Автопортрет

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Автопортрет
гр. autos - сам + портрет) – изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АВТОПОРТРЕТ
графическое, живописное или скульптурное изображение художника, в котором художник изображает самого себя с помощью зеркала или системы зеркал. Эта особая разновидность порт-ретного жанра выражает оценку художником своей личности, своих творческих принципов. В автопортрете могут быть отражены личные особенности художника либо общие черты поколения. Автопортрет может быть также включен в композицию наряду с другими персонажами.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АВТОПОРТРЕТ
портрет, в котором художник изображает сам себя, обычно используя для этого зеркало. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразить себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины. Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14 в.). Подавляющее большинство автопортретных изображений – живописные или графические произведения.
Эпоха Возрождения – время пробуждения личностного самосознания – стала временем рождения портрета (а вместе с ним и автопортрета) как самостоятельного жанра. Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на темы Священной истории или мифологии (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли). В пестрой толпе людей, изображенных в их картинах, выделяется один, пристально смотрящий прямо на зрителя, – это сам художник, участник и свидетель события. Идеал прекрасной и гармонической личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1514) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения. Позднее Возрождение – время утраты светлых идеалов – рождает образы могучие и трагические (автопортрет Микеланджело в «Страшном суде» на стене Сикстинской капеллы, 1535–41), зыбкие и изменчивые («Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, ок. 1524 г.) и откровенно эпатажные («Медуза» Караваджо, 1598–99, где художник придает автопортретные черты отрубленной голове Горгоны). Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк». Великий немецкий мастер А. Дюрер одним из первых создал целую галерею автопортретов (самый известный, 1500 г., написан в иконографии образов Христа).
В 17 в. появляется новая автопортретная тема – художник за работой («Мастерская художника», или «Аллегория живописи», Я. Вермера Делфтского, ок. 1675). В «Менинах» Веласкеса (1656) эта тема перерастает в подлинный гимн живописи, ее безграничным возможностям. Сокровенными беседами с самим собой стали автопортреты для Рембрандта, создавшего более 100 своих изображений. Стремление познать душу человека в ее динамике, изменчивости унаследовали от Рембрандта и развили в своем искусстве мастера романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов). Автопортретное начало пронизывает творчество П. А. Федотова. Черты художника можно узнать в героях многих его картин и рисунков. Автопортреты передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского) властно взывают к гражданской совести зрителя. Рубеж 19–20 вв. – время яркого расцвета автопортрета. Работы М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, К. С. Малевича и др. отражают сложную картину художественной жизни этого времени, напряженные поиски нового живописного языка, созвучного эпохе.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
151.59 кб

Первый демографический автопортрет России

Григорянц Маргарита
Читать PDF
537.08 кб

Живописный автопортрет в изобразительном искусстве Алтая второй половины xx в

Орловская Елена Викторовна
Ставится проблема развития живописного автопортрета в изобразительном искусстве Алтая во второй половине XX в.
Читать PDF
401.54 кб

Автопортрет в итальянском и Северном ренессансе: опыт сравнения

Костыря Максим Алексеевич
Статья посвящена сравнительной характеристике автопортрета в искусстве итальянского и Северного Ренессанса. Автор исследует духовные основы возникновения и расцвета автопортрета в ренессансном искусстве Западной Европы.
Читать PDF
217.94 кб

Личность и автор в русском живописном портрете XVIII века. Д. Г. Левицкий «Автопортрет»

Трифонова Г. С.
Читать PDF
217.94 кб

Личность и автор в русском живописном портрете XVIII века. Д. Г. Левицкий «Автопортрет»

Трифонова Г.С.
Читать PDF
143.75 кб

Автопортрет в жанре «Non-fiction» (по книге Л. Петрушевской «Девятый том»)

Серго Юлия Николаевна
Читать PDF
303.81 кб

Романтический автопортрет славянина в «Лекциях по славянской литературе» А. Мицкевича

Л. А. Софронова
Читать PDF
282.42 кб

«Автопортрет» Р. Щедрина в контексте смежных видов искусства

Романец Мария Сергеевна
В статье рассматривается музыкальный автопортрет как особая художественная форма самоидентификации в творческой практике ХХ века, с одной стороны, типологически родственная более широкому явлению портрету, с другой стороны, облада
Читать PDF
156.24 кб

«Столб, подпирающий мир». Книга как автопортрет

Месянжинова Александра Вадимовна
Рассматривается книга американиста и канадоведа А.В.Ващенко, в которой автор обращается к современной жизни индейцев Канады, описывая свое путешествие в край народа хайда и материковые поселения племен гитксанов в июле 2009 г.
Читать PDF
322.45 кб

Автопортрет в интертексте: особенности автобиографического повествования в русской литературе конца

Кучина Т. Г.
На материале произведений А. Битова, А. Жолковского, А.
Читать PDF
259.91 кб

«Дневник» Мирчи Элиаде: просвечивающий автопортрет

Романова Анастасия Анатольевна
Статья посвящена проблеме автопортрета в литературных дневниках. Материалом служит «Дневник» Мирчи Элиаде, всемирно известного румынского ученого и писателя.
Читать PDF
215.08 кб

Картина и автопортрет у Николая Кузанского, Яна ван Эйка и Альбрехта Дюрера

Куоццо Джанлука
Читать PDF
207.55 кб

Автопортрет в зеркалах: сервантес и Веласкес

Пастушкова Наталья Александровна
В данной статье сопоставляются две выдающиеся личности испанского Золотого века Мигель де Сервантес и Диего де Веласкес.
Читать PDF
304.33 кб

МОЙ НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ «АВТОПОРТРЕТ»

Грановский Юрий Васильевич
Проблема оценки эффективности научных исследований коллективов и ученых остается актуальной.
Читать PDF
218.52 кб

Социально-профессиональные проблемы учительства Северного региона: гендерный автопортрет

Овчаренко Светлана Викторовна
Представлены результаты социологического исследования гендерных аспектов социально-профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы.

Похожие термины:

  • Литературные автопортреты

    Л. а. часто встречаются в античной поэзии. У античных авторов они содержат сведения о личности поэта, о его произведении, склонностях и целях творчества. Нередко в них выражается высокое поэтич. сам