Бахметев Николай Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бахметев Николай Иванович

Бахметев, Николай Иванович, композитор. Родом из дворян Саратовской губернии (1807 - 91). Музыкальные способности пробудились рано. Двенадцати лет он уже мог играть на скрипке виртуозные пьесы Виотти, Роде и других. Учился у выдающегося скрипача Иосифа Бема, а по теории музыки - у Швенке и Шрейнура. По окончании пажеского корпуса выпущен офицером в гвардейскую кавалерию. Участвовал в турецкой кампании 1828 года, а затем около года состоял при русском после, князе Орлове , в Константинополе. Здесь впервые Б. заявил себя как музыкальный деятель, сформировав оркестр, в котором принимали участие многие лица дипломатического корпуса, и сам он - как первая скрипка. В 1842 году вышел в отставку и жил в саратовском имении, служа по выборам четыре трехлетия в должности губернского предводителя дворянства. Сформировал у себя оркестр и хор из крепостных крестьян, исполнявший под его руководством церковные песнопения. Переехав в Петербург, устраивал у себя музыкальные вечера, получившие громкую известность, был руководителем в клубе любителей музыки, где исполнялись преимущественно произведения немецких классиков. В 1861 году назначен на место А.Ф. Львова директором придворной певческой капеллы и оставался на этом посту до 1883 года, улучшив подбор голосов и самое исполнение хора малолетних певчих; хорошо поставленные при нем классы смычковых инструментов сделали капеллу рассадником и оркестровых музыкантов. В 1869 году под редакцией Б. издан капеллой действующий и ныне ""Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемый"" (в двух частях), заменивший собою прежнее издание, выпущенное при Львове. Б. был последним из директоров капеллы, неправильно пользовавшихся правом цензуры церковной музыки, с тех пор, как императрица Екатерина II предоставила такое право лично Бортнянскому . Когда Б. воспретил исполнять на богослужении только что изданную литургию Чайковского и наложил арест на самое издание, то издатель П. Юргенсон возбудил против Б. дело в суде, восстановившем права издателя и приговорившем Б. к уплате убытков издателя и судебных издержек. Собственные сочинения Б. довольно многочисленны: симфония, струнный квартет, пьесы для фортепиано, скрипки, романсы (в том числе популярные в свое время ""Борода-ль моя бородушка"", ""Ты душа-ль моя"", ""Песня ямщика"" и другие) и церковные песнопения. Из последних изданы: причастные стихи для смешанного хора (29 №); трех-, четырех- и шестиголосные сочинения на разные тексты (17 №, в том числе 9 ""Херувимских"", 2 ""Достойно есть"", ""Символ веры"", ""Отче наш"", ""Милость мира""); восьмиголосные и двухорные (7 №, в том числе ""Херувимская"" - для двух хоров). Церковные сочинения Б. носят театральный характер и выдержанностью церковного стиля не отличаются: они переполнены диссонирующими гармониями, неуместными модуляциями, а слова текста распределены между отдельными партиями так, что произносятся не одновременно всеми хористами с частыми повторениями одних и тех же слов в то время, как другие хористы идут далее, что нарушает последовательное изложение мысли. Поэтому церковные песнопения Б., трудные к тому же и для исполнения, не получили большого распространения. Г. Т.

Источник: Биографический словарь. 2008

Бахметев, Николай Иванович

— композитор, род. в 1807 г., ум. 31 августа 1891 г, в С.-Петербурге. Образование он получил в пажеском корпусе, откуда в 1826 г. выпущен офицером в гусарский полк и участвовал в войне с Турцией в 1828 г.; в военной службе оставался до 1842 г., когда вышел в отставку в чине полковника, поселился в своем имении Саратовской губ., и здесь четыре трехлетия был губернским предводителем дворянства. Музыкальные способности Бахметев обнаружил очень рано, еще с 12-летнего возраста, отлично исполняя на скрипке пьесы Виотти, Роде и другие. Состоя после турецкой войны при посольстве в Константинополе, он устроил здесь оркестр. В Саратове он завел у себя хор и оркестр, давал концерты и исполнял оперы. Его музыкальные вечера славились далеко за пределами города. С известными композиторами Львовым, Глинкою, Серовым, Даргомыжским он был в дружеских отношениях. В 1861 г., после смерти Львова, Бахметев занял место директора Императорской певческой капеллы, в 1866 г. назначен камергером Высочайшего Двора, а в 1872 г. — гофмейстером. В 1883 г. он оставил должность директора капеллы. Будучи в Петербурге, Бахметев основал первое музыкальное (концертное) общество и много способствовал его процветанию. Как композитор, Бахметев занимался преимущественно духовной музыкой (особенно известны его "херувимские"), писал романсы, квартеты для струнных инструментов, пьесы для фортепиано (4) и для одной скрипки (до 13), всего оставил около 120 музыкальных произведений, из которых около 52 церковного содержания.


Словари: Березина и Андреевского. — "Историч. Вестн." 1891 г. окт. стр. 285. — "Всемирн. Иллюстр." 1876 г. № 390. — Материалы для истории Пажеского корпуса" Милорадовича, изд. 1876 г.


{Половцов}





Бахметев, Николай Иванович


— русский композитор; род. в 1807 г.; воспитывался в пажеском корпусе, по выходе откуда принимал участие в кампании 1827 г., состоя в армейском гусарском полку; в 1829 г. Б. состоял при посольстве князя Орлова в Константинополе. В 1842 г. вышел в отставку с чином полковника и переехал в свое саратовское имение. Шесть лет состоял саратовским губернским предводителем дворянства, где завел у себя хор и оркестр. В имении Б. давались оперы и концерты; в последних была, между прочим, исполнена 9-я симфония Бетховена — факт весьма любопытный для тогдашнего времени. В 1861 г. Б. был назначен на место А. Ф. Львова директором императорской певческой капеллы и занимал этот пост до 1883 г. Бахметев довольно рано обнаружил музыкальные способности; на 12-м году он уже хорошо играл на скрипке, исполняя отчетливо и чисто сочинения Роде, Виотти и друг. Учителем его на скрипке был известный скрипач Бем, а теории — Швейнке и Шрейнур. На композиторском поприще Б. обнаружил большую плодовитость. Он написал 52 церковных сочинения, 47 светских (русские и французские романсы), квартет для струнных инструментов (D-dur), одну симфонию (G-moll), 13 сочинений для скрипки и 4 для фортепиано, всего до 120 сочинений. Из его романсов особенной популярностью пользовались в 40-е и 60-е гг.: "Борода ль моя, бородушка", "Ты душа ль моя" и "Песнь ямщика". В 1883 г. Б. вышел в отставку. Из духовных произведений Б. более выделяются его эффектные "Херувимские", хоровое исполнение которых представляет немалые трудности.


{Брокгауз}





Бахметев, Николай Иванович (дополнение к статье)


— композитор; † в 1891 г.


{Брокгауз}





Бахметев, Николай Иванович


— композитор, род. 1807, ум. 1891; по окончании пажеского корпуса прослужил на военной службе до 1842, после чего поселился в своем саратовском поместье, где содержал хор певчих и оркестр из крепостных крестьян. Как известный любитель музыки, назначен был. в 1861 директором Придворной певческой капеллы, в каковой должности состоял до 1883. Под его редакцией издан "Обиход церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого" (2 ч.), взамен такого же обихода, редактированного предшественником Б. по капелле, А. Львовым. Духовно-музыкальные сочинения Б. (в 3 т.) заключают в себе ряд причастных стихов для смешенного хора; собрание 3-х, 4-х, 6-ти и 8-голосных (а также и 2-хорных) духовных песнопений, и 3 концерта для смешанного хора. Сочинения Б. вследствие слишком свободного применения в них диссонансов, хроматизма, эффектов модуляции, равно как и злоупотребления текстом песнопений (неодновременное произношение слов, повторение их) признаются ныне мало удовлетворяющими требованиям церковного стиля. Кроме духовных сочинений, Б. написаны еще симфония, струнный квартет, романсы, сочинения для фп. и для скрипки.


(П.).


{Риман}





Бахметев, Николай Иванович


(1807—91) — любитель-композитор (свыше 50 духовных произведений и несколько светских); преемник А. Ф. Львова по управлению придворной певческой капеллой (1861—1883).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008