус А. стал предоставляться и поместным Церквям; первой А. была предоставлена Церкви Кипра на I Эфесском соборе.
Значение термина А. в истории Правосл. Церквей менялось. Если первоначально независимость отд. Церквей основывалась на территориальном признаке, то в дальнейшем ее критерием стал признак этнический. Особое развитие А. получила в XIX–XX вв. среди Правосл. Церквей Балканского п-ова, Центр. и Вост. Европы, находившихся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Современные А. возникли под непосредственным влиянием полит. истории стран этих регионов: за завоеванием нац. независимости следовало провозглашение А. соответствующей нац. Церкви. Легитимность А. достигалась предоставлением этой Церкви особого томоса (патриаршего акта о ее канон. признании) со стороны Константинопольского патриархата. В ходе ист. процессов различные поместные Церкви то приобретали, то утрачивали А.: напр., Константинопольский патриархат предоставлял А. Болгарской Правосл. Церкви в 932, 1234 и 1946, Сербской Правосл. Церкви — в 1218 и 1879. А. Русской Церкви, установленная de facto после самостоятельного поставления рус. епископами митр. Ионы в 1448, не была формально признана Константинопольскими патриархами; только после возведения в патриаршее достоинство рус. митр. Иова в 1589 Константинопольским патр. Иеремией II А. Русской Церкви вместе с ее патриаршим возглавлением была утверждена на Константинопольском соборе 1593. Константинополь также предоставил А. Элладской Правосл. Церкви (1850), Румынской Правосл. Церкви (1895), Польской Правосл. Церкви (1924) и Албанской Правосл. Церкви (1937). С возникновением новых А. система пентархии в сер. XIX была окончательно подорвана, но не упразднена. Последним формальным деянием этой системы стал Константинопольский собор 1872, на котором был осужден филетизм — использование этнического признака в качестве основания для распространения юрисдикции поместных Правосл. Церквей. Попыткой согласовать древний принцип пентархии и реальное положение поместных Правосл. Церквей в XX в. явился созыв Всеправославных совещаний как органа прямого представительства всех автокефальных Церквей.
Сохраняя единство в вере, общение в таинствах и согласие в канон. установлениях, автокефальные Церкви обладают правом полной автономии внутр. управления согласно собственному уставу и церковно-адм. предписаниям: каждая автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти и управляется синодом, во главе которого стоит патриарх, архиепископ или митрополит; она пользуется самостоятельностью в адм. и судебной сфере, канонизирует новых святых, составляет собственные чинопоследования и т.д.
Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литург. служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии. Все автокефальные Церкви равноправны, однако в диптихах они занимают разные места, согласно почетным привилегиям одной Церкви перед другой. В диптихах Константинопольской Церкви существующие 14 автокефальных Церквей располагаются по чести в следующем порядке: Константинопольский патриархат, Александрийский патриархат, Антиохийский патриархат, Иерусалимский патриархат, Московский патриархат, Сербская Правосл. Церковь, Румынская Правосл. Церковь, Болгарская Правосл. Церковь, Грузинская Правосл. Церковь, Кипрская Правосл. Церковь, Элладская Правосл. Церковь, Албанская Правосл. Церковь, Польская Правосл. Церковь, Правосл. Церковь Чешских земель и Словакии. Диптихи Русской Правосл. Церкви упоминают также Правосл. Церковь в Америке, а место Грузинской Правосл. Церкви определяют после Московского патриархата. Эти различия свидетельствуют о проблеме А. в совр. правосл. мире, поскольку Константинопольский патриархат, основываясь на церковно-правовых установлениях, подтверждающих его право на исключительную юрисдикцию над правосл. диаспорой, также считает предоставление А. исключительно своей прерогативой. В связи с этим Константинопольский патриархат не признает законность А., предоставленных др. поместными Правосл. Церквями, напр., томос об А., дарованный Русской Правосл. Церковью Правосл. Церкви в Америке в 1970.
Статусом, близким к А., но означающим определенные ограничения самостоятельности поместной Церкви, является автономия. Предстоятели автономных Церквей, в отличие от предстоятелей автокефальных Церквей, не избираются епископами данной Церкви, а назначаются главой Церкви-матери. Устав автономной Церкви утверждается Церковью-матерью, а глава автономной Церкви подсуден высшей судебной власти Церкви-матери. В наст. время существуют 4 автономных Церкви — Синайская, архиепископ которой рукополагается Иерусалимским патриархом, Финляндская Правосл. Церковь, Церковью-матерью которой является Константинопольский патриархат, а также Японская и Китайская Правосл. Церкви в юрисдикции Московского патриархата.
Лит-ра: Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право. СПб., 1897, с. 307–325; Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902, с. 279–282; Die Autokephalieproblematik in der neueren orthodoxen Theologie // Ostkirchliche Studien 30 (1981), 216–302; Papandreou D. Die orthodoxe Diaspora: Kriterien und VorschlКge fЯr eine notwendige Neuordnung // Una Sancta 46 (1991), 263–270.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего П

