АВВАКУМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аввакум
евр. Хавваккук-объятия) (Авв 1.1; 3.1)-один из малых пророков. О его происхождении и времени жизни достоверно ничего не известно, хотя некоторые полагают, основываясь на Авв 1.3,4, что он жил в Иерусалиме и занимал видное положение.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Аввакум
Хабакук. Аввакум, один из малых пророков, автор названной его именем пророческой книги; о личности его и жизни ничего неизвестно. Из заключительных слов его книги (3:9) предполагают, что он мог участвовать в храмовом пении, и поэтому был левитом или священником. Он пророчествовал незадолго до вторжения халдеев (вавилонян) в Палестину (1:5 и дал.) и, следовательно, был современником Софонии и Иеремии. Он жил, приблизительно, между 640-610 гг. до Р.Хр.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Аввакум
(1620-1682) идейный лидер старообрядцев, протопоп, публицист. Из семьи священника. С 1644 г. – с ельский священник. В 1647 г. из-за преследований местной власти перебрался в Москву. Член кружка «ревнителей древнего благочестия». В 1652 г. выступил против церковной реформы патриарха Никона. В 1653 г. арестован и сослан в Сибирь. Испытал множество страданий, не прекращая проповедовать старую веру. В 1664 г. возвращен в Москву, вновь сослан за проповедь старообрядчества. В 1666 г. решением церковного собора расстрижен и проклят. В 1667 г. сослан в Пустозерск, заключен в земляную тюрьму. В 1682 г. заживо сожжен в срубе по приговору церковного собора. Автор 80 публицистических произведений. Наиболее известное – «Житие».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Аввакум

Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 - 66, ориенталист-синолог, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии; был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. перевел евангелие от Луки, на китайский - несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова: ""Черты деятельного учения веры""; составил каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке азиатского департамента министерства (СПб., 1843). В 1852 году А. был прикомандирован к экспедиции адмирала Путятина и плавал на фрегате ""Паллада"". Поместил несколько заметок в ""Западно-Сибирском Отд. Имп. Русского Географического Общества"". - Об А. см. ""Русский Вестник"" (1856, № 8) и статью И. Соколова в ""Твер. Епарх. Ведом.""(1899, № 7 - 9).

Источник: Биографический словарь. 2008

Аввакум
(в переводе с еврейского означает «обнимающий») – один из так называемых малых пророков. О дате и месте его рождения в Священном Писании ничего не говорится. Однако, согласно сохранившимся преданиям, Аввакум жил в годы царствования Иосии и был современником пророка Иеремии. Книга пророка Аввакума занимает восьмое место среди книг других малых пророков. Содержащиеся в ней пророчества произнесены не ранее 600 года до Рождества Христова и касаются главным образом вторжения в Иудею халдеев, падения царства Вавилонского и окончательного освобождения израильского народа. Книга пророка Аввакума состоит из трех частей и начинается сетованием на войны, очевидцем которых ему предстоит стать. Отвращая свое лицо от этого кровавого зрелища, он обращается к Богу, на что Господь отвечает, что праведнику не стоит смущаться при виде торжества беззаконных, что всякая «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Книга пророка Аввакума, 2, 4). Приведенные выше слова трижды цитирует святой апостол Павел в Первом послании к Римлянам (1, 17), Послании к Галатам (3, 11) и Послании к Евреям (10, 38). Они же встречаются в книге «Деяния апостолов» (13, 41), где, помимо этого, говорится, что утесненные беззаконными народы восстанут, чтобы совершить месть, если не над самим завоевателем, то над его детьми или внуками. Вслед за подобным утешительным ответом пророк Аввакум воспевает величие и силу Бога, предавая себя в Его руки. Эта последняя глава его книги очень похожа на молитву или псалом (Книга пророка Аввакума, 3, 1), поэтому в Древнехристианской церкви строки из нее были назначены для пения. На современных богослужениях в Православной церкви поют каноны, основой для IV песни которых послужила описанная часть книги пророка Аввакума.

Источник: Православная энциклопедия.

АВВАКУМ
Петрович (1620 или 1621-14.IV.1682) - протопоп, один из основателей рус. старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника, А. в 23 года стал священником в с. Лопатицы Нижегородского у. В 1646-47, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был поставлен протопопом в г. Юрьевце Повольском. Вскоре, вернувшись в Москву, стал священником Казанского собора. А. резко выступил против церк. реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем - в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с офиц. церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церк. нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисл. сторонников, в т. ч. из среды знатного боярства (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церк. соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе в Пустозерске А. не прекращал борьбы. Здесь он написал гл. произв.: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. Популярность А. была так велика, что в распространении его соч. участвовала даже тюремная стража. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжен в срубе. Отстаивая старую веру, А. в своих соч. резко обличал пороки представителей офиц. церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с к-рой они проводили реформу церк. обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Находясь в 1656-57 в ссылке в Даурии, А. писал, что "везде в начальных людех, во всех чинех нет никакие правды" (Малышев В. И., Неизвестные и малоизвестные материалы о протопопе Аввакуме, в кн.: Тр. ОДРЛ, т. 9, 1953, с. 396, 398), и пытался возмутить служилых людей против воеводы А. Ф. Пашкова. Обличит. проповеди А. находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феод. гнета. Однако в целом взгляды А. были консервативны, а его религ. фанатизм, проповедь конца света, самосожжений придавали им реакц. характер.

А. был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из самых замечат. памятников др.-рус. лит-ры. Используя традиц. жанр жития, А. в то же время разрушал его канонич. формы, превращая свое произв. в автобиографич. повесть. Смело использовал в своих соч. живую рус. речь.

Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. его соч., М., (1934); то же, М., 1960; Памятники ист. старообрядчества XVII в., кн. 1, в. 1 (РИБ, т. 39), Л., 1927.

Лит.: Бороадин А. К., Протопоп Аввакум, 2 изд., СПБ, 1900; История рус. лит-ры, т. 2, ч. 2, М.-Л., 1948, с. 302-22; Гудзий Н. К., История др.-рус. лит-ры, 6 изд., М., 1956, с. 459-77; Малышев В. И., Библиография соч. протопопа Аввакума и лит-ры о нем. 1917-53 г., "Тр. ОДРЛ", 1954, т. 10; Сарафанова Н. С., Идея равенства людей в соч. протопопа Аввакума, там же, 1958, т. 14; Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума - произв. демократич. лит-ры XVII в.; там же.

И. А. Булыгин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АВВАКУМ
протопоп (20.XI.1620—14.IV. 1682) — поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого Жития и ряда других произведении. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорове (в 1991 г. там воздвигнут скульптурный памятник А. работы В. Клыкова) в семье сельского священника Петра; в возрасте 21 года был рукоположен в дьяконы церкви соседнего с Григоровом села Лопатицы, спустя два года поставлен в священники, а через восемь лет назначен протопопом Вознесенской церкви в Юрьевце Повольском (город на Волге выше Нижнего Новгорода) . Возведение А. в протопопы состоялось в 1652 г., в канунный год никоновской церковной реформы. В это время А. уже был тесно связан с так называемым кружком ревнителей благочестия, который возглавляли царский духовник, протопоп кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым и в который входил сам молодой царь Алексей Михайлович. Члены кружка стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пастырской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в них пережитки язычества; в конечном счете все эти стремления были результатом того подъема национального самосознания, который испытывали русские люди после победоносного завершения войны с интервентами в последние годы Смуты. Движение ревнителей благочестия, или, как их еще называли, боголюбцев, зародилось, как можно полагать, вскоре после освобождения Москвы от поляков нижегородским ополчением, с воцарением на Руси новой династии Романовых, и, скорее всего, первым царственным его вдохновителем был патриарх Филарет, отец нового царя Михаила Федоровича, но наиболее ярко выраженного воплощения оно достигло в самые первые годы царствования второго Романова — Алексея Михайловича. Большую часть ревнителей благочестия составляли нижегородцы; очевидно, это связано с особой ролью Макарьевского Желтоводского монастыря в зарождении боголюбческого движения (преп. Макарий был патроном нижегородского ополчения, освободившего Москву). А. был нижегородцем, его друзьями и знакомцами с молодых лет являлись нижегородцы Иларион Рязанский, Павел Коломенский, Иван Неронов. В Москву к Неронову, своему духовному отцу, и перебрался А. из Юрьевца Повольского в 1652 г., когда в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанами. В Москве А. был представлен царю другим своим покровителем (и, возможно, первым духовным отцом), самим Стефаном Вонифатьевым; Иван Неронов дал А. право служить в одном из приделов Казанского собора (во имя Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев), и с этого момента он сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который к тому времени входил и новый любимец царя, по происхождению тоже нижегородец, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх. Когда умер патриарх Иосиф и духовенству русской церкви предстояло избрание нового патриарха, А. был уже настолько влиятелен среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими его участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человек, за которого они хлопотали, был Никон. Видеть Никона в патриархах жаждал в первую очередь сам царь Алексей Михайлович, и в 1652 г. митрополит Никон сделался патриархом. А. Великим постом 1653 г. он начал претворять в жизнь ту церковную реформу, которая и привела к расколу русской церкви, не преодоленному и по сей день: в марте 1653 г. патриарх прислал в Казанский собор, центр боголюбческого движения, “память” (т. е. распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы Ефрема Сирина; вскоре на русскую церковь обрушились другие обрядовые новшества по образцу порядков, существовавших в то время в греческой церкви, на современный уклад которой возымел намерение равняться Никон. На Печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства, не пожелавших в одночасье принять эти новшества и отказаться от многовековых русских традиций. Среди людей, выступивших с протестом против Никоновых реформ, были Стефан Вонифатьев, Иван Неронов, епископ Павел Коломенский, священники Даниил Костромской, Даниил Темниковский, Логгин Муромский, Лазарь Романово-Борисоглебский и др. Был среди них и А. Власти ответили на неприятие реформы репрессиями. А. арестовали в августе 1653 г., а в сентябре по указу Никона и с согласия царя сослали в Сибирь, где он сначала около двух лет жил в Тобольске, а затем по новому Никонову указу был включен в отряд сибирского землепроходца — воеводы Афанасия Пашкова и был вынужден пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до Нерчинска по еще не покоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения от воеводы; вместе с А. сибирские скитания терпела и вся его семья: жена, сыновья и дочери. В нач. 60-х гг. ситуация по отношению к опальным старообрядцам ненадолго изменилась: властолюбивый Никон сам оказался в опале, и возмужавший царь попытался привлечь к себе тех, кого в 50-е гг. преследовал вместе с Никоном. А. из Сибири был призван в Москву (1664 г.) и встретил здесь ласковый прием при дворе. Но, увидев, что, отвергнув Никона, царь не отвергает Никоновой реформы и последовательно прививает ее к русской церковной жизни, А. снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что снова был сослан, на этот раз на север (по указу царя в Пустозерский острог, близ устья р. Печоры, до которого его с семьей не успели довезти, задержав в печорском городке Мезени). В феврале 1666 г. А. был вновь доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Все эти пункты собор 1666—1667 гг. выполнил: Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа II избрали, а старообрядцев предали анафеме, расстриглитех, кто принадлежал к духовенству, подвергли многих как еретиков урезанию языка и разослали по тюрьмам. В конце1667 г. А. вместе с четырьмя своими соузниками, симбирским священником Никифором (умер в Пустозерске в1668 г.), священником Лазарем, дьяконом Федором и иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен там в земляную тюрьму и томился в ней до 1682 г. 14 апреля 1682 г. А. вместе с тремя своими соузниками был казнен в Пустозерске сожжением в срубе. Писательство А. неотделимо от его проповеднической деятельности. Все, что он написал, от Жития до посланий к пастве, проникнуто пафосом защиты старой веры. К литературному труду он приступил довольно поздно, но устная проповедь была его хлебом с самых ранних времен он начал проповедовать еще на нижегородской земле молодым священником, когда пытался претворить там в жизнь программу боголюбцев, в сибирских скитаниях он вдохновенно обличал пагубность никонианства, вернувшись в Москву, участвовал в диспутах о вере с приверженцами реформ и учеными киевскими старцами (в частности, с Симеоном Полоцким), в эти годы его грамотки и писания начинают распространиться по стране среди единоверцев Писать свое Житие и другие крупные сочинения А. стал в Пустозерске, когда лишился прямого общения с широкой аудиторией единомышленников и противников Арестованные его ученики и приверженцы (такие, как инок Авраамий, боярыня Морозова и др.) характеризуют в это время А. уже как выдающегося вдохновителя старообрядческого движения. В истории русской литературы Житие А. занимает особое место. Будучи традиционалистом в области церковной жизни, А. как писатель выступил совершенным новатором. Стиль и поэтика его Жития резко выделяются на фоне стиля и литературных принципов, до той поры господствовавших в русской литературе. Новаторство А. воплотилось в ярко выраженной ориентации на просторечие, он подчеркивал, что пишет как “простец” сознательно (“занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить”). Но еще большим новаторством было то, что он решился написать свое собственное Житие и создал блестящее произведение автобиографического жанра, до той поры существовавшего в русской литературе только в зачаточном виде Эти особенности приближают творчество А. к литературе нового времени, ценящей индивидуальность формы и содержания литературного произведения. Недаром выдающиеся писатели нового времени, от Достоевского и Лескова до Мамина-Сибиряка и Горького, так ценили его писания и чувствовали свою с ним общность как литераторы. Помимо Жития, А. является автором “Книги бесед” и “Книги толкований”,нескольких челобитных царю Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу, писем и посланий семье, царевне Ирине Михайловне, боярыне Морозовой и ее соузницам - евдокии Урусовой и Марии Даниловой, иноку Сергию, игумену Феоктисту, Маремьяне Федоровне и другим “верным”, “горемыкам миленьким”, как он называл своих единомышленников, и т д. (всего около 80 произведений, некоторые из них до нас не дошли) Все эти сочинения, как и Житие, отличает высокое напряжение проповеднической мысли, отеческая опека по отношению к своим духовным детям, неустанное стремление переубедить сторонников церковной реформы, все тот же неповторимый литературный стиль. В наше время сочинения А. (прежде всего Житие) переведены на многие языки мира В самые последние годы Житие и избранные сочинения А. переиздает ряд областных российских издательств Изд. Житие протопопа Аввакума им самим написанное / Изд. под ред. Н С Тихонравова — СПб 1861 (на обложке— 1862) Памятники истории старообрядчества XVII в — Л 1927 — Кн. 1 (РИБ Т 39) Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения / Под ред. Н К Гудзия Вступ. ст. В Е. Гусева, Подг текста и комм Н К Гудзия В Е. Гусева, А. С Елеонской А. И Маэунина В И Малышева Н С Сарафановои — М 1960 Робинсон А. Н Жизнеописания Аввакума и Епифания Исследование и тексты—М 1963 Пустозерский сборник Автографы сочинений Аввакума и Епифания / Изд. подг Н С Демкова Н Ф. Дробленкова Л И Сазонова Под ред. В И Малышева (отв. ред.) Н С Демковой Л А. Дмитриева — Л 1975 Житие протопопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения / Подо текста и комм Н К Гудзия В Е. Гусева Н С Демковой А. С Елеонской А. И Мазунина Послесл. В Е. Гусева — Иркутск, 1979, Пустозерская проза Протопоп Аввакум Инок Епифаний Поп Лазарь Дьякон Федор / Сост. предисл. комм переводы отдельных фрагментов М Б Плюхановой — М 1989, Сочинения Аввакума / Подг. текстов и комм Н С Демковой // ПЛДР XVII век — М 1989 — Кн. 2 — С 351—401 636—659 Житие протопопа Аввакума Житие инока Елифания Житие боярыни Морозовой Изд. подготовлено Н В Понырко. Лит Уманьский А. Старообрядчество и протопоп Аввакум — Н Новгород 1919 Виноградов В. В. О задачах стилистики Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Русская речь Сб.ст / Под ред. Л В Щербы. -Пгр 1923-Т 1-С 195-293 Малышев В И; 1) Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нем 1917—1953 годов//ТОДРЛ 1954-Т 10 С 435-446) История первого издания Жития протопопа Аввакума // Рус лит—1962 —№2 — С 139-147 3) Материалы к “Летописи жизни протопопа Аввакума” // Древнерусская книжность По материалам Пушкинского дома Л 1985 — С 277—322 Демкова Н С Житие протопопа Аввакума Творческая история произведения— Л 1974 Лихачев Д. С; 1) Сочинения протопопа Аввакума // Великое наследие—С 341— 356; 2) Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д. С Панченко А. М Понырко Н В Смех в Древней Руси — Л 1984 С 59—71

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
378.14 кб

Пропопоп Аввакум в оценке В. А. Мякотина

Гноевых Алексей Викторович
Многочисленные ученые неонароднического направления занимают особую позицию относительно церковного раскола.
Читать PDF
643.61 кб

Неистовый Аввакум

Степанов Сергей Александрович
The article is devoted to the ideas and activities of archpriest Awaccum, one of the prominent political and religious figures 17th century.
Читать PDF
216.84 кб

Записал ли протопоп Аввакум свою речь на церковном соборе 17 июня 1667 г. ?

Демченков С. А.
Читать PDF
157.55 кб

Житие бунтаря ( протопоп Аввакум и его роль в развитии русской агиографии)

Дашевский Вячеслав Алексеевич
Читать PDF
148.45 кб

Протопоп Аввакум в творческом сознании А. М. Ремизова

Розанов Ю. В.
Актуализация аввакумовской темы в начале XX века встретила особый резонанс в творческом сознании Ремизова, повлияв на оценку писателем своего места в литературном развитии.
Читать PDF
142.84 кб

Протопоп Аввакум в интерпретации М. А. Волошина

Зиневич Алла Николаевна
В статье рассматриваются особенности рецепции русским символистом М. А. Волошиным литературного наследия одного из лидеров старообрядчества.
Читать PDF
591.30 кб

Проклятые тексты Московского государства (Аввакум, Разин и Рунет)

С.А. Колесников
Статья посвящена аспектам культурного явления «проклятости», в максимальной форме проявившейся в Смутное время.
Читать PDF
13.40 мб

Новейший Аввакум о феноменологии петербургского текста и первой мировой Крымской семантической войны

Люсый Александр Павлович
Рассматривая театр современных семантических войн и исходя из своей ранее изложенной концепции Крымского текста русской культуры как южного полюса Петербургского текста, автор в полемический форме отстаивает идею текстуальной рево
Читать PDF
181.21 кб

Протопоп Аввакум и формирование этики средневековой Руси

Мочалов Евгений Владимирович
В статье рассматривается влияние идей протопопа Аввакума, основоположника русского старообрядчества на формирование этики средневековой Руси, подчеркивается ее оригинальность и своеобразие.
Читать PDF
252.18 кб

Поэтика прозы Аввакума (символы и тропы)

Липич О.В.
Читать PDF
299.68 кб

За что сожгли протопопа Аввакума?

Шацкий Евгений Олегович
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выяснить причины смертного приговора протопопу Аввакуму в 1682 году. Статья содержит историографию проблемы.
Читать PDF
175.37 кб

Художественная интерпретация «Жития протопопа Аввакума» в поэтических переложениях конца XIX начала

Кучинский Р. Ю.
В статье рассматриваются отличительные черты художественной интерпретации произведения древнерусской литературы в поэтических переложениях конца XIX начала XX вв.
Читать PDF
106.20 кб

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» глазами француза

Кашлявик Кира Юрьевна
В статье определяется значение наследия Аввакума Петрова для России и Западной Европы.
Читать PDF
0.00 байт

«Правнук Аввакума» («поэтический космос» Н.А. Клюева)

Калинина Л. Ф.
Работа отражает пути русской религиозной культуры, духовные искания яркого и самобытного поэта Серебряного века русской литературы, посвятившего свое творчество крестьянской патриархальной России, Николая Алексеевича Клюева (1884-
Читать PDF
0.00 байт

Образы боярыни Морозовой и протопопа Аввакума в поэзии Анны Ахматовой (к вопросу о формировании сема

Ерохина И. В.
Рассматривается подтекстуальный слой в поэме А.А. Ахматовой «Реквием», связанный с тематикой русского раскола XVII века.

Похожие термины:

  • Наумов, Алексей Аввакум

    художник, авт. руководств по рисованию, р. 3 февр. 1840, † 28 окт. 1895. {Венгеров}
  • Меркулович, Аввакум Алексеев

    д-р мед., р. 1876, ст. вр. 1 Семиреч. казач. п. {Венгеров}
  • Аввакум, архимандрит Лужецкого монастыря

    в 1741—1744 гг. архимандрит Лужецкого можайского монастыря. {Половцов}
  • Аввакум, архимандрит Солотчинского монастыря

    в 1567 г. архимандрит Солотчинского монастыря. {Половцов}
  • АВВАКУМ — АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ

    (1620/21-1682) - протопоп, глава старообрядцев, выходец из семьи священника. Один из видных участников «кружка ревнителей благочестия». Служил в Казанском соборе на Краснойплощади. В 1652 г. выступил проти
  • Добродумов, Аввакум

    автор шутки в стих. "Смоленский демон" (Смол. 1904). {Венгеров}
  • Аввакум Михаилович

    архимандрит. {Половцов}
  • Аввакум Честной

    (до пострижения Дмитрий Семенович) — архимандрит первоклассного монастыря, синолог; с 1844 г. член конференции Спб. духовной академии, бывший воспитанник ее. Род. в погосте Родике Осташковского уезд
  • АВВАКУМ, у Евреев Хавваккук

    обнимающий) — один из 12-ти так называемых малых пророков, о времени и месте рождения которого в Свящ. Писании ничего не говорится. Иудейские предания, касательно места его рождения, истории и смерт
  • Аввакум, игумен Веневского монастыря

    в 1566 г. игумен Веневского монастыря. {Половцов}
  • Аввакум, игумен Зилантова монастыря

    в 1787—1790 гг. игумен Зилантова монастыря в Казани; в 1790—1792 гг. игумен Кизического мон.; вторично переведен в Зилантов мон. {Половцов}
  • Истомин, Влад. Аввакум

    педагог и критик, р. 20 ф. 1850 в г. Килии, при устье Дуная, в военн. семье, член Моск. комит. по дел. печати. {Венгеров}
  • Аввакум Львов

    (до пострижения Алексей) — протопоп-иеромонах. В 1724 г. из Псковских провинциал-инквизиторов определен протоинквизитором при Св. Синоде, с возведением в игумены Угрешского монастыря; в декабре 1731 г.
  • Аввакум, строитель Перекомского монастыря

    в начале XIX в. строитель новгородского Перекомского монастыря. {Половцов}
  • Аввакум, строитель Покровского монастыря

    в 1778—1783 гг. строитель Покровского Московского монастыря. {Половцов}
  • Аввакум, строитель Сергиевского монастыря

    в 1710 г. строитель Сергиевского монастыря "с Залужья", во Пскове. {Половцов}
  • АВВАКУМ ПЕТРОВ

    1620 или 1621-82), глава старообрядчества и идеолог раскола, протопоп, писатель. В 1646-47 входил в " Кружок ревнителей благочестия". В 1653 выступил против реформ патриарха Никона, сослан с семьей в Сибирь. В 166
  • протопоп Аввакум Петров

    Аввакум родился в 1621 г. в селе Григорово Нижегородского уезда в семье попа. Отец его сильно пил и умер, когда мальчику едва исполнилось 15 лет. Мать Аввакума, Мария, была, как он сам о ней пишет, «молит
  • Аввакум Петрович

    (1621-1682) – протопоп, видный идеолог русского старообрядчества. За отказ признать церковную реформу патриарха Никона (См. Никон) был сослан с семьей в 1653 г. в Сибирь. В 1666 г. по постановлению церковного
  • Аввакум, протопоп

    Священник, писатель. Жил в XVII в. Это был яркий и талантливый человек. Он не принял церковной реформы патриарха Никона, защищал старый обряд. Был отлучен от церкви и казнен. В сокровищницу древнерусс