АВТОРА ОБРАЗ

Найдено 1 определение
АВТОРА ОБРАЗ
один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении; персонифицированный повествователь, наделенный рядом индивидуальных признаков, но не тождественный личности писателя. Автор-повествователь всегда занимает в образном мире произведения определенные пространственно-временные и оценочно-идеологические позиции, он, как правило, противопоставлен всем персонажам как фигура иного статуса, иного пространственно-временного плана. Значимое исключение – образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, то декларирующего свою близость главным героям романа, то подчеркивающего их вымышленность. Автор, в отличие от персонажей, не может быть ни непосредственным участником описываемых событий, ни объектом изображения для кого-либо из персонажей. (В противном случае речь может идти не об образе автора, а о герое-повествователе, как Печорин из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова.) Внутри произведения сюжетный план представляется миром вымышленным, условным по отношению к автору, который определяет последовательность и полноту изложения фактов, чередование описаний, рассуждений и сценических эпизодов, передачу прямой речи персонажей и внутренних монологов.
На наличие образа автора указывают личные и притяжательные местоимения первого лица, личные формы глаголов, а также разного рода отступления от сюжетного действия, прямые оценки и характеристики персонажей, обобщения, сентенции, риторические вопросы, восклицания, обращения к воображаемому читателю и даже к персонажам: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно…» (Н. В. Гоголь, «Мертвые души»).
Находясь вне сюжетного действия, автор может достаточно вольно обращаться и с пространством, и со временем: свободно переноситься из одного места в другое, покидать «актуальное настоящее» (время действия), либо углубляясь в прошлое, давая предысторию персонажей (рассказ о Чичикове в 11-й гл. «Мертвых душ»), либо забегая вперед, демонстрируя свое всеведение сообщениями или намеками на ближайшее или отдаленное будущее героев: «…Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или Курганской батареи. Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля» (Л. Н. Толстой, «Война и мир»).
В литературе второй пол. 19–20 вв. субъективное повествование с образом автора встречается редко; оно уступило место «объективному», «имперсональному» повествованию, в котором нет признаков персонифицированного автора-повествователя и авторская позиция выражается косвенно: через систему персонажей, развитие сюжета, с помощью выразительных деталей, речевых характеристик персонажей и т. п.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
397.76 кб

К образу автора розановских «Листьев»

Фомин А. И.
Статья обращена к категории образа автора медитативной прозы В.В.Розанова.
Читать PDF
471.83 кб

От Ломоносовского ритора к «Образу автора»

Иванова Мария Валерьевна
Внимание М.В. Ломоносова, которое было обращено в его первых Риториках на индивидуальные характеристики и способности ритора/автора, позволило в дальнейшем разработать стилистическую концепцию «образа автора».
Читать PDF
285.34 кб

Образ автора в позднем творчестве В. Галека

Дудкина Анастасия Игоревна
В статье рассмотрен рассказ «На выделе», относящийся к позднему периоду творчества чешского писателя В. Галека. Целью исследования является анализ способов презентации автора в прозе В. Галека раннего и позднего периода.
Читать PDF
192.01 кб

Образ автора в «Очерках Крыма» Е. Л. Маркова

Коковина Н. З., Соловьёв Д. Е.
В статье рассматривается художественное своеобразие очерковой прозы Е.Л. Маркова на примере «Очерков Крыма».
Читать PDF
199.54 кб

Образ автора в рассказе Л. Н. Толстого Три смерти

Кайзер Л. Э.
Читать PDF
250.89 кб

Образ автора в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Сперанская О. А.
Читать PDF
393.92 кб

Проблема образа автора в творчестве А. Ф. Писемского

Круглова Елена Николаевна
В статье исследуется особенность авторской позиции в прозе А.Ф. Писемского, который вводит в повествование двуединый образ повествователя (сложное переплетение образов автора и рассказчика).
Читать PDF
328.38 кб

Архетипический образ современной женской авторской песни

Инюшкина Юлия Вячеславовна
В данной статье рассматривается феномен современной женской авторской песни и обосновывается гипотеза о том, что сам по себе образ женщины с гитарой является архетипическим и восходит к традиционному для женщины занятию ткачеством
Читать PDF
1.11 мб

«Авторский образ» - основа художественного мира А. Платонова

Загороднюк Александр Николаевич
Статья посвящена изучению «образа автора» в рассказах А. Платонова. Работа является началом нашей исследовательской работы в данной сфере.
Читать PDF
830.55 кб

Фильмы Дэвида Линча: стилистика, образность, авторская манера

Лурье Яков Михайлович
Работа сосредотачивается на особенностях эстетики и семантики фильмов Дэвида Линча.
Читать PDF
866.42 кб

Образ автора прозаических художественных текстов 1990 2000 гг

Марьина Ольга Викторовна
Описывается образ автора прозаических художественных текстов, созданных на рубеже ХХ ХХI вв.
Читать PDF
511.80 кб

Проблема образа автора в постмодернистской литературной критике

Падерина Е. Г.
Читать PDF
349.13 кб

Образ войны и образ автора в поэзии Михаила Петрова военных лет

Ванюшев Василий Михайлович
Целью работы является актуализация поэтического наследия времен Великой Отечественной войны одного из талантливых созидателей многонациональной литературы России, многогранного удмуртского писателя Михаила Петровича Петрова (1905
Читать PDF
575.31 кб

Образ автора в агиографических произведениях патриарха Гермогена

Литвина Татьяна Александровна
Статья посвящена проблеме отражения личности повествователя в произведениях агиографического жанра, созданных патриархом Гермогеном.
Читать PDF
319.17 кб

Образ автора в мемуарной прозе М. Горького (очерк «Лев Толстой»)

Черняева Валентина Михайловна
Рассматривается речевая структура образа автора как особой категории текста, формирующей стилистическую систему и словесную композицию очерка М. Горького «Лев Толстой».