БАГДАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Найдено 1 определение
БАГДАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ж.-д. линия, соединяющая Босфор с Персидским зал. В кон.19 - нач. 20 вв. концессия на строительство Б. ж. д., к-рая должна была проходить по терр. Османской империи (совр. Турция, Сирийская Арабская Республика, Ирак), явилась объектом острой империалистич. борьбы между великими державами. Правящие круги Германии стремились с помощью Б. ж. д. поставить под свой контроль Османскую империю и держать под ударом англ. позиции в Индии и Египте и рус. позиции на Кавказе и в Ср. Азии. Цели герм. империализма противоречили также интересам Франции, обладавшей в кон. 19 в. значительными политич. и экономич. позициями в районе Бл. и Ср. Востока.

В 1888 Нем. банк ("Дейче банк") получил от тур. пр-ва первую концессию на продолжение строительства выкупленной им ж.-д. линии Стамбул - Измит (построена в 1871) до Ангоры (Анкары). В 1893, несмотря на активное противодействие англ. и франц. дипломатии, Нем. банк получил от тур. пр-ва концессию на продление этой линии от Эскишехира до Коньи. В 1899, после второго визита Вильгельма II в Османскую империю, глава Нем. банка Сименс подписал "предварит. соглашение" о концессии на строительство и эксплуатацию осн. магистрали Б. ж. д. - от Коньи через Багдад до Персидского зал. В 1903 окончательно была оформлена концессия, обеспечивавшая герм. монополистам исключительно высокую оплату за каждый км введенной в эксплуатацию дороги (т. н. километрич. гарантии). До начала самого строительства только на эмиссии акций и облигаций Б. ж. д. Нем. банк получил 138 млн. франков. Поскольку тур. казна была истощена, единств. источником для выплаты километрич. гарантий могло быть повышение Турцией тамож. пошлин с 8% до 11% со стоимости ввозимых в страну товаров. Однако в силу неравноправных торг. договоров, заключенных Турцией с др. державами, она не могла изменять свои тамож. тарифы без их согласия. Пр-ва же Англии, Франции и России, стремясь не допустить строительства Б. ж. д. Германией, всячески препятствовали повышению пошлин.

В ответ на приобретение Германией концессии 1899 рус. пр-во заключило в апр. 1900 "железнодорожное соглашение" с Турцией, по к-рому тур. пр-во обязывалось не предоставлять в Сев. Анатолии к.-л. ж.-д. концессий третьей державе.

Стремясь преодолеть сопротивление др. гос-в, герм. дипломатия пыталась достигнуть компромиссного соглашения с каждым из своих противников. В результате франко-герм. соглашения, подписанного в Берлине 6 мая 1899, франц. капитал был допущен к участию в строительстве Б. ж. д. В 1910-11 по Потсдамскому соглашению Россия, в обмен за отказ Германии от проникновения в Иран, прекратила противодействие строительству дороги. С Англией компромиссное соглашение было оформлено лишь в июне 1914; Германия передала Англии строительство ж.-д. линии к Ю. от Багдада в направлении Персидского зал.

К началу 1-й мировой войны Б. ж. д. осталась недостроенной. На С. рельсы были проложены до Рас-эль-Айна (за время войны до Нусайбина), на Ю. - от Багдада до Самарры. Строительство участка от Нусайбина до Самарры и тем самым завершение всей магистрали закончено в 1934-41 частными англ. и франц. компаниями.

В наст. время участки, составлявшие ранее Б. ж. д., принадлежат трем гос-вам - Турции, Сирийской Арабской Республике и Ираку. Коренное изменение междунар. обстановки на Бл. Востоке, происшедшее в результате Вел. Окт. социалистич. революции и двух мировых войн, а также появление новых видов воен. техники, транспорта и средств связи значительно уменьшили то большое политико-стратегич. значение, к-рое имела Б. ж. д. в нач. 20 в.

Важнейшим источником для изучения истории Б. ж. д. и герм. экспансии в Турции является нем. публикация "Die Grosse Politik der europ?ischen Kabinette, 1871-1914" - многотомное собрание герм. дипломатич. док-тов (тома 14(2), 17, 25(1), 27(2), 37(1), изд. в Берлине в 1924-27). Издатели док-тов, используя тематич. метод подачи материала, сознательно выпустили ряд важнейших док-тов, характеризующих агрессивность герм. политики, в частности они начинают публикацию мат-лов о Б. ж. д. только с 1890, с тем чтобы подчеркнуть, что активное проникновение Германии на Бл. Восток начинается лишь после отставки О. Бисмарка. Эта тенденция сквозит и в работах герм. историков, как, напр., Э. Бранденбурга, Онкена и др., всячески подчеркивающих экономич. заинтересованность Германии и Турции и маскирующих стратегич. острие этого плана.

Англ. политика в этом вопросе освещена в издании "British documents on the origins of the war, 1898-1914" (v. 1, 2, 6, 10, изд. в Лондоне, 1926-38). Англ. публикация начинает изложение материала вообще только с 1898 и всемерно маскирует англ. агрессию в вопросе строительства Б. ж. д. Эта же тенденция проводится в работах англ. и амер. историков Ирла, Гуча, Вольфа, Ленгера и др.

Наиболее полной является франц. публикация док-тов "Documents diplomatiques fran?ais" (s?rie 1, t. 1-9, 1929-39, s?rie 2, t. 1-3, 1930-31). В ней особый интерес для изучения вопроса о Б. ж. д. представляют тома 7, 8, 9-й первой серии и 1, 2-й - второй серии. К числу франц. авторов, разоблачающих агрессивную герм. политику на Бл. Востоке, относятся Мазель, Шерадам и др.

Огромный не опубликованный до сих пор материал по вопросам Бл. Востока, в частности по ист. Б. ж. д., содержится в Архиве внеш. политики МИД СССР (фонды "Канцелярии министра за 1888-1914 гг." и др.). Изложение офиц. рус. точки зрения, отражающей политику царского пр-ва в вопросе о Б. ж. д., содержится в работах Семенова, Томилова. Позиция сов. историографии по вопросу о Б. ж. д. освещается в "Истории дипломатии" (т. 2), в работах Е. В. Тарле и в труде А. С. Ерусалимского "Внешняя политика и дипломатия герм. империализма в конце XIX в." (1951), а также в работе автора наст. статьи.

Публ.: Ключников Ю. В. и Сабанин А. В., Междунар. политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, ч. 1, М., 1925, с. 381-85, 398-400; British documents on the origins of the war 1898-1914, ed. by G. P. Gooch a. H. Temperley, v. 2, L., 1927, p. 174-96, v. 6, L., 1930, p. 325-433, 793-96, V. 10, pt 2, L., 1938, p. 1-420; Die Grosse Politik der europ?ischen Kabinette, 1871-1914, hrsg. von J. Lepsius, A. Mendelssohn..., Bd 14, H. 2, В., 1924, S. 439 - 530, Bd 17, В., 1924, S. 369-461, Bd 25, Tl 1, В., 1925, S. 175-280, Bd 27, Tl 2, В., 1925, S. 557-718, 903-63, Bd 37, Tl 1, В., 1927, S. 139-470.

Лит. (кроме указ. в статье): Павлович М. П., Империализм и борьба за великие ж.-д. и мор. пути будущего, М., 1922; Бондаревский Г. Л., Багдадская дорога и проникновение герм. империализма на Бл. Восток, Таш., 1955; Earle E. M., Turkey, the great powers and the Bagdad railway, N. Y., 1923; Wolf J. В., The diplomatic hystory of the Bagdad railroad, Columbia, 1936; Langer W., The diplomacy of imperialism, 2 ed., N. Y., 1951, p. 629-50; Brandenburg E., Von Bismarck zum Weltkrieg, Lpz., 1939; Gooch G. P., Before the war; studies in diplomacy, v. 1, L.-N. Y., 1936; Mazel G., Le chemin de fer de Bagdad..., Montpellier, 1911; Ch?radame A., La question d´ Orient. La Mac?doine Le chemin de fer de Bagdad, R, 1903.

Г. Л. Бондаревский. Москва. —***—***—***—

Багдадская железная дорога
багдадская жд

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976