(сцен. псевд. Баженов) [22.2(6.3).1878, Н. Новгород — 10.10.1954, Москва] — арт. оперы (тенор), камерный певец, музыковед, композитор. Доктор искусствоведения (1940). Образование получил сначала в Московском (физико-математич. ф-т), затем в Петерб. ун-те (биологич. ф-т), который окончил в 1901. Одновременно с занятиями в ун-те обучался пению у Н. Сперанского, В. Тютюнника, H. Миллера; брал уроки по композиции у Г. Конюса и Б. Яворского. В 1904 дебютировал на оперной сцене в Тифлисе. В 1906—14 пел в оперном т-ре в Н. Новгороде (здесь же с 1908 сотрудничал в качестве муз. критика в "Нижегород. листке", принимал участие в деят-сти "Общества любителей рус. музыки" и "Общества изящных искусств", выступал в концертах, дирижировал оркестром, читал лекции). С 1914 эпизодически выступал в моск. Опере С. Зимина.
В 1921—31 член и науч. сотрудник ГИМНа (Москва). В 1922—29 и 1933—41 вел курс истории вокальной педагогики в Моск. конс. (с 1940— проф.), где по его инициативе (вместе с Д. Аспелундом, Е. Малютиным и В. Садовниковым) был создан кабинет экспериментальной фонетики; принимал участие в исследовании процесса дыхания во время пения. С 1946 ст. науч. сотрудник Ин-та худож. воспитания АПН РСФСР. В послевоенные годы преподавал в Ин-те повышения квалификации педагогов и в ГМПИ им. Гнесиных, где вел курс вокальной методики и истории вокальной педагогики. Выступал с докладами "К истории возникновения сольного пения" и "Об украшении пения в XVI и XVII вв.".
Автор перевода на рус. яз. (также предисл., коммент. и примеч.) изд.: Гарсиа М. Школа пения. Ч. 1—2. — М., 1956. Б. принадлежат редакции вокальных сочинений Г. Берлиоза, Ж. Визе, И. Брамса, Р. Вагнера, К. Сен-Санса, И. Гайдна, Р. Шумана, редакция оперы "Гугеноты" Дж. Мейербера, редакция и коммент. изд.: Варламов А. Е. Полная школа пения. В 3-х ч. (М., 1953).
Муз. соч.: оперы — Эрос и Психея (1916), Дворянское гнездо (по роману И. Тургенева); романсы — "Черемухой душистой" Стихи К. Бальмонта. Для тенора или сопрано с ф-п., ор. 1, № 1 (М., 1916), Заклинание ("Расточитесь, духи непослушные..."). Стихи 3. Гиппиус. Для сопрано с ф-п., ор. 1, № 2 (М., 1916); "По родным полям". Для баса с ф-п., ор. 1, № 3 (М., 1916); Весна монастырская: "Звоны, стоны, перезвоны". Стихи С. Городецкого. Для меццо-сопрано с ф-п., ор. 1, № 4; музыка к нар. драме "Царь Масимилиан" (совм. с М. Ивановым-Борецким); хоры.
Лит. соч. О мерах поднятия вокального искусства и педагогики // Сборник докладов, прочитанных членами вокально-методической секции ГИМНа на Первой Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. — М., 1926; Учение о регистрах человеческого голоса // Муз. образование. 1929. № 1, 3—4; Там же. 1930. № 2; Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1 — 3. — М., 1929—1937; Истоки русской вокальной школы // Научно-творческая работа ВТО: Отчеты, рефераты, сообщения. Декабрь, 1945. — М., 1946. С. 6—8; Охрана и воспитание детского голоса // Художественное воспитание советского школьника: Сб. статей и материалов. Вып. 1. — М., 1947; Музыкальная акустика. — 2-е изд. — М., 1954; Очерки по истории вокальной педагогики. — М., 1956; М. И. Глинка, как певец и вокальный педагог // М. И. Глинка Сб. материалов и статей / Под ред. Т. Ливановой. — М.; Л., 1950; Воспитание детского голоса. — М., 1952; Вокальное воспитание детей. — М., 1953; Начальные приемы развития детского голоса / Совм. с А. А. Сергеевым и Н. Д. Орловой. — М., 1954; О дикции в пении (доклад, 1940-е гг.). — в ЦГАЛИ, ф. 2357, оп. 1, ед. хр. 220.
Лит.: Дмитpиев Л. В. А. Багадуров. — Ежегодник памятных музыкальных дат. — М., 1978.
Багадуров, Всеволод Алавердиевич
род. 22 февр. (6 марта) 1878 в Нижнем Новгороде, ум. 10 окт. 1954 в Москве. Доктор искусствоведения (1940). В 1901 окончил естественное отд. физико-математич. ф-та Петерб. ун-та. В 1906—1911 занимался в Москве по теории композиции у Г. Э. Конюса и Б. Л. Яворского, по пению у Н, И. Сперанского, В. С. Тютюника и Н. П. Миллера. В 1904—1905 певец казенной оперы в Тифлисе. В 1908—1914 муз. критик газ. "Нижегородский листок". В 1921—1931 науч. сотрудник и действ, член ГИМНа. С 1922 преподаватель, с 1928 доцент, в 1940—1950 проф. Моск. конс. (курс истории вокальной педагогики). С 1946 ст. науч. сотрудник Ин-та худож. воспитания Акад. пед. наук РСФСР.
Соч.: опера "Эрос и Психея" по драм. поэме Ю. Жулавского (клавир, М., 1916), народный балаган "Царь Максимилиан" (совм. с М. В. Ивановым-Борецким), симф. поэма "Принцесса. Греза", увертюра "В лесу" (1948), романсы и др. Редактор вокальных соч. Берлиоза, Визе, Вагнера, Гайдна, Шумана, Сен-Санса и др.
Лит. соч.: Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1. Старая итальянская и французская школа. М., 1929, ч. 2. Немецкая школа, новая итальянская школа, новая французская школа. М., 1932, ч. 3, вып. 1. М., 1937, 2. изд., перераб. и доп. под загл.: Очерки по истории [русской] вокальной педагогики. М., 1956; Музыкальная акустика (совм. с Н. А. Гарбузовым, П. Н. Зиминым, С. Г. Корсунским, А. А. Рождественским). М., 1940, 2 изд. 1954; Воспитание детского голоса. М., 1952; Вокальное воспитание детей. М., 1953; Начальные приемы развития детского голоса (совм. с Н. Д. Орловой и А. А. Сергеевым). М., 1954.