АЗИЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЗИЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
раннемезолитическая культура С. Испании и Ю.-З.
Франции. Наиболее интересные находки - костяные гарпуны, разрисованные гальки; обычай раскрашивать гальки сохранился у австралийских аборигенов, которые называют их чурингами и считают вместилищами душ умерших.

Источник: Археологический словарь. 1996

АЗИЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
(azilian), эпипалеолитическая или мезолитическая культура Северной Испании и Юго-Западной Франции, корни которой, по-видимому, уходят в поздний мадлен этой области. Хронологически она совпадает с позднегляциальным периодом и может быть связана с аллередским потеплением около 10 тыс. лет до н.э. Характерными чертами являются плоские костяные гарпуны и гальки, расписанные схематическими рисунками .

Источник: Археологический словарь. 1990

Азильская культура
археологическая культура каменного века, относящаяся к раннему мезолиту (датируется 8-ым тыс. до н.э.) и развившаяся непосредственно из предшествующей ей мадленской культуры позднего палеолита. Выделена французским археологом Э. Пьетом в 1887 – 89 г.г., названа по пещере Мас-д,Азиль (Франция). Распространена на территории Франции и Германии. Принадлежала племенам охотников, рыболовов и собирателей. Характеризуется мягкими кремневыми орудиями: вкладышами геометрических очертаний (микролиты), плоскими гарпунами из рога благородного оленя и так называемыми азильскими гальками – маленькими плоскими речными гальками, большей частью из кварцита, с нанесенными красной охрой условными рисунками. Их сближают с чурингами австралийцев и считают, что они имели культовое, магическое значение. См. Мезолит, Мадленская культура, Чуринги.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

АЗИЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
культура племен раннего мезолита, населявших в послеледниковое время Юж. Францию и С. Пиренейского п-ова. Названа по подземной галерее (до 400 м) Мас-д´Азиль (Mas-d´Azil) в деп. Арьеж (Франция). Галерея исследована в 1887 франц. ученым Э. Пьетом, обнаружившим там 2 стоянки - посреди пещеры и у входа. Последняя содержала отложения толщиной более 4 м с напластованиями от конца верх. палеолита до рим. времени. Слой времени возникновения мезолита соответствует собственно А. к. Кремневые орудия не отличались от орудий позднего палеолита: мелкие круглые скребки, пластинки в виде перочинного ножика и др. Характерны небольшие плоские гарпуны, сделанные из рога благородного оленя и отличавшиеся по форме от палеолитических. Типичными для А. к. являются находки кам. галек с нанесенными на них красной краской загадочными знаками, их сопоставляют с австрал. чурингами. Племена А. к. жили первобытнообщинным строем, занимались собирательством, охотой и рыболовством.

Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; D?chelette J., Manuer d´arch?o ogie pr?historique, celtique et gallo-romaine, (t.) 1, P., 1908.

А. Я. Брюсов Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Азильская культура

Азильцы, обитатели пещеры в мезолитическое время, как и их мадленские предшественники, занимались охотой на диких животных, состав которых, однако, уже резко изменился. Полностью исчезли представители древней арктической фауны. Место северного оленя занял благородный олень, вместе с ним распространились и другие животные, обитавшие в широколиственных лесах умеренного пояса,— бобр, бурый медведь, кабан, барсук. Другой особенностью азильских отложений является обилие раковин съедобных моллюсков, преимущественно лесных улиток.
Характерно, что в азильское время по сравнению с более ранним, мадленским, костяные изделия, в особенности гарпуны, становятся более грубыми. Такие гарпуны появились на смену более совершенным и разнообразным по форме мадленским гарпунам потому, что рыхлый внутри рог благородного оленя уже не обладал прочностью рога северного оленя, поэтому при изготовлении гарпунов поневоле приходилось ограничиваться одной только наружной коркой рога.
Вместо разнообразных по типам и формам, а также относительно крупных по размерам кремневых изделий, свойственных верхнему палеолиту, теперь широко распространяются менее крупные изделия определенных стандартизованных форм, геометрические по очертаниям, в том числе сегменты и острия с одним дугообразно ретушированным лезвием, а также небольшие округлые скребки.
Одновременно произошли и другие изменения в культуре людей азильского времени.
Наиболее яркой особенностью инвентаря азильских пещерных стоянок являются раскрашенные гальки, в которых открывший их французский ученый Э. Пьетт хотел видеть знаки древнейшей письменности, свидетельствующие, по его наивному убеждению, о существовании в Mac-дАзиле грандиозной подземной школы писцов каменного века. Рисунки на гальках из Mac-дАзиля уцелели потому, что гальки лежали в совершенно сухом слое пыли. Эти гальки имели серый или беловатый фон и были разрисованы смешанной с жиром красной краской различных оттенков. Иногда же гальки предварительно окрашивали в светлорозовый цвет и затем уже наносили на них более темный рисунок. Рисунки на гальках имеют вид овальных пятен, поперечных полос и различных схематических фигур, в том числе крестов, зигзагов, решеток, звезд и, повидимому, солнца; лишь в немногих случаях эти рисунки напоминают стилизованные фигуры людей или животных.
Такие же раскрашенные гальки были обнаружены вместе с типично азильскими предметами из камня и кости также в пещере Крузад около Нарбонна, в пещере Риета в Кантабрийских горах в Испании, в Бирзеке (Швейцария) и в других местах. В пещере Бирзек было обнаружено 225 галек, из которых 120 полностью или частично сохранили раскраску, остальные, повидимому, первоначально также были раскрашены. Гальки лежали отдельными скоплениями, своего рода гнездами, и были намеренно разбиты.
Для понимания смысла и назначения раскрашенных азильских галек и, в частности, того, что произошло в пещере Бирзек, интересны этнографические сведения о верованиях австралийцев племени арунта, обитавших в Центральной Австралии. В культе племени арунта существенное место занимали так называемые чуринги. Чуринги выделывались из дерева и камня. Они нередко раскрашивались красками; такие раскрашенные каменные чуринги очень похожи по виду на азильские гальки. По представлениям арунта, чуринги служили вместилищами для душ сородичей. Каждый мужчина и каждая женщина арунта имели свою чурингу, где якобы пребывали их собственные души, унаследованные от умерших сородичей. Ввиду такого важного значения чуринг они тщательно охранялись и их прятали от врагов в пещерах. Гальки, найденные в пещере Бирзек, имели, повидимому, сходное назначение и были разбиты врагами.
Столь же любопытным фактом, рисующим верования азильцев, являются остатки погребений того времени. В пещере Офнет (около г. Нордлингена в Германии) оказались две ямы, в которых целыми гнездами лежали одни лишь черепа, густо засыпанные красной охрой. Такой же обычай устраивать коллективные захоронения черепов в пещерах существовал в недавнее время у племени ведда на Цейлоне, где он был связан с родовым культом, с почитанием духов умерших сородичей.
Следы культуры азильского облика прослеживаются также на Британских островах. Определенные черты сходства с азильскими памятниками Западной Европы имеют памятники южных областей СССР — Крыма, Кавказа, а отчасти также Средней Азии.
В слоях крымских пещер Шан-Коба, Замиль-Коба, Сюрень II и Фатьма-Коба оказались крупные и довольно грубые сегментовидные орудия из массивных широких пластин, резцы, кремневые острия, скребки, .отбойники, гальки для растирания краски и другие изделия, близкие по общему их облику к азильским орудиям Западной Европы, а также сравнительно многочисленные, но столь же грубые костяные орудия.
В пещере Замиль-Коба обнаружены остатки захоронения черепа, при котором оказались украшения из рыбьих зубов, а на Крымской Яйле найдены гальки, покрытые тонким резным узором в виде прямых и зигзагообразных линий, а также черточек, напоминающие расписные азильские гальки с таким же схематическим узором.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 1. 1956