Зимина Н. П.
В статье рассмотрена история временной автокефалии Уфимской епархии (самостоятельного управления епархией, в соответствии с Посланием Заместителя Патриарха митрополита Ярославского Агафангела от 5/18 июня 1922 г.
Читать PDF
83.95 кб

Русская Зарубежная Церковь и автокефалия Польской Церкви

Кострюков Андрей Александрович
Статья посвящена взаимоотношениям между Русской Зарубежной Церковью и Польской Церковью в 1920-1927 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Автокефалия "под ключ": некоторые факты из истории польской Церкви 1924 г

Чибисова Анастасия Александровна
Настоящее исследование посвящено истории получения автокефалии Православной Церковью в Польше от Константинопольского патриархата в 1924 г.
Читать PDF
29.79 мб

Церковная автокефалия через призму теории суверенитета Карла Шмитта

Шишков Андрей
В статье рассматривается вопрос о церковной автокефалии через призму теории суверенитета, предложенной Карлом Шмиттом, и в контексте современных межправославных отношений.
Читать PDF
334.01 кб

Украинская автокефалия: путь к независимости или политический проект?

Фомин Александр Александрович
В данной статье анализируются Томосы об автокефалии, предоставленные Украине в 1990-м и 2018-м гг., на предмет предоставляемой независимости.
Читать PDF
0.00 байт

Православная Церковь в Украине на пути к автокефалии: исторический очерк

Башинский Сергей Викторович
Статья посвящена исследованию исторического развития Православной Церкви в Украине и борьбы украинского народа за церковную автокефалию.
Читать PDF
0.00 байт

Вопрос об автокефалии Грузинской церкви в 1917 г. (по материалам архива В .Н. Бенешевича)

Татьяна Чумакова
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме восстановления автокефальности грузинской церкви

Лагвилава Т. И.
Читать PDF
101.96 кб

Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов

Кострюков Андрей Александрович
В 1970 г. Московский Патриархат даровал автокефалию Православной Церкви в Америке. Это событие недостаточно отражено в литературе, а многие документы по этому вопросу недоступны.
Читать PDF
0.00 байт

Вопрос об автокефалии Польской православной церкви в контексте холодной войны

Вишиванюк Анна
Вопрос о статусе Польской православной церкви в послевоенные годы имел политическое значение. Власти СССР и Польши подходили к нему с большим вниманием.
Читать PDF
436.66 кб

Противодействие архимандрита Тихона (Шарапова) введению нового стиля и провозглашению автокефалии Пр

Слесарев Александр Валерьевич
Статья посвящена рассмотрению малоизвестных обстоятельств жизни и церковного служения архиепископа Тихона (Шарапова; 1886-1997). Хронологические рамки публикации охватывают период с 6 февраля 1922 по 17 октября 1924 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Взаимоотношения Украинской грекокатолической церкви и украинских автокефалистов в конце XX в

Ясеницкий Василий Матвеевич
В статье раскрываются особенности взаимоотношений Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) с религиозными организациями украинских автокефалистов Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) и Украинской православной це
Читать PDF
288.84 кб

АВТОКЕФАЛЬНАЯ УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ДОКУМЕНТАХ УКРАИН

Ахременко Денис Анатольевич
С 2015 г.
Читать PDF
348.39 кб

Обзор документальных источников по истории украинской автокефальной Православной Церкви (1921-1930)

Преловская Ирина Николаевна
Статья посвящена краткому обзору документальных источников по истории Украинской Автокефальной Православной Церкви (1921-1930) Украинской Православной Церкви (1930-1939), которые были введены в научный оборот в Украине с 1991 г.
Читать PDF
0.00 байт

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ БИОГРАФИИ МИТРОПОЛИТА УКРАИНСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНО

Преловская Ирина Николаевна
Статья посвящена краткому обзору документальных источников по изучению биографии митрополита Украинской Автокефальной Православной Церкви (1921-1930) Василия Константиновича Липковского (1864-1937).

Похожие термины:

  • Автокефалия (церковная)

    (от греч. autos — сам и kephale — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других православных поместных церквей.
  • Автокефальная церковь

    в православии административно самостоятельная церковь.
  • УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    образована в 1919 указом Украинской директории на территории Украинского экзархата (1918) Московской патриархии. Независимость УАПЦ подтверждена в 1921 Всеукраинским церковным собором. В январе 1930 III В
  • Епархиальный центр Украинской Автокефальной Православной Церкви

    (УАПЦ). Процесс создания постоянной организационной структуры был инициирован Всеукраинской Православной Церковной Радой, представленной духовенством и верующими со всей Украины; автокефалия (с
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ

    15 самостоятельных самопровозглашенных православных церквей, наследовавших византийскую традицию: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербск
  • АВТОКЕФАЛЬНЫЙ

    самостоятельный, самоуправляющий, независимый. Употребляется в применении к церквам для обозначения от других высших церковных властей. Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособле