(5 IX 1735, Лейпциг - 1 I 1782, Лондон)
«Галантнейший из всех сыновей Себастьяна» (Г. Аберт), властитель дум музыкальной Европы, модный педагог, популярнейший композитор, могущий поспорить славой с любым из своих современников. Столь завидная судьба выпала на долю младшего из сыновей И. С. Баха - Иоганна Кристиана, вошедшего в историю под именем «миланского» или «лондонского» Баха.
Лишь юные годы Иоганна Кристиана прошли в Германии: до 15 лет в родительском доме, а затем под опекой старшего сводного брата Филиппа Эмануэля - «берлинского» Баха - в Потсдаме при дворе Фридриха Великого. В 1754 г. юноша, первый и единственный из всей семьи, навсегда покидает родину. Его путь лежит в Италию, продолжающую и в XVIII в. быть музыкальной меккой Европы. За плечами молодого музыканта успех в Берлине как клавесиниста, а также небольшой композиторский опыт, который он усовершенствовал уже в Болонье, у знаменитого Падре Мартини. Фортуна с самого начала улыбалась Иоганну Кристиану, чему немало способствовало принятие им католицизма. Рекомендательные письма из Неаполя, затем из Милана, а также репутация ученика Падре Мартини открыли перед Иоганном Кристианом двери Миланского собора, где он занял место одного из органистов. Но карьера церковного музыканта, каким был его отец и братья, нисколько не привлекала младшего из Бахов. Очень скоро о себе заявил новый оперный композитор, стремительно завоевавший ведущие театральные подмостки Италии: его опусы ставились в Турине, Неаполе, Милане, Парме, Перуджии, а к концу 60-х гг. и на родине, в Брауншвейге. Слава об Иоганне Кристиане докатилась до Вены и Лондона, и в мае 1762 г. он просит церковное начальство об отпуске для выполнения оперного заказа Лондонского королевского театра.
Начался новый период в жизни маэстро, которому суждено было стать вторым в знаменитой триаде немецких музыкантов, составивших славу... английской музыки: преемник Г. Ф. Генделя, Иоганн Кристиан почти на 3 десятилетия опередил появление на берегах Альбиона И. Гайдна... Не будет преувеличением считать 1762-82 гг. в музыкальной жизни английской столицы временем Иоганна Кристиана, по праву завоевавшего прозвище «лондонский» Бах.
Интенсивность его композиторской и артистической деятельности даже по меркам XVIII в. была огромной. Энергичный и целеустремленный - именно таким он смотрит на нас с замечательного портрета своего друга Т. Гейнсборо (1776), выполненного по заказу Падре Мартини, он успевал охватить едва ли не все возможные формы музыкальной жизни эпохи.
Во-первых, театр. Как Придворный королевский, где ставились «итальянские» опусы маэстро, так и Королевский Covent Garden, где в 1765 г. состоялась премьера традиционной для Англии балладной оперы «Мельничная служанка», принесшей ему особенную популярность. Мелодии из «Служанки» распевались самой широкой публикой. Не меньшим успехом пользовались и итальянские арии, публиковавшиеся и бытовавшие отдельно, равно как и собственно песни, собранные в 3 коллекции.
Второй важнейшей сферой деятельности Иоганна Кристиана было музицирование и преподавание в кругу меломанствующих аристократов, прежде всего его патронессы королевы Шарлотты (кстати, уроженки Германии). Приходилось выступать и с духовной музыкой, исполнявшейся по английской традиции в театре во время великого поста. Здесь - оратории Н. Иоммелли, Дж. Перголези, а также собственные сочинения, которые композитор начал писать еще в Италии (Реквием, Короткая месса и др.). Следует признать, что духовные жанры мало интересовали и не слишком удавались (известны даже случаи провалов) «лондонскому» Баху, целиком посвятившему себя светской музыке. В наибольшей степени это проявилось на едва ли не самом главном поприще маэстро - «Бах-Абель концертах», которые он на коммерческих началах учредил со своим отроческим другом, композитором и гамбистом, в прошлом учеником Иоганна Себастьяна К. Ф. Абелем. Основанные в 1764 г. «Бах-Абель концерты» долгое время задавали тон я лондонском музыкальном мире. Премьеры, бенефисы, показ новых инструментов (например, благодаря Иоганну Кристиану впервые в Лондоне в качестве сольного инструмента дебютировало фортепиано) - все это стало неотъемлемой чертой Бах-Абельского предприятия, дававшего до 15 концертов в сезон. Основу репертуара составляли произведения самих устроителей: кантаты, симфонии, увертюры, концерты, многочисленные камерные сочинения. Здесь же можно было услышать симфонии Гайдна, познакомиться с солистами знаменитой мангеймской капеллы.
В свою очередь сочинения «англичан» получили широкое хождение в Европе. Уже в 60-х гг. они исполнялись в Париже. Европейские меломаны стремились заполучить Иоганна Кристиана не только в качестве композитора, но и капельмейстера. Особый успех ожидал его в Мангейме, для которого написан ряд сочинений (в т. ч. 6 квинтетов ор. 11 для флейты, гобоя, скрипки, альта и basso continuo, посвященных известному знатоку музыки курфюрсту Карлу Теодору). Иоганн Кристиан даже на некоторое время переезжает в Мангейм, где с успехом идут его оперы «Фемистокл» (1772) и «Луций Сулла» (1774).
Опираясь на свою известность во французских кругах как инструментального композитора, он пишет специально для Парижа (по заказу Королевской академии музыки) оперу «Амадис Галльский», впервые исполненную перед Марией Антуанеттой в 1779 г. Хотя и выполненная на французский лад - с традиционными дивертисментами в конце каждого акта - опера не имела успеха, что положило начало общему спаду творческой и артистической активности маэстро. Его имя продолжает фигурировать в репертуарных списках королевского театра, но не удавшемуся «Амадису» суждено было стать последним оперным опусом Иоганна Кристиана. Постепенно угасает интерес и к «Бах-Абель концертам». Придворные интриги, отторгнувшие Иоганна Кристиана на вторые роли, ухудшение здоровья, долги привели к преждевременной смерти композитора, лишь ненадолго пережившего свою померкшую славу. Жадная до новизны английская публика тотчас забыла его.
За сравнительно недолгую жизнь «лондонский» Бах создал огромное количество сочинений, с необычайной полнотой выразив дух своего времени. Дух эпохи р»о»к»о»к»о. Известны его выражения в адрес великого отца «alte Perucke» (букв. - «старый парик»). В этих словах не столько пренебрежение к вековой семейной традиции, сколько знак крутого поворота к новому, в чем Иоганн Кристиан пошел значительно дальше своих братьев. Характерно замечание в одном из писем В. А. Моцарта: «Я сейчас как раз собираю баховские фуги. - Как Себастьяна, так и Эмануэля и Фридемана» (1782), не отделявшего таким образом при изучении старого стиля отца от его старших сыновей. И совершенно иное чувство Моцарт питал к своему лондонскому кумиру (знакомство состоялось в 1764 г. во время моцартовских гастролей в Лондоне), являвшемуся для него средоточием всего самого передового в музыкальном искусстве.
Значительную часть наследия «лондонского» Баха составляют оперы в основном в жанре seria, переживавшем на рубеже 60-70 гг. XVIII столетия в произведениях Дж. Сарти, П. Гульельми, Н. Пиччинни и других представителей т. н. неонеаполитанской школы вторую молодость. Важная роль в этом процессе принадлежит Иоганну Кристиану, начавшему свою оперную карьеру в Неаполе и фактически возглавившему упомянутое направление.
В разгоревшейся в 70-х гг. знаменитой войне «глюккистов и пиччиннистов лондонский» Бах скорее всего был на стороне вторых. Недаром он ничтоже сумняшеся предложил свою версию глюковского «Орфея», снабдив в сотрудничестве с Гульельми эту первую реформаторскую оперу вставными (!) номерами, дабы она приобрела масштаб, необходимый для вечернего развлечения. «Новинка» с успехом продержалась в Лондоне несколько сезонов (1769-73), затем экспортировалась Бахом в Неаполь (1774).
Оперы самого Иоганна Кристиана, скроенные по хорошо известной схеме «концерта в костюмах», на бытующие с середины XVII в. либретто метастазиевского типа, внешне мало чем отличаются от десятков других опусов подобного рода. Это меньше всего создания композитора-драматурга. Их сила в другом: в мелодической щедрости, совершенстве формы, «богатстве гармонии, искусной ткани партий, новом счастливом использовании духовых» (Ч. Берни).
Необычайным разнообразием отмечено инструментальное творчество Баха. Широкая популярность его сочинений, распространявшихся в списках (как говорили тогда «любителям на потеху», от простых горожан до участников королевских академий), разноречивая атрибуция (у Иоганна Кристиана было по крайней мере 3 варианта фамилии: кроме нем. Бах итал. Бакки, англ. Бакк) не позволяют до конца учесть всего, что создано композитором, охватившим практически все современные ему инструментальные жанры.
В своих оркестровых произведениях - увертюрах и симфониях - Иоганн Кристиан стоял на предклассицистских позициях и в построении целого (по традиционной «неаполитанской» схеме быстро - медленно - быстро), и в оркестровом решении, обычно зависящем от места и характера музицирования. Этим он отличался и от мангеймцев, и от раннего Гайдна с их стремлением к кристаллизации как цикла, так и составов. Однако было и много общего: как правило, крайние части «лондонский» Бах писал соответственно в форме сонатного аллегро и в «излюбленной форме галантной эпохи - рондо» (Аберт). Наиболее значителен вклад Иоганна Кристиана в развитие концерта, фигурирующего в его творчестве в нескольких разновидностях. Это концертная симфония для нескольких солирующих инструментов с оркестром - нечто среднее между барочным concerto grosso и сольным концертом зрелого классицизма. Наиболее известен ор. 18 для четырех солистов, привлекающий мелодическим богатством, виртуозностью, свободой построения. Все сольные концерты Иоганна Кристиана за исключением ранних опусов для деревянных духовых (флейты, гобоя и фагота, созданных в годы ученичества под руководством Филиппа Эмануэля в Потсдамской капелле) написаны для клавира - инструмента, обладавшего для него поистине универсальным значением. Еще в ранней юности Иоганн Кристиан проявил себя очень талантливым клавиристом, чем, по-видимому, заслужил лучшую, по мнению братьев, и к их немалой зависти, часть наследства: 3 клавесина. Концертирующий музыкант, модный педагог, он проводил за любимым инструментом большую часть своей жизни. Для клавира написаны многочисленные миниатюры, сонаты (в т. ч. четырехручные «уроки» для учеников и любителей, пленяющие первозданной свежестью и совершенством, обилием оригинальных находок, изяществом и элегантностью). Не менее примечателен цикл Шесть сонат для клавесина или «пиано-форте» (1765), аранжированный Моцартом для клавира, двух скрипок и баса. Очень велика роль клавира и в камерной музыке Иоганна Кристиана.
Жемчужиной инструментального творчества Иоганна Кристиана являются его ансамблевые опусы (квартеты, квинтеты, секстеты) с подчеркнуто виртуозной партией одного из участников. Вершиной этой жанровой иерархии является Концерт для клавира с оркестром (не случайно именно клавирным концертом Иоганн Кристиан в 1763 г. завоевал титул «музыкального мастера» королевы). Именно ему принадлежит заслуга в создании клавирного концерта нового типа с двойной экспозицией в 1 части.
Смерть Иоганна Кристиана, не замеченная лондонцами, была воспринята Моцартом как огромная потеря для музыкального мира. И лишь спустя столетия моцартовское понимание «заслуг» его духовного отца стало всеобщим. «Цветок грациозности и изящества, галантнейший из сыновей Себастьяна занял подобающее ему место в музыкальной истории». /Т. Фрумкис/