самоназвание - азер-байджанлылар, азерилер), народ. В Российской Федерации 335,9 тыс. человек. Основное население Азербайджана. Живут также в Иране и других странах. Язык азербайджанский огузской группы тюркских языков. Верующие - в основном мусульмане-шииты.
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Азербайджанцы
(самоназвание – азербайджанлылар, азерилер) – народ, основное население Азербайджана (5,8 млн.чел.). Живут также в Иране (10,43 млн. чел.), Российской Федерации (336 тыс. чел.), Грузии (307 тыс. чел.), Казахстане (90 тыс. чел.), Армении и других странах. Общая численность 17,2 млн. чел. (1992). Язык азербайджанский. Верующие – в основном мусульмане-шииты (См. Шиизм). В 19 – начале 20 в.в. азербайджанцев в исторической литературе и официальных документах называли тюрками, татарами. В этногенезе азербайджанцев участвовало древнее коренное население Атропатены и Албании Кавказской (См. Албания Кавказская, Атропатена), смешавшееся с вторгавшимися сюда в 1 тыс. до н.э. ираноязычными и тюркоязычными племенами (См. Киммерийцы, Скифы, Гунны, Печенеги). Формирование азербайджанского народа в основном завершилось в 11 – 13 в.в. в результате вторжения и оседания в Азербайджане новой волны тюркоязычных народов, особенно сельджуков. См. Албания Кавказская, Будухи, Крызы, Лезгины, Падары, Рутульцы, Сельджуки, Талыши, Таты, Удины, Хиналугцы, Цахуры, Шахсевены, Ялойлутепинская культура.
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
, самоназвание — азербайджанлылар. В основе этнонима — перевод с фарси: «страна огней». Предки азербайджанцев — население древних государств Маны (первая половина I тыс. до н.э.), Албании Кавказской (вторая половина I тыс. до н.э. — X в. н.э.), Мидии, Атропатены (IV в. до н.э. — VII в. н.э.), кавказоязычные албаны, гаргары, утии, каспии, леги — на севере, ираноязычные куртии, маннеи, мидяне — на юге. После завоевания арабами в VII в. начинается распространение ислама и появляется название Адербейган или Азербайджан. Формирование азербайджанского этноса относится к IX—ХII вв. и связано с проникновением и оседанием тюркоязычных (огузских) племен. Присоединение Северного Азербайджана к Российской империи в первой трети XIX в. способствовало вовлечению азербайджанцев в российскую сферу влияния. После революции 1917 г. была образована Азербайджанская ССР (апрель 1920 г.) в составе СССР. В декабре 1990 г. провозглашена Республика Азербайджан. Антропологически азербайджанцы в большинстве относятся к западному кластеру каспийского типа южной ветви большой европеоидной расы. Азербайджанский язык относится к юго-западной подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Распространены также русский, турецкий, персидский языки. Верующие азербайджанцы — мусульмане, в основном шииты; сунниты — главным образом на севере Азербайджана.
Численность азербайджанцев в мире около 8 млн. чел. По переписи 2002 г., в Российской Федерации проживало 622 тыс. азербайджанцев. Из них в Пермской области — 5814 чел. Азербайджанцы в Пермском крае, как и прочие кавказские народы, появились во второй половине ХХ в. за счет остававшихся здесь жить выпускников вузов и служащих Советской Армии. В 1990-е гг. началась вторая волна иммиграции из Азербайджана: в страну из-за сложной политической ситуации на родине стали прибывать азербайджанские торговцы и беженцы. Сегодня азербайджанская диаспора является одной из крупных в Пермском крае.
Азербайджанцы первой волны трудятся в производственной и социальноэкономической сферах. Среди живущих в Пермском крае азербайджанцев много врачей, преподавателей вузов. Дети азербайджанцев учатся в пермских вузах, в Пермском базовом медицинском колледже.
Азербайджанцы второй волны трудятся преимущественно в сферах розничной торговли и строительства. Большое количество азербайджанцев занято в сфере лесозаготовки и лесопереработки в муниципальных районах Пермского края.
В 1994 г. в Перми было создано общество азербайджанцев Пермской области «Далга» («Волна»), в цели которого входили адаптация азербайджанцев в Прикамье, сохранение языка и традиций, работа с молодежью. «Далга» активно участвовала в восстановлении и укреплении межхозяйственных связей между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан. В 2010 г. в Перми прошла учредительная конференция по созданию регионального отделения Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК). Проводятся этнокультурные акции, в том числе молодежные.
Лит.:Борисов, А.А. Этносоциальная эволюция азербайджанской общины Пермской области / А.А. Борисов, Ю.В. Василенко // Панорама исследований политики Прикамья. Пермь, 2004. Вып. 2; Народы мира: истор.-этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1.
Т.Н. Лепоринская
Численность азербайджанцев в мире около 8 млн. чел. По переписи 2002 г., в Российской Федерации проживало 622 тыс. азербайджанцев. Из них в Пермской области — 5814 чел. Азербайджанцы в Пермском крае, как и прочие кавказские народы, появились во второй половине ХХ в. за счет остававшихся здесь жить выпускников вузов и служащих Советской Армии. В 1990-е гг. началась вторая волна иммиграции из Азербайджана: в страну из-за сложной политической ситуации на родине стали прибывать азербайджанские торговцы и беженцы. Сегодня азербайджанская диаспора является одной из крупных в Пермском крае.
Азербайджанцы первой волны трудятся в производственной и социальноэкономической сферах. Среди живущих в Пермском крае азербайджанцев много врачей, преподавателей вузов. Дети азербайджанцев учатся в пермских вузах, в Пермском базовом медицинском колледже.
Азербайджанцы второй волны трудятся преимущественно в сферах розничной торговли и строительства. Большое количество азербайджанцев занято в сфере лесозаготовки и лесопереработки в муниципальных районах Пермского края.
В 1994 г. в Перми было создано общество азербайджанцев Пермской области «Далга» («Волна»), в цели которого входили адаптация азербайджанцев в Прикамье, сохранение языка и традиций, работа с молодежью. «Далга» активно участвовала в восстановлении и укреплении межхозяйственных связей между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан. В 2010 г. в Перми прошла учредительная конференция по созданию регионального отделения Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК). Проводятся этнокультурные акции, в том числе молодежные.
Лит.:Борисов, А.А. Этносоциальная эволюция азербайджанской общины Пермской области / А.А. Борисов, Ю.В. Василенко // Панорама исследований политики Прикамья. Пермь, 2004. Вып. 2; Народы мира: истор.-этногр. справ. / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988; Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. М., 2004. Т. 4, кн. 1.
Т.Н. Лепоринская
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ
самоназвание - азербайджанлылар) - нация. В СССР А. составляют осн. население Азербайджанской ССР. Проживают частично в Груз. ССР, Арм. ССР и Даг. АССР. Числ. в СССР - 2940 т. ч. (1959). Св. 4 млн. чел. живет в Иране, гл. обр. на С. Язык - азербайджанский, принадлежит к юго-зап. ветви тюркских языков. Верующие А. - мусульмане шиитского (большинство) и суннитского толков. В 19 - нач 20 вв. А. в ист. лит-ре и офиц. док-тах неправильно называли тюрками, татарами. В этногенезе А. определяющее значение имели древние местные племена Атропатены и Албании Кавказской: маннеи, кадусии, каспии, часть мидян, албаны и др. В дальнейшем с аборигенами смешивались вторгавшиеся на терр. Азербайджана на протяжении веков разные племена и этнич. группы: киммерийцы, скифы, гунны, хазары, огузы, монголы и др. ираноязычные и тюр-коязычные компоненты. Формирование азерб. народности протекало в течение нескольких веков и в осн. завершилось в 11-13 вв. Присоединение Сев. Азербайджана к России избавило его от вторжений тур. и иран. захватчиков и способствовало вовлечению А. в русло капиталистич. развития. Во 2-й пол. 19 в. начался процесс консолидации азерб. нации. После установления Сов. власти в Азербайджане (апр. 1920), в ходе социалистич. строительства А. в СССР консолидировались в социалистич. нацию с высокоразвитыми экономикой и культурой. Исторически сложились этнографич. группы А., отличающиеся нек-рыми особенностями в х-ве, культуре и быту: айрумы, карапапахи, падары, шахсевены, карадагцы, афшары и др. В СССР эти группы в ходе социалистич. строительства приобщились к социалистич. х-ву и культуре А. и постепенно утрачивают свои особенности. Айрумы расселены на З. Азерб. ССР (в р-не Кировабада, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа. Они сохраняли нек-рые архаичные черты в быту и х-ве (бытовали подземные жилища, из-за неустроенности дорог почти полностью отсутствовал колесный транспорт и т. п.). Занятие - горное скотоводство и земледелие. Карапапахи (по-азербайджански значит "черные папахи") - наиболее известная этнографич. группа А. Проживают в зап. части Азерб. ССР, а также в Груз. ССР и Арм. ССР. Больше всего их живет за рубежом (в осн. в Турции и частично в Иране), где они составляют угнетенное нац. меньшинство, занимаются земледелием и отчасти скотоводством. падары живут в осн. в вост. части Азерб. ССР. У надаров сильнее, чем у др. этнографич. групп А., сохранялись старые черты в х-ве и быту, в частности полукочевой скотоводч. уклад х-ва и связанные с ним особенности быта. Шахсевены живут на Ю. Азерб. ССР (Джебраильская степь). Значит. часть живет в Иране. Свое имя получили в 16 в., когда за службу в личной гвардии шаха стали называться "шахсевен", т. е. "любящие шаха". Осн. занятие - скотоводство и земледелие. Их материальная и духовная культура имеет ряд специфич. особенностей. Карадагцы расселены по горному плато Карадаг, в Сев.-Зап. Иране. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются в осн. скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам. Афшары расселены по всему Ирану. Занимаются полукочевым скотоводством. Из числа А., живущих в СССР, значит. часть гор. населения работает в различных отраслях пром-сти. Осн. занятие сел. населения - земледелие, садоводство, виноградарство, шелководство и скотоводство. Среди кустарных промыслов выделяется ковроткачество, златокузнечество, выделка медной кованой посуды, обработка дерева и камня и др. Сакли - нагорного типа, саманные дома и др. виды старого нар. жилища вытесняются домами гор. типа. Исчезает нац. одежда, сохраняясь преим. у женщин в сел. местностях. Азерб. народ создал свою нац. самобытную культуру: фольклор, лит-ру, иск-во, зодчество, музыку. Лит.: Очерки общей этнографии. Азиатская часть СССР, М., 1960; Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960; История Азербайджана. В трех томах, (т. 1), Баку, 1958; Казиев А. Ю., Об азербайджанском искусстве начала XX в. (1900-1920), в кн.: Иск-во Азербайджана. (Сб. ст., т. 4), Баку, 1954; Стопани А. M., Нефтепромышленный рабочий и его бюджет, 2 изд., M, (1924). А. Г. Трофимова. Москва